Анализ институционального обеспечения абхазо-российских отношений
Секция: Международное право
L Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Анализ институционального обеспечения абхазо-российских отношений
ANALYSIS OF THE INSTITUTIONAL SUPPORT OF THE ABKHAZ-RUSSIAN RELATIONS
Georgiy Gabunia
Postgraduate, The Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry, Russia, Moscow
Andrei Danelian
Doctor of juridical science, Associate Professor, The Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry, Russia, Moscow
Аннотация. На данный момент взаимодействие между Абхазией и Россией, которое осуществляется во всех сферах жизни общества, представляет особый интерес и нуждается в научном исследовании, поскольку установившиеся в 2008 г. равноправные отношения между государствами обусловили новый формат отношений. Важно описать основы институционального обеспечения абхазо-российских отношений на примере экономической и инвестиционной деятельности.
Abstract. At the moment, the interaction between Abkhazia and Russia, which is carried out in all spheres of society, is of particular interest and needs scientific research, since the equal relations between states established in 2008 led to a new format of relations. It is important to describe the foundations of the institutional support of Abkhaz-Russian relations using the example of economic and investment activity.
Ключевые слова: Абхазия; Россия; инвестиции; экономика; институты соглашение; сотрудничество.
Keywords: Abkhazia; Russia; investments; economics; institutions agreement; cooperation.
26 августа 2008 г. Российская Федерация признала независимость Абхазии. Спустя десятилетие можно уверенно говорить о том, что республика не просто осталась, но состоялась как государство, укрепило свою политическую систему, не пропала в экономическом коллапсе и не упала в бездну перманентного внутреннего кризиса. Прогнозы скептиков, предвещавших начало новой российско-грузинской войны, «сдачу» республики Москвой в обмен на лояльность Тбилиси, поглощение новых независимых государств Российской Федерацией, не оправдались. Тем не менее и сейчас в стране нет серьезных проектов самостоятельного развития и строительства будущего с Россией на основании институционального обеспечения.
В Абхазии ситуация достаточно сложна; перед республикой стоят серьезные вызовы, причем уже скорее не в сфере обороны и безопасности, а в социально-экономической и социокультурной сферах, в области институционального обеспечения. В Абхазии ситуация осложняется полиэтничностью республики (кроме лидирующей абхазской и сильно ослабленной русской − это картвельская (грузины, мегрелы, сваны, лазы) и армянская общины); процессами урбанизации и разрушения села, являвшегося традиционной опорой местного социума; наличием нескольких конфессий (православие, ислам, традиционная абхазская религия). В целом на Кавказе сложно найти более «культурно-сложное» общество, чем Абхазия.
У «полупризнанной» республики есть независимость, и она, как правило, не ставится под вопрос, однако что с ней делать, как сделать ее не самоцелью, а средством, пригодным для строительства самодостаточного государства, являющегося общим проектом для всех граждан? Мало сказать, что мнения на этот счет расходятся; ближе к истине было бы утверждение об отсутствии сформулированных программ и проектов развития различных институтов общества. Попытки создания таких проектов зачастую просто является невозможным.
В 2018 г. собственные доходы бюджета Республики Абхазия составили 3 млрд 140 млн руб., и все эти средства ушли на содержание государственного аппарата, включая три ветви власти. С учетом российской помощи, благодаря которой и финансируются развитие экономики, культуры, образования, здравоохранения, республиканский бюджет на 2018 г. составил 7 млрд 520 млн руб. По оценкам абхазских экспертов, на общегосударственные цели (содержание аппарата администрации президента, парламента, правительства, в резервный фонд президента) в РА уходит 21% бюджета, в РФ — 7,5%; на безопасность и правоохранительную деятельность в РА — 16% бюджета, в РФ — 8%; на социальную политику в РА — 2,7%, в РФ — 28%. При оценке проекта республиканского бюджета на 2019 г. справедливо отмечаются, в частности, раздутые, учитывая наличие российского «зонтика безопасности»), расходы на силовой блок (почти 2 млрд руб.). По имеющимся оценкам, для эффективного расходования бюджетных средств необходимо сократить в пять-шесть раз численность занятых в органах власти и управления. При этом сейчас на сельское хозяйство, а село исторически является становым хребтом абхазского общества, направляется менее 1% государственного бюджета [1].
