Статья:

ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Конференция: LXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Выходные данные
Кузубова А.Ю. ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(78). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Кузубова Ангелина Юрьевна
канд. юрид. наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж

 

THE INFLUENCE OF TRADITIONAL LEGAL VALUES ON LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES

 

Angelina Kuzubova

Candidate of legal Sciences, Associate Professor, Voronezh State Pedagogical University, Russia, Voronezh

 

Аннотация. Обращение к исследованию влияния традиционных правовых ценностей на профессиональное правосознание отечественных правоприменителей обусловлено необходимостью изучения механизмов корреляции нравственных и правовых ценностей с системой правового регулирования. Научный интерес представляет процесс и результат когнитивной деятельности правоприменителя, оказывающий влияние на функционирование всей правовой системы. В статье сделан вывод том, что современное правосознание специальных субъектов аккумулирует многие традиционные правовые ценности, в том числе, «справедливость», «порядок», «ответственность».

Abstract. The appeal to the study of the influence of traditional legal values on the professional legal consciousness of domestic law enforcement officers is due to the need to study the mechanisms of correlation of moral and legal values with the system of legal regulation. Of scientific interest is the process and result of the cognitive activity of the law enforcement officer, which affects the functioning of the entire legal system. The article concludes that the modern legal consciousness of special subjects accumulates many traditional legal values, including "justice", "order", "responsibility".

 

Ключевые слова: правовые ценности; юридическая доктрина; профессиональное правосознание; правоприменители; профессиональная этика юристов.

Keywords: legal values; legal doctrine; professional legal awareness; law enforcement; professional ethics of lawyers.

 

Составляющей статуса юриста является его профессиональная аксиосфера, в которой воплощаются ценности и смыслы профессии, ценностные ориентации, нормы, правила, традиции и т.д. Профессия подразумевает не только обладание специальными знаниями, подготовкой, компетенциями, подтвержденными соответствующими дипломами, удостоверениями, сертификатами и иными документами, но и ценностную ориентацию на служение общественным целям. Профессиональная принадлежность к юридической профессии предполагает наличие позитивной оценки действующего права, сформированного желания воплощать правовые ценности в служебной и частной практике. Знание законодательства не тождественно его верной оценке, в свою очередь, даже адекватная оценка может нивелировать регулирующий потенциал права из-за преобладания негативных правовых установок.

Профессиональная этика юристов характеризуется высоким уровнем интеграции правовых и моральных норм, регулирующих их деятельность. Правоприменители с особым статусом, в частности, судьи, прокуроры, следователи, выполняют свою миссию с опорой не только на закон, но и на свою совесть, нравственные убеждения. Особый функционал юридического сообщества обусловливает необходимость введения повышенных требований к моральному статусу его членов, что воплотилось в выработке комплексов этических норм.

Категории «совесть», «справедливость», «долг» детерминируют содержательный компонент права. И.А. Ильин, определяя правосознание как инстинктивное правочувствие, волю к духу, к справедливости и к добру, считал, что оно институционализировано в совести и религиозном чувстве: «Можно представить себе, конечно, правосознание вне религии и вне совести, но это будет что-то вроде воли, лишенной неба и земли, это будет… черствая форма, лишенная дара любви и дара созерцания» [3, с. 113].

Как категория этики совесть отражает способность к внутренней самооценке, соотнесению своего поведения с требованиями нравственности, позволяющей совершать выбор модели поведения. Совесть автономна по отношению к обществу и государству, но она важна для указанных институтов, так как она продуцирует мировоззренческие предпочтения. Правовое измерение совести заключено в потенциале совести как духовно-нравственного закона обеспечивать правильную оценку, уважение и соблюдение права вне внешнего принуждения. Совесть действует совместно с чувствами долга, ответственности, стыда. Последнее чувство выражается в укорении себя, осознании духовного недостоинства на фоне обнажения безнравственного деяния. Долг следует трактовать как нравственную готовность совершать определенные действия и нести за них ответственность. Ответственность, в свою очередь, это отражение уровня восприятия личностью нравственно-правовых ценностей и способность действовать, осознавая последствия своих деяний.

Значение совести в правовом регулировании общественных отношений трудно переоценить, именно следование данному нравственному чувству в значительной степени обеспечивает правомерность поведения. Развитость совести создает естественное уважительное отношение к праву вне принудительных процедур. Отсутствие совести побуждает человека совершать аморальные и противоправные поступки, выступать против сложившегося социального уклада.

Наличие зрелой системы правовых ценностей является необходимым качеством любого правоприменителя, но ценностные ориентации судей играют особую роль. Правосудие в силу своей особой социальной миссии должно отвечать гуманистической традиции, выраженной в ценностном отношении к человеку. Значение функционирования судебной системы невозможно нивелировать: именно она предназначена для восстановления справедливости, поддержания порядка, разрешения конфликтов, защиты прав, опосредования разных типов общественных отношений.

