ПОРЯДОК И ВИДЫ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН В РФ
Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
LV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ПОРЯДОК И ВИДЫ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН В РФ
PROCEDURE AND TYPES OF APPLICATION OF CITIZENS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Maria Khairetdinova
Ulyanovsk State Technical University, Russia, Ulyanovsk
Аннотация. В статье рассматривается порядок обращения граждан в РФ, приводятся основные определения и виды обращений, а также нормативные акты, регламентирующие вопросы по работе с обращениями граждан.
Abstract. The article examines the procedure for citizens 'appeals to the Russian Federation, provides the main definitions and types of appeals, as well as regulations governing the issues of working with citizens' appeals.
Ключевые слова: конституционное право; права граждан; свобода слова; обращения граждан.
Keywords: constitutional law; citizens 'rights; freedom of speech; citizens' appeals.
Конституцией РФ закреплено, что свобода слова – одно из основных прав россиян. Гражданин Российской Федерации имеет право на обращение в государственный орган с вопросом, входящим в компетенцию данного органа.
Институт обращений граждан является способом выражения общественного мнения и средством получения органами государственной власти информации от граждан о качестве своей работы, а также способом защиты прав граждан. Реализация гражданами права на обращение происходит свободно и добровольно. Этот процесс не должен нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ст. 4 федерального закона N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления [3].
Обращения граждан, направленные в государственные органы, общественные учреждения, организации и предприятия являются важным средством реализации и охраны прав личности, также они рассматриваются в качестве источника информации обо всех сторонах жизни общества и человека в этом обществе. Обращения граждан в совокупности с иными документами раскрывают закономерности социального развития. За последние несколько лет появились новые субъекты и адресаты обращения, а также новые виды обращений, ранее неизвестные отечественному законодательству. В соответствии с ранее упомянутым федеральным законом, можно выделить следующие группы обращений: индивидуальные и коллективные, устные, письменные, электронные, а также предложения, заявления и жалобы.
Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Право на обращения граждан закреплено в высшем законе РФ Конституции 1993 г. В статье 33 Конституции говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы местного самоуправления» [1]. До недавнего времени в нашей стране действовало множество ведомственных подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок рассмотрения обращений граждан в тех или иных государственных органах страны. Единственным общегосударственным актом, действующим в этой сфере общественных отношений, был устаревший Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан". Но этот правой акт не учитывал устройство Российской Федерации. Поэтому некоторые субъекты и ведомства пытались самостоятельно регулировать