Попытки выработки стратегии экономического развития остаются безуспешными. Планы, причем вполне разумные, хорошо известны − сделать акцент на туризме, рыболовстве и аквапродуктах, сельскохозяйственной продукции − цитрусовых и орехах. Нет пока только реализации. Разработанная московской консалтинговой фирмой программа «25 шагов по развитию экономики» несколько раз презентовалась, но осталась не утвержденной. Как отмечает эксперт Центра стратегических исследований при президенте Абхазии (ЦСИ), в Стратегии социально-экономического развития республики до 2025 г. ЦСИ были даны два сценария развития экономики − инерционный и оптимальный. По итогам 2017 г. (данных за 2018 г. пока нет) наиболее важные социально-экономические показатели оказались ниже, чем инерционные параметры: ВВП ниже инерционных показателей на 13%, внешнеторговый баланс меньше на 16%, прибыль меньше на 33%, средняя номинальная зарплата меньше на 28% [1].
Получается, что экономическая реальность оказалась хуже самого пессимистичного прогноза, заложенного в Стратегии. Растет теневой сегмент экономики, составляющий сейчас 50-53% от ВВП. Объем инвестиций в 2017 г. по сравнению с 2015 г. снизился на 1 млрд 700 млн руб., экспорт — на 1 млрд 800 млн руб. Уменьшилась численность занятых в частном секторе, численность индивидуальных предпринимателей. Данные обстоятельство констатируют слабо экономическое институциональное обеспечение Республики Абхазия, что необходимо поддерживать непосредственно Российской Федерации. Далее стоит проанализировать проблемы нормативно-правового регулирования абхазо-российских отношений в плане инвестиции. Нормативно-правовая база межгосударственных и межправительственных соглашений, которые были подписаны между Республикой Абхазия и РФ, определяет более 50 нормативно-правовых актов. Ключевыми из них являются «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия» (2008 г.) и «Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве» (2014 г.). Абхазо-российский инвестиционный климат формируют профильные соглашения «Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Абхазия о поощрении и взаимной защите инвестиций» (2009 г.) и «Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Абхазия о режиме торговли товарами» (2012 г.). Однако указанный международно-правой инструментарий не охватывает масштабно все положения абхазо-российских отношений в области поощрения, защиты иностранных частных инвестиций, в том числе из РФ − на территории Абхазии.
Стоит проанализировать проблемные зоны таких правоотношений, которые требуют оперативного урегулирования. Начнем с признания и исполнения решений иностранных судов в Абхазии.
Действующий Арбитражный процессуальный кодекс Республики Абхазия определяет целую главу, которая посвящена указанному вопросу. В ней детально определен порядок признания и приведение в исполнение решений зарубежных судов и зарубежных арбитражных решений на территории РА.
При рассмотрении дела Арбитражный суд РА в судебном процессе определяется наличие или отсутствие оснований для признания и приведения в исполнение решения зарубежного суда и зарубежного арбитражного решения. При этом судебный орган не имеет право пересматривать решение зарубежного суда по существу.
Проанализировав данные положения, инвестор может предусмотреть в договоре подсудность российскому арбитражному суду и применимое материальное право − право РФ, но получив решение в арбитражном суде на территории РФ, он столкнется с невозможностью его исполнения в РА, потому что арбитражное законодательство имеет оговорку, которое предусматривает, что решения судов зарубежных стран, решения международных коммерческих арбитражей, которые приняты ими на территориях зарубежных стран по спорам и другим делам, которые возникают при осуществлении предпринимательской и другой экономической деятельности утверждаются и приводятся в исполнение в РА Арбитражным судом, если признание и приведение в исполнение данных решений определено международным договором РА и законодательством.