Правосудие неотделимо от справедливости, более того, указанные категории нередко отождествляются. Справедливость проявляется в соразмерности, соответствии применяемых правовых норм нормам нравственности в процессе оценки того деяния или отношения, которое является предметом судебного разбирательства. Справедливость в контексте судопроизводства включает множество граней. В первую очередь, это императив, требующий действовать соразмерно с объективной истиной, законом и собственной совестью, опираясь на установленные по делу факты. Справедливость подразумевает соответствие понятию о должном порядке, равенство всех членов общества, применение справедливого закона, независимость и беспристрастность суда, соразмерность деяния и воздаяния и т.п. Решения судов должны быть адекватны критериям справедливости, в контексте судопроизводства это предполагает установление истины, обеспечение равенства субъектов судопроизводства, выяснение всех фактических обстоятельств.

Современное процессуальное и материальное законодательство сделало легитимными личностно-нравственные категории «совесть», «достоинство», «внутреннее убеждение», что еще раз подчеркивает наличие субъективного и творческого начал в правосудии. Так, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» содержит текст присяги судьи, включающий следующее: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть» [1]. Соответственно, качество судопроизводства не сводимо к уровню владения судей позитивным правом, только единство нормативной и ценностной систем позволяет говорить о профессионализме служителей Фемиды.

В контексте осуществления правосудия востребована и такая правовая ценность как правоморальное долженствование, предполагающее слияние феноменов «моральный долг» и «юридическая обязанность». Нормы российского специального законодательства и актов, исходящих от самого сообщества судей, подчеркивают конвергенцию профессиональной деятельности и нравственного долга. Кодекс судейской этики ввел обязательные для каждого судьи правила поведения, основанные на высоких нравственно-этических требованиях» [4]. В акте, принятом судейским сообществом, устанавливаются повышенные нравственно-этические требования к судье, обусловленные его статусом. В частности, судья «должен следовать высоким стандартам морали и нравственности, быть честным, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб репутации судьи» [4].

Не менее остро стоит и проблема свободы, точнее, свободы выбора в контексте ответственности и понимания последствий акта правосудия. Свобода и независимость на фоне связанности нравственными императивами обеспечивают справедливую, беспристрастную деятельность судей. Категория «судейское усмотрение» призвана устранить неопределенность и ограниченность закона путем конкретизации спорного права. Судейское усмотрение позволяет критически подходить к нормам права, подвергать их оценке и анализу через обращение к правовым идеалам и принципам. Свобода судейского усмотрения предполагает пределы самостоятельности воли судьи, в рамках которых принимается решение. Нравственно-правовые границы судейского усмотрения очерчены категориями справедливости, добросовестности, разумности.

Социализация судьи предполагает эволюцию его ценностных ориентаций в контексте взаимодействия внутренних свойств и внешней профессиональной среды. Председатель Конституционного Суда России В.Д. Зорькин призывает не допускать противопоставление человека и государства: «И не надо для этого менять ядро нашей культуры, надо правильно соединить Дух народа и содержание права, традицию и современность» [2]. Необходимо целенаправленное формирование профессионального правосознания судей с опорой на нравственные ценности чести, достоинства, осознания особого долга служителей Фемиды перед обществом и др. В свою очередь, мораль и нравственность должны быть защищены правосудием, в противном случае это будет дестабилизировать правовую ценностную систему. К сожалению, действующее законодательство не обеспечивает подлинной независимости судей от иных ветвей государственной власти, от вышестоящего руководства в рамках судебной системы, превращая судей де-факто в простых чиновников, что не соответствует природе правосудия и его социальной миссии.

Единство ценностных ориентаций является важным свойством дифференциации профессиональных групп в среде юристов. В структуре профессионального правосознания правовые ценности и идеалы являются доминантными компонентами процессов социализации юриста, в силу чего, любые сбои в аксиосфере неизбежно запускают механизм разрушения.

Важность принимаемых юристами решений обусловливает предъявление требований не только к их качеству и законности, но, также, актуализирует общественный запрос на их гуманность и справедливость. Что невозможно вне ценностной корреляции этических и правовых категорий: справедливости и правды, прав и долга, достоинства и чести, свободы, равенства, порядка и др. В качестве отдельного направления развития следует выделить необходимость совершенствования юридической образовательной стратегии, уход от технократических подходов, формирующих искаженные подходы к праву как к исходящим от власти приказам и директивам.

Уровень профессионального понимания права особыми субъектами - правоприменителями в значительной степени влияет на правовой статус общества. Современное правосознание специальных субъектов аккумулирует многие правовые ценности русского консерватизма, в том числе, «справедливость», «порядок», «ответственность», ориентированы судьи и на развитие нравственных качеств в контексте профессионального развития. Эффективность функционирования судебной системы обусловлена, в том числе, доверием к институту, возможном лишь при условии воплощения подлинно независимого, справедливого, гуманного правосудия, способного к конвергенции предписаний закона и требований человеческого духа.

 

Список литературы:
1. Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 25.10.2019) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Зорькин В.Д. Право в условиях глобальных перемен: монография. М.: НОРМА, 2013. 496 с.
3. Ильин И.А. О сущности правосознания. М.: «Рарогъ», 1993. 235 с.
4. Кодекс судейской этики от 19 декабря 2012 г. (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г.) (с изменениями и дополнениями) // СПС «Гарант».