Статья:

Деструктивные культы в России: понятие, правовое регулирование, виды

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Выходные данные
Назарова Е.А. Деструктивные культы в России: понятие, правовое регулирование, виды // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(13). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 179-183.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Деструктивные культы в России: понятие, правовое регулирование, виды

Назарова Екатерина Александровна
доцент кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России, РФ, г. Краснодар

 

Destructive cults in Russia: concept, legal regulation, types

 

Ekaterina Nazarova

Associate Professor of the Department of Theory and History of Law and the State Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russia, Krasnodar

 

Аннотация. В статье проведен анализ понятия, правового регулирования и видов деструктивных культов в Российской Федерации.

Abstract. The article analyzes the concept, legal regulation and types of destructive cults in the Russian Federation.

 

Ключевые слова: деструктивные культы; религия; право; регулирование; документ; ценность.

Keywords: destructive cults; religion; law; regulation; document; value.

 

Широкие конституционные права и свободы открывают возможности для создания гражданами и участия в религиозных организациях. При этом деятельность организации может быть основана как на высших духовных ценностях, так и на деструктивной роли, которая искажает сущность религиозных течений. К примеру, все организации, которая создаются РПЦ, отличаются законопослушностью. [1]

Принятая в 2000 году концепция РПЦ рекомендует прихожанам повиноваться государственной власти. При этом обращение направлено к людям всех вероисповеданий и призывает к объединению всех граждан с целью сохранения института государственной власти. Документ основан на нравственном смысле понятия государства. Подразумевается, что церковь и государство преследуют единую цель – борьбу со злом и поддержку добрых начинаний. Церковь одновременно предусматривает вариант непослушания в том случае, если государство предложит отказаться от религии. Вместе с открытием новых возможностей для распространения религии возникли новые течения и направления. Подразумеваются, что деструктивные организации и тотальные секты создаются с целью проведения демократических реформ. Да, у таких организаций имеются определенные силы и возможности. Однако цели таких организаций у многих граждан, впрочем, как и у государства, вызывают сомнения.

Еще патриарх Алексий в своей речи указывал на то, что против России началась война. Ее главная цель – растление общества, распространение антиморальных и антинравственных течений среди населения. Цель деятельности таких организаций заключается в том, чтобы заставить людей принять другую веру, пусть она и не будет подлинной. Вместе с развитием демократии случилось ужасное – развитие деструктивных течений. Чаще всего деятельность таких организаций подразумевает создание сект и вовлечение в них людей. [2]

Дело в том, что на протяжении длительного времени деятельность традиционных религиозных организаций была запрещена. После отмены запрета стали все чаще называться имена миссионеров, которые якобы пришли с новой религией для того, чтобы изменить сознание и положение народа России. Долгое время власть наблюдала за деятельностью деструктивных организаций, не было соответствующей нормативно-правовой базы и научных исследований для того, чтобы оказать хоть какое-то сопротивление новым течениям. Концепция, которая была принято совместно государством и РПЦ в 2010 году, подразумевала применение совместных усилий в борьбе против распространения нетрадиционных религиозных течений. Причина заключается в том, что в своей деятельности деструктивные организации используют приемы психологической обработки, прививают нетрадиционные привычки и качества. Цель такой работы деструктивных организаций заключается в разрушении традиционных устоев и норм.

К настоящему времени государство наравне с РПЦ осознало необходимость борьбы с этими течениями. Здесь главной задачей является обеспечение безопасности населения и самого института государственной власти. В последнее время ученые все чаще приходят к выводу о том, что в России религия становится важным фактором современной жизни человека. Между тем наличие противоречий в системе официальных религий в целом оказывает воздействие на систему национальной безопасности. Прежде всего речь идет о духовной безопасности граждан.

С учетом многочисленных признаков деструктивных течений принята их особая классификация. В частности, рассматриваются религиозные организации «АУМ синрике» («АУМ синрике», террористическая организация, деятельность которой запрещена в России), «Международное общество сознания Кришны» и другие. Религиозные организации западной ориентации (по-другому они называются псевдохристианскими). Сюда относятся такие организации, как «Свидетели Иеговы»*, «Богородичный центр» и другие. Также принято рассматривать такие деструктивные религиозные организации, как оккультные или языческой ориентации. Ярким примером здесь является такая организация, как «Белое братство». Встречаются также сатанистские культы. В частности, широкого распространения добилась такая организация, как «Российская церковь сатаны». Большинство ученых в настоящее время сходятся во мнении о том, что это неполная классификация всех деструктивных культов. [3]

