Статья:

Взяточничество как вид коррупционного преступления в Российской Федерации

Конференция: XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право

Выходные данные
Сидорина Т.В. Взяточничество как вид коррупционного преступления в Российской Федерации // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(34). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 63-67.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Взяточничество как вид коррупционного преступления в Российской Федерации

Сидорина Татьяна Викторовна
канд. экон. наук, доцент, доцент Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Bribery as a type of corruption crime in Russian Federation

 

Tatiana Sidorina

candidate of economic Sciences, associate Professor, associate Professor Don State Technical University, Russia, Rostov-on-don

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию состояния взяточничества, как вида коррупционных преступлений, представляющего одну из существенных и реальных угроз национальной безопасности России.

Abstract. The article is devoted to the State as a form of bribery, corruption offences, representing one of the significant and real threats to Russia's national security.

 

Ключевые слова: коррупция; взятка; преступление коррупционной направленности; динамика взяток.

Keywords: corruption; bribe; the crime of corruption; the dynamics of the bribes.

 

К числу наиболее распространенных коррупционных преступлений, представляющее одну из существенных и реальных угроз национальной безопасности России, относят преступления, предусмотренные ст. 290 УК РФ «Получение взятки» и по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» [1].

В России взяточничество имеет масштабы национального бедствия, нанося ежегодный ущерб экономике в сотни миллионов долларов. Согласно статистическим данным, в России каждое пятое преступление, связанное с коррупцией, –  это взятка, а каждый третий служащий – взяточник [4].

Динамика зарегистрированных преступлений по данным статьям представлена в таблице.

Таблица

Динамика коррупционных преступлений связанных с получением и дачей взятки [2,4,5]

Показатель

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Изменение

2017/2016

2018/2016

1

2

3

 

 

 

Преступления по ст. 290 УК РФ «Получение взятки»

Зарегистрировано, ед.

5344

3188

3499

- 2156

-1845

Предварительно расследовано

4951

2461

2784

-2490

-2167

Уголовные дела, по которым направлены в суд

4839

2404

2700

-2435

-2139

Не раскрыто преступлений

59

61

51

2

-8

Сумма взяток, млрд руб.

2,3

6,7

1,8

4,4

-4,9

Количество осужденных

1334

1099

2167

-235

833

Преступления по ст. 291 УК РФ «Дача взятки»

Зарегистрировано, ед..

4640

2272

2612

-2368

-2028

Предварительно расследовано

4729

2113

2299

2616

-2430

Уголовные дела, по которым направлены в суд

3708

1513

1440

- 2195

-2268

Не раскрыто преступлений

85

44

52

-41

-33

Средний размер взятки, тыс. руб.

298

328

609

30

311

 

Данные таблицы свидетельствуют о наличии тенденции снижения количества преступлений, предусмотренных статьей 290 УК РФ, в 2017 г. на 40,3 процента или на 2156 ед. (до3188), и в 2018 г. на 34,52 %  или на 1845 ед. (до 3499) по отношению к 2016 году (5344).  В 2018 году количество случаев получения взятки на 9,76 процента больше, чем годом ранее. Среди регионов, подверженных коррупции оказались Москва, а также Московская и Ростовская области [3].

Отмечается сокращение числа преступлений, предусмотренных статьей 291 УК РФ, в 2017 г. более чем в два раза или на 2368 ед. (до 2272), а в 2018 году в 1,8 раза или на 2028 преступлений по сравнению с 2016 годом (4640 ед.). При этом количество зарегистрированных преступлений, связанных с получением взятки, на протяжении всего анализируемого периода, превышало их количество, связанное с дачей взятки.

Общая сумма полученных взяток, выявленных в рамках уголовных дел по ст. 290 УК РФ в 2017 году по сравнению с 2016 годом, выросла почти в три раза с 2,3 млрд руб. до 6,7 млрд руб., что может быть объяснено возбуждением нескольких уголовных дел в отношении высокопоставленных чиновников.

Общая сумма предложенных взяток выросла за этот же период более чем в 4,8 раза. В 2016 году размер установленных взяток составлял 0,947 млрд руб. против 4,5 млрд руб. в 2017 году, а в 2017 году сумма предложенных взяток гражданами почти в полтора раза меньше, чем сумма взятых должностными лицами. В 2018 году, значительный размер взятки (от 25 до 150 тыс. руб.), на общую сумму более 48 млн руб. было выявлено в 826 случаях [6].

Сумма выявленных взяток свидетельствует об активности работы правоохранительных органов. Размер средней взятки в 2018 году вырос более чем 2 раза до 609 тыс. руб. (в особо крупном размере – 7 млн руб.) по сравнению с 2016 году, когда ее размер составлял 298 тыс. руб. и в 1,9 раза по сравнению с 2017 годом.

