Взяточничество как вид коррупционного преступления в Российской Федерации
Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право
XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Взяточничество как вид коррупционного преступления в Российской Федерации
Bribery as a type of corruption crime in Russian Federation
Tatiana Sidorina
candidate of economic Sciences, associate Professor, associate Professor Don State Technical University, Russia, Rostov-on-don
Аннотация. Статья посвящена исследованию состояния взяточничества, как вида коррупционных преступлений, представляющего одну из существенных и реальных угроз национальной безопасности России.
Abstract. The article is devoted to the State as a form of bribery, corruption offences, representing one of the significant and real threats to Russia's national security.
Ключевые слова: коррупция; взятка; преступление коррупционной направленности; динамика взяток.
Keywords: corruption; bribe; the crime of corruption; the dynamics of the bribes.
К числу наиболее распространенных коррупционных преступлений, представляющее одну из существенных и реальных угроз национальной безопасности России, относят преступления, предусмотренные ст. 290 УК РФ «Получение взятки» и по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» [1].
В России взяточничество имеет масштабы национального бедствия, нанося ежегодный ущерб экономике в сотни миллионов долларов. Согласно статистическим данным, в России каждое пятое преступление, связанное с коррупцией, – это взятка, а каждый третий служащий – взяточник [4].
Динамика зарегистрированных преступлений по данным статьям представлена в таблице.
Таблица
Динамика коррупционных преступлений связанных с получением и дачей взятки [2,4,5]
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Изменение |
|
2017/2016 |
2018/2016 |
||||
1 |
2 |
3 |
|
|
|
Преступления по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» |
|||||
Зарегистрировано, ед. |
5344 |
3188 |
3499 |
- 2156 |
-1845 |
Предварительно расследовано |
4951 |
2461 |
2784 |
-2490 |
-2167 |
Уголовные дела, по которым направлены в суд |
4839 |
2404 |
2700 |
-2435 |
-2139 |
Не раскрыто преступлений |
59 |
61 |
51 |
2 |
-8 |
Сумма взяток, млрд руб. |
2,3 |
6,7 |
1,8 |
4,4 |
-4,9 |
Количество осужденных |
1334 |
1099 |
2167 |
-235 |
833 |
Преступления по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» |
|||||
Зарегистрировано, ед.. |
4640 |
2272 |
2612 |
-2368 |
-2028 |
Предварительно расследовано |
4729 |
2113 |
2299 |
2616 |
-2430 |
Уголовные дела, по которым направлены в суд |
3708 |
1513 |
1440 |
- 2195 |
-2268 |
Не раскрыто преступлений |
85 |
44 |
52 |
-41 |
-33 |
Средний размер взятки, тыс. руб. |
298 |
328 |
609 |
30 |
311 |
Данные таблицы свидетельствуют о наличии тенденции снижения количества преступлений, предусмотренных статьей 290 УК РФ, в 2017 г. на 40,3 процента или на 2156 ед. (до3188), и в 2018 г. на 34,52 % или на 1845 ед. (до 3499) по отношению к 2016 году (5344). В 2018 году количество случаев получения взятки на 9,76 процента больше, чем годом ранее. Среди регионов, подверженных коррупции оказались Москва, а также Московская и Ростовская области [3].
Отмечается сокращение числа преступлений, предусмотренных статьей 291 УК РФ, в 2017 г. более чем в два раза или на 2368 ед. (до 2272), а в 2018 году в 1,8 раза или на 2028 преступлений по сравнению с 2016 годом (4640 ед.). При этом количество зарегистрированных преступлений, связанных с получением взятки, на протяжении всего анализируемого периода, превышало их количество, связанное с дачей взятки.
Общая сумма полученных взяток, выявленных в рамках уголовных дел по ст. 290 УК РФ в 2017 году по сравнению с 2016 годом, выросла почти в три раза с 2,3 млрд руб. до 6,7 млрд руб., что может быть объяснено возбуждением нескольких уголовных дел в отношении высокопоставленных чиновников.