Ситуация в России к настоящему времени складывается следующим образом: преобладают традиционные религиозные течения (в основном это православие и ислам). Встречаются также католики. Что же касается деструктивных культов, то точное количество течений и вовлеченных в них граждан неизвестно. Деятельность таких организаций в России в основном ведется скрытным образом. Так как они подпадают под категорию сект, а за это предусмотрена уголовная ответственность. Интересно посмотреть специфику распространения деструктивных течений в России.[4]

Так, в 1997 году исследовательским центром при МГУ был проведен социологический опрос среди молодежи. По его результатам был сделан вывод о том, что в колдовство верит до 50% несовершеннолетних, 30% молодых людей. При этом среди доля мужчин, которые верят в колдовство, оказалась в 1,5-2 раза меньше, чем женщин. Примерно треть подростков и взрослого населения в то время высказались о том, что верят в астрологию и гороскопы. Учеными спустя время был сделан вывод о том, что к зарождению деструктивных течений и их распространению привели преобладающие у населения оккультно-мистические представления. Примечательно, что деятельность деструктивных культов разрушающим образом действует на психику человека.

Еще в 2000 году был сделан вывод о том, что деструктивные культы обладают обязательными деструктивными признаками. Сама же деятельность деструктивных организаций направлена на дестабилизацию сознания, на распространение схемы финансовых поборов среди населения с целью финансирования руководителей данных организаций. Чтобы полностью оторвать человека от внешнего мира, организуются тренинги, проводятся групповые занятия, на которых оказывается психологическое давление на посетителей. Чем дольше человек состоит в таких организациях, тем более оторванным он становится от своего ближайшего окружения. К тому же деструктивные культу часто посягают на физическое здоровье. А жертвами шарлатанов становятся дети. Фактически, это вербовка, принуждение поклоняться несуществующим законам и принципам. Те деструктивные культы, которые преобладают в России, имеют свои общие признаки. Это озвучивание и продвижение идеи о том, что харизматическое лидерство – это главное. Истина может быть получена только в последней инстанции, традиционные же религии с позиции деструктивных культов рассматриваются в качестве устаревших или требующих полного отрицания. [5]

Что касается внешней стороны, то деятельность деструктивных культов направлена с одной стороны на достижение благородных целей. Но это только инструмент для маскировки. Истинные цели деятельности данных культов остаются закрытыми на протяжении длительного времени. Внутри таких обществ существуют доктрины, которые требуют неукоснительного исполнения. Основная задача вовлечения в такие культы заключается в том, что полностью изолировать человека от любой другой информации извне. В результате изменяется образ жизни у людей, вовлеченных в деструктивные культы.

Изменяется модель их поведения, они отказываются от традиционных идеалов. Привычный круг общения, как правило, в этой ситуации остается в стороне.

К настоящему времени деятельность всех религиозных и нерелигиозных организаций подлежит государственной регистрации.

Перед тем, как организация будет зарегистрирована в качестве официальной, будет полностью проверена ее деятельность. При обнаружении сведений, которые позволят судить о наличии у организации деструктивных признаков, ей будет отказано в регистрации.

Таким образом, деструктивные культы – это религиозные и нерелигиозные течения, которые полностью отрицают наличие, роль и значимость традиционных религий, преследуют одну цель – управление сознанием и полное подчинение руководителям организаций. Деятельность деструктивных организаций в России находится под запретом, с такими течениями идет борьба как со стороны РПЦ, так и со стороны государственных институтов власти.

*(Свидетели Иеговы – экстремисткая организация, запрещенная в России - прим.ред.)

Список литературы:
1. Пьянов Н. А. Актуальные проблемы теории государства и права : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Иркутск, 2011. С. 230.
2. Гаджиев Г. А. Онтология права: (критическое исследование юридического концепта действительности). М., 2013. С. 188.
3. Тихомиров Ю. А. Правовое регулирование: теория и практика. М., 2010. С. 252-253.
4. Безруков А. В. Конституционное и международно-правовое регулирование обеспечения правопорядка в России: современное состояние и соотношение // Юрид. мир. 2016. № 2. С. 11-15.
5. Кравец И. А. Право конституции в действии: соотношение законодательной и судебной конституционализации правопорядка, обеспечения международных обязательств, прав и свобод // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 12. С. 12-15.