Стоит отметить, что сейчас между РА и РФ не подписан договор о взаимном признании и исполнении решений судов. Принцип взаимности в данной ситуации в практической деятельности не действует. Следовательно, признание решений российских судов в РА и абхазских судов в РФ, по всей видимости, сейчас невозможно. Стоит напомнить, с периода официального дипломатического признания РФ Республики Абхазия прошло уже больше 10 лет.
Следовательно, на основании этого между РФ и РА нужно в ближайшее время сформировать, подписать и ратифицировать соответствующее соглашение о нормативно-правовой помощи по гражданским и семейным делам, которое в том числе урегулировало бы процедуру взаимного признания и исполнения зарубежных судебных решений в обоих договаривающихся странах. Большинство инвестиционных проектов осуществляются в формате, который подразумевает конфиденциальность конкретных параметров проекта, применение юридических лиц во всевозможных юрисдикциях, трудную структуру, которая требует специальной квалификации, многоязычие документации, которые требуют активной реакции процедуры. В определенных ситуациях вместо системы национального правосудия сторонам договорного отношения в инвестиционной области предпочтительнее обратиться в международный коммерческий арбитраж для квалифицированного и всестороннего разрешения споров. В мире давно используется Конвенция ООН 1958 года, регулирующая порядок признания и исполнения зарубежных арбитражных решений, ее участницей считаются все страны СНГ, а также многие другие страны.
В ситуации с РА имеет место нормативно-правовой вакуум в данной области, когда отсутствие официального нормативно-правового акта, которые регламентирует порядок применения указанной Конвенции на территории Абхазии, а также несовершенный механизм признания и исполнения зарубежных арбитражных решений − как национальных, так и международных коммерческих арбитражных судов – серьезно ограничивает инвестора в применении перечня механизмов по защите собственных прав и обязанностей [1].
Выходом из имеющейся ситуации могла бы стать разработка нового закона «О международном коммерческом арбитраже», регламентация в комфортной для системы внутреннего правопорядка Абхазии форме порядка рассмотрения и удовлетворения обращений о признании зарубежных арбитражных решений. Не лишним станет и формирование на территории РА регулярно действующего международного арбитражного суда, например при Торгово-Промышленной Палате или иной негосударственной ассоциации бизнеса.
Торгово-экономические отношения между РА и РФ начались задолго до официального дипломатического признания. Ежегодно товарооборот между странами растет, так за первое полугодие 2019 года внешнеторговый оборот Республики Абхазия составил 11,6892 млрд. рублей. Однако, проблема подтверждения и зачета ряда налогов, которые уплачены на территории другой страны, до сих пор не урегулирована.
Так, например, в пределах налогообложения налогом на прибыль абхазское юридическое лицо обязано удержать до 20 процентов с полной суммы дохода зарубежных компаний от источников в РА. На практике получается, что компания из России, получив прибыль от источника дохода в РА, начисляет и уплачивает с нее налог как на территории РФ, так и в РА. Уплаченный по месту регистрации юридического лица налог в РФ, приниматься к вычету в РА не будет. Тождественное регулирование действует и в отношении ИП, с той лишь разницей, что ставка уплачиваемого в абхазский бюджет налога составляет 10 процентов [8]. Недавнее изменение Закона РА «О налоге на добавленную стоимость» (НДС) преобразовало подход к расчёту налогооблагаемой базы. Теперь НДС используется не к торговой наценке, а ко всей стоимости товара. Очень многие товары РА импортирует из других стран, преимущественно из РФ. Значительная часть импортеров покупают товар в режиме внутренних торговых операций, «с НДС», который в РФ составляет 20 процентов. Затем импортеры обязаны начислять и уплачивать еще НДС на всю таможенную стоимость товара при ввозе РА по ставке 10 процентов.
Сюда добавляются дополнительно и таможенные платежи. В результате на территории РА розничная цена ввезенного и легальным образом выпущенного в свободное обращение товара серьезно выше розничной цены на внутреннем рынке РФ. Незначительный по масштабу внутренний рынок РА прогрессирует, таким образом, медленно и в связи с тем, что большинство жителей, сравнив цены на аналогичные товары в Абхазии и в соседнем Краснодарском крае, предпочитают делать закупки за рубежом, ввозя товар на таможенную территорию в льготном режиме для личного потребления.