Общая сумма предложенных взяток выросла за этот же период более чем в 4,8 раза. В 2016 году размер установленных взяток составлял 0,947 млрд руб. против 4,5 млрд руб. в 2017 году, а в 2017 году сумма предложенных взяток гражданами почти в полтора раза меньше, чем сумма взятых должностными лицами. В 2018 году, значительный размер взятки (от 25 до 150 тыс. руб.), на общую сумму более 48 млн руб. было выявлено в 826 случаях [6].
Сумма выявленных взяток свидетельствует об активности работы правоохранительных органов. Размер средней взятки в 2018 году вырос более чем 2 раза до 609 тыс. руб. (в особо крупном размере – 7 млн руб.) по сравнению с 2016 году, когда ее размер составлял 298 тыс. руб. и в 1,9 раза по сравнению с 2017 годом.
Отличие средней суммы дачи взятки от суммы получения связано с разным числом уголовных дел, количество уголовных дел направленных в суд по преступлениям связанным как с получением, так и дачей взятки сократилось. В 2018 году по преступлениям связанным с дачей взятки количество дел уменьшилось на 2195 и 2268 дел или в 2,5 и 2,6 раза по сравнению с 2016 и 2017 годами соответственно.
Тенденция сохраняется в отношении количества уголовных дел направленных в суд по преступлениям связанным с получением взятки: сокращение на 2435 и на 2139 дел соответственно. Напротив, количество осужденных за данное преступление в 2018 году выросло по сравнению с 2016 годом на 833 человека и на 1068 человек по сравнению с 2017 годом.
За дачу взятки (статья 291 УК РФ) за 2018 год осуждено более полутора тысячи человек, из них отправились в колонии 250 человек, а за посредничество − 270 человек.
Ежегодные темпы роста количества предварительно расследованных преступлений, связанных с получением взятки в течение 2016-2017 гг., превышали темпы роста количества предварительно расследованных преступлений, связанных с дачей взятки на 4,6, 16,5, и 21,1 процентов соответственно.
Отмечается снижение количества не раскрытых преступлений связанных с получением взятки в 2018 году по отношению к 2016 и 2017 годам на 13,6 процентов и на 16,4 процента, а также даче взятки более чем в два раза и 38,8 процентов соответственно. При этом темпы роста не раскрытых преступлений по даче взятки в 2016 и 2018 года опережали темпы роста по ее получению. Количество не раскрытых преступлений связанных с получением взятки в 2018 году по сравнению с 2017 годом сократилось на 16,4 процента, на фоне роста нераскрытых преступлений связанных с их дачей, на 18,2 процента.
Присутствует тенденция сокращения удельного веса преступлений связанных с дачей и получением взятки в структуре преступлений коррупционной направленности, в течение всего анализируемого периода.
В качестве показателя эффективности борьбы с коррупцией является рост среднего размера взятки, который является условной величиной, т.к. выявить реальное количество взяткодателей и взяткополучателей в России, преследующих определенную выгоду, практически невозможно, в силу латентного характера этих преступлений.
Увеличение средней суммы взятки обусловлено валютными скачками, раскрытием всё более масштабных коррупционных преступлений совершенных высокопоставленными чиновниками (депутаты разного уровня, губернаторы, МВД, прокуратура, судьи и др.). Сегодня самая большая группа – почти 50 процентов дел о коррупции – это чиновник, из 13000 уголовных дел о коррупции, переданных в суд, в течение года, половина чиновники: 7 тысяч дел в год – 18 чиновников в день [7]. Чиновники и сами правоохранительные органы являются частью коррупционной цепочки.
Следует отметить и изменение способов передачи взятки: использование удалённого доступа, офшоров, аффилированных фирм, онлайн-систем [3].
В целях повышения эффективности борьбы со взяточничеством, необходимо увеличение срока за дачу и получение взяток, при этом следует учитывать как материальный так и нематериальный их характер, не имеющих стоимостной оценки, связанных с оказанием определенных услуг (получение научной степени, устройство на работу родственников, и т.п.).
Борьба с коррупцией в России будет более результативной, когда всеми правоохранительными органами реально будет выполняться, а не декларироваться, президентский указ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы».