Статья:

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Конференция: LXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право

Выходные данные
Попова Е.В. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(72). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Попова Екатерина Викторовна
магистрант, Высшая школа государственного аудита им. М. В. Ломоносова, РФ, г. Москва
Анищенко Евгений Владимирович
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Высшая школа государственного аудита им. М. В. Ломоносова, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В данной статье проведен анализ мер государственного принуждения, направленных на противодействие легализации доходов, полученных преступным путём.

В соответствии со ст.174 УК РФ, исходя из анализа основных способов совершения данного преступления, можно сделать вывод о том, что основными направлениями контроля со стороны государства за легализацией доходов, полученных преступным путем, является предотвращение возникновения центров легализации капитала.

В статье анализируются основные государственные меры, которые направлены на пресечение подобных преступных действий посредством усиления контроля со стороны государственных органов.

Abstract. This article analyzes the measures of state coercion aimed at counteracting the legalization of proceeds from crime. In accordance with Article 174 of the Criminal Code of the Russian Federation, based on an analysis of the basic principles of this situation, it can be concluded that the main directions of state control over the legalization of income, proceeds from crime are the result of the emergence of centers for the legalization of income. The article analyzes the main initiatives aimed at suppressing alleged crimes related to control by state bodies.

 

Ключевые слова: легализация доходов; полученных преступным путем; меры государственного противодействия; способы легализации доходов; полученных преступным путем; меры противодействия; криминальные доходы; угроза экономической безопасности.

Keywords: legalization of proceeds from crime; measures of state counteraction; methods of legalization of proceeds from crime; countermeasures; criminal proceeds; threat to economic security.

 

Неотъемлемой составляющей национальной безопасности государства является экономическая безопасность, для которой важнейшую угрозу представляет процесс криминализации экономики, когда нормальная законная деятельность коммерческих структур, банковских организаций и иных предприятий нарушается. Как следствие, государственная казна недополучает огромные суммы денег ежегодно [10].

Подобные преступления совершаются таким образом, что преступники перемещают нелегальные доходы в финансовую систему, а затем возвращают их себе в форме легальных доходов.

Данные действия получили в законодательстве наименования «Легализации доходов или иного имущества, полученного преступным путем» [3].

На практике преступники зачастую применяют такие способы легализации доходов как, а именно:

  1. Незаконные операции по обналичиванию денежных средств,
  2. Злонамеренное увеличение стоимости товаров и услуг,
  3. Имитация получения кредитных средств,
  4. Использование фиктивных организаций в целях вывода денежных средств, полученных преступным путем,
  5. Создание видимости получения прибыли под прикрытием законной деятельности и иные[8].

Все перечисленные способы совершения преступления, а также иные варианты во многом имеют разнообразные опасные последствия, среди которых можно выделить снижение уровня финансовой стабильности государства, ухудшение финансового благополучия граждан, негативные изменения устойчивости мирового рынка за счет незаконного вывода средств, значительный рост инфляции и развитие теневой экономики.

В связи с этим, государствам надлежит применять все возможные меры для того, чтобы оказывать противодействие подобным деяниям, бороться с актами легализации доходов, полученных преступным путем.

Успех подобных действия каждого конкретного государства ставится в зависимость от того, насколько тесно осуществляется международное сотрудничество между государствами по вопросам предоставления информации, связанных с совершением подобных актов, а также по пресечению их совершения как на национальном, так и на трансграничном уровнях.

В 1989 году по решению стран «большой восьмерки» была создана межправительственная организация Financial Action Task Force (FАТF) для выработки мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

Данная организация стала первой, которая позволила странам объединить свои усилия по оказанию противодействия и откровенной борьбы с легализацией незаконно полученных денежных средств.

Для нормативного закрепления подобных норм в 1988 году была принята Венская конвенция, предусматривающая установление уголовной ответственности за перевод собственности, полученной в результате незаконных операций с наркотическими средствами, а также за сокрытие или утаивание подлинного характера такой собственности [1].

Несмотря на то, что данная конвенция ограничивалась применением только в отношении имущества, полученного в результате торговли наркотическими веществами, она стала первым крупным нормативным правовым актом, с которого началась борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем.

Венская конвенция была ратифицирована СССР в 1990 году[6].