В отношении инвестиционных проектов и по более крупным партиям товара это автоматически делает более дорогими строительные материалы, которые приобретаются на абхазских рынках или в специализированных магазинах. К примеру, при строительстве гостиницы лучше непосредственно приобретать материалы оптом в Краснодарском крае, нежели покупать строительные материалы в РА. Экономически выгоднее полноценно брать на подряд краснодарскую строительную компанию со своими бригадами и выстроенными цепочками поставок сырья и готовых строительных материалов, нежели покупать строительные материалы в РА и пробовать с нуля организовать работающий по сегодняшним стандартам строительный бизнес для одного проекта. Следовательно, бизнесмен из РА оказывается заложником своего заведомо невыгодного экономического положения, а денежная масса непосредственно уходит из экономики РА [8]. Тождественные проблемы испытывает абхазский инвестор, думая над проектом формирования производства строительных материалов на территории РА. Незначительный внутренний рынок не дает выпускать нужный объем продукции для окупаемости проекта и получения прибыли, а при экспорте в РФ формируются проблемы в связи с двойным налогообложением такой операции, поскольку российский бюджет также не против сразу при пересечении границы получить импортную пошлину и НДС от таможенной стоимости данного товара. С учетом жесткой конкуренции в данной сфере моментальное удорожание товара при пересечении границы на 15-20 процентов из-за дополнительных налоговых платежей делает потенциально рентабельную поставку строительных материалов из РА в Россию невыгодной. Следовательно, имеет смысл оперативно заняться утверждением проекта соглашения об избежании двойного налогообложения между РФ и РА. Это даст возможность упростить порядок перемещения товаров через таможенную границу, уменьшив их стоимость, а также простимулирует реализацию проектов в области промышленного производства, в том числе производства строительных материалов на территории Абхазии.
Таким образом, необходимо понимать, что ключевая роль страны в создании комфортного инвестиционного климата в Республике Абхазия может заключаться в дальнейших ключевых положениях:
- во-первых, инвестиционная деятельность в Республике Абхазия должна развиваться в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой, а также в интересах развития и укрепления экономической интеграции хозяйствующих субъектов республики с хозяйственными системами Российской Федерации;
- во-вторых, российские инвестиций в экономику Абхазии являются необходимой базой для модернизации производственной и социальной инфраструктуры страны, а также для внедрения инновационных производственных ресурсов и освоения современных методов организации и управления производством;
- в-третьих, для создания благоприятного инвестиционного климата между Абхазией и Россией уже сформированы определенные предпосылки, такие как наличие нормативно-правовой базы для эффективного осуществления совместной инвестиционной деятельности абхазских и российских предпринимателей на территории Республики Абхазия, которые следует совершенствовать в соответствии с общемировыми тенденциями;
- в-четвертых, государственная инвестиционная стратегия Абхазии в инвестиционном процессе должна заключаться в интеграции преимуществ методов государственного управления инвестиционной деятельностью и рыночных механизмов саморегулирования при реализации инвестиционных бизнес-проектов национальных и российских предпринимателей [8].
Подводя итог, следует отметить, что признание независимости Абхазии придало значимый импульс развитию процессов интеграции между двумя странами. Формирование отношений союзничества и стратегического партнерства является взаимовыгодным процессом, способствующим обеспечению экономической, инвестиционной устойчивости, военно-политической безопасности и стабильности в южнокавказском регионе. В условиях политической и экономической изоляции Абхазии нивелирование угрозы безопасности со стороны Грузии является важным фактором социально-экономического развития республики. Абхазия находится на пересечении важных транспортных и коммуникационных путей, а интеграционные процессы, протекающие в евразийском регионе, в т.ч. продвигаемые Россией в сфере экономики и инвестиции, могут способствовать развитию грузино-абхазских отношений в контексте логики не конфронтации, а взаимовыгодного сотрудничества. Такая ситуация открывает совершенно новые перспективы и экономического возрождения региона, и урегулирования интересов больших и малых игроков в региональном контексте, включая территориальные конфликты.