Отличие средней суммы дачи взятки от суммы получения связано с разным числом уголовных дел, количество уголовных дел направленных в суд по преступлениям связанным как с получением, так и дачей взятки сократилось. В 2018 году по преступлениям связанным с дачей взятки количество дел уменьшилось на 2195 и 2268 дел или в 2,5 и 2,6 раза по сравнению с 2016 и 2017 годами соответственно.

Тенденция сохраняется в отношении количества уголовных дел направленных в суд по преступлениям связанным с получением взятки: сокращение на 2435 и на 2139 дел соответственно. Напротив, количество осужденных за данное преступление в 2018 году выросло по сравнению с 2016 годом на 833 человека и на 1068 человек по сравнению с 2017 годом.

За дачу взятки (статья 291 УК РФ) за 2018 год  осуждено более полутора тысячи человек, из них отправились в колонии 250 человек, а за посредничество − 270 человек.

Ежегодные темпы роста количества предварительно расследованных преступлений, связанных с получением взятки в течение 2016-2017 гг., превышали темпы роста количества предварительно расследованных преступлений, связанных с дачей взятки на 4,6, 16,5, и 21,1 процентов соответственно.

Отмечается снижение количества не раскрытых преступлений связанных с получением взятки в 2018 году по отношению к 2016 и 2017 годам на 13,6 процентов и на 16,4 процента, а также даче взятки более чем в два раза  и 38,8 процентов соответственно. При этом темпы роста не раскрытых преступлений по даче взятки в 2016 и 2018 года опережали темпы роста по ее получению.  Количество не раскрытых преступлений связанных с получением взятки в 2018 году по сравнению с 2017 годом сократилось на 16,4 процента, на фоне роста нераскрытых преступлений связанных с их дачей, на 18,2 процента.

Присутствует тенденция сокращения удельного веса преступлений связанных с дачей и получением взятки в структуре преступлений коррупционной направленности, в течение всего анализируемого периода.

В качестве показателя эффективности борьбы с коррупцией является рост среднего размера взятки, который является условной величиной, т.к. выявить реальное количество взяткодателей и взяткополучателей в России, преследующих определенную выгоду, практически невозможно, в силу латентного характера этих преступлений.

Увеличение средней суммы взятки обусловлено валютными скачками, раскрытием всё более масштабных коррупционных преступлений совершенных высокопоставленными чиновниками (депутаты разного уровня, губернаторы, МВД, прокуратура, судьи и др.). Сегодня самая большая группа – почти 50 процентов дел о коррупции – это чиновник, из 13000 уголовных дел о коррупции, переданных в суд, в течение года, половина чиновники: 7 тысяч дел в год – 18 чиновников в день [7]. Чиновники и сами правоохранительные органы являются частью коррупционной цепочки.

Следует отметить и изменение способов передачи взятки: использование удалённого доступа, офшоров, аффилированных фирм, онлайн-систем [3].

В целях повышения эффективности борьбы со взяточничеством, необходимо увеличение срока за дачу и получение взяток, при этом следует учитывать как материальный так и нематериальный их характер, не имеющих стоимостной оценки, связанных с оказанием определенных услуг (получение научной степени, устройство на работу родственников, и т.п.).

Борьба с коррупцией в России будет более результативной, когда всеми правоохранительными органами реально будет выполняться, а не декларироваться, президентский указ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы».

 

Список литературы:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2018) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 09.11.2019).
2. В Российской Федерации общая сумма взяток в 2018 году составила 1,8 млрд рублей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// bulgartimes. com/v-rossijskoj-federatsii-obshhaya-summa-vzyatok-v-2018-godu-sostavila-1-8-mlrd-rublej/ (дата обращения: 09.11.2019).
3. Масштабы коррупции в России оказались недооценены [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://newsland.Com/user/ 4297789135/content/ masshtaby-korruptsii-v-rossii-okazalis-nedootseneny /6610 389 (дата обращения: 10.11.2019).
4. Портал правовой статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://crimestat.ru/ offenses_map http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения: 11.11.2019).
5. Состояние преступности за январь-декабрь 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://genproc.gov.ru (дата обращения: 10.11.2019).
6. Рассчитан средний размер взятки в России за 2018 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fpbk.ru/news/raschitan_sredniy_razmer_ vzyatki _v_rossii_za_2018_god/(дата обращения: 10.11.2019).
7. 18 коррупционеров каждый день [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://delovesti.ru/2019/03/19/18 (дата обращения: 11.11.2019).