В начале 21 столетия в Нью-Йорке была принята «Конвенция против транснациональной организованной преступности» 2000 года, которая, помимо прочего, также включала в себя положения, связанные с отмыванием денежных средств. В соответствии с положениями данной Конвенции, каждое государство должно устанавливать свои внутренние нормы, касающиеся банков и иных финансовых учреждений, которые могут стать объектами совершения преступлений по отмыванию доходов, полученных преступным путем.

Так, к примеру, данные организации должны проводить идентификацию личности своих клиентов, а правоохранительным органам надлежит обмениваться значимой информацией и сотрудничать при расследовании совершенных преступлений [2].

В 1996 г. в России в УК РФ была введена ответственность за легализацию денежных средств и иного имущества, прилученных преступным путем.

Помимо этого, Федеральным законом РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ были также введены действенные меры по противодействию легализации.

Так, в ст. 5 данного закона приведен перечень организаций, наделенных полномочиями на осуществление операции с денежными средствами или иным имуществом [7].

Согласно действующему законодательству, данные органы должны осуществлять «внутренний контроль, включающий идентификацию личности, документальное фиксирование полученной информации, а также ее дальнейшую передачу уполномоченному органу исполнительной власти - Федеральной службе по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), полномочия которой утверждены Указом Президента РФ № 808 [4].

Таким образом, успех, который может достичь государство в борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, во многом связан с развитием международного сотрудничества по сближению норм национального законодательства различных стран, а также международных правовых актов в вопросах предотвращения возникновения центров легализации и координации совместных усилий контролирующих органов разных стран по выявлению и пресечению указанных правонарушений.

Рассматривая же более подробные меры, которые может предпринимать государство для противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, то можно отметить, что экономическим субъектам необходимо тщательно оценивать своих клиентов и партнеров, уделять внимание сделкам, которые вызывают сомнения и подозрения.

Так, среди непосредственно предпринимаемых государственных мер можно отметить следующие, а именно [5]:

1. совершенствование действующих нормативных правовых актов в сфере противодействия легализации доходов полученных преступным путем;

2. хранение документов как в электронном виде, так и на бумажных носителях, так как это позволит уберечь их от несанкционированного уничтожения третьими лицами;

3. выявление таких сделок, которые направлены на придание законного вида владению либо пользованию незаконными финансовыми ресурсами;

4. осуществление надзора за кредитно-денежными операциями, осуществляемыми клиентами в ходе деловых отношений.

Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, можно отметить, что на уровне государства для борьбы с легализаций доходов, полученных преступным путем, необходимо усилить комплекс мер, предпринимаемых национальными государственными органами каждой отдельно взятой страны в сотрудничестве с международным сообществом для обеспечения нормального функционирования экономической деятельности [9].

Успешная борьба с преступлениями в сфере легализации преступных доходов возможна при взаимодействии всех стран, входящих в ФАТФ, а также при эффективном осуществлении своих полномочий правоохранительными органами.

 

Список литературы:
1. «Конвенция Организаций Объединенных наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» (Заключена в г. Вене 20.12.1988 года) // "Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации", Вып. XLVII- М., 1994. С. 133 - 157.
2. «Конвенция Организации Объединенных наций против транснациональной организованной преступности» (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 г. Резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН), // «Собрание законодательства РФ», 04.10.2004, № 40, ст. 3882.
3. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 
4. Постановление Правительства РФ от 19.03.2014 N 209 "Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям// "Собрание законодательства РФ", 24.03.2014, N 12, ст. 1304
5. Бабичева Ю.А. Борьба с легализацией преступных доходов: опыт и перспективы / Бабичева Ю.А. // Журнал «Финансы и кредит», 2013. № 16 (544). С. 2-8.
6. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления)/Б.В. Волженкин. - СПб.: 
7. Издательство «Юридический центр Пресс», 2008. - с. 641.
8. Иванов Э.А. Формирование в России системы борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем//Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2001. - с. 383.
9. Соломатина Е.А. Противодействие легализации преступных доходов: [методическое пособие] / Е.А. Соломатина, 2017. 79 с.
10. Харламова А.А. К вопросу об ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества / А.А. Харламова // Журнал российского права, 2015. № 5. С. 93-100.
11. Шпак Н.М. Меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем / Н.М. Шпак // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). Краснодар: КубГАУ, 2015. № 05 (109). С. 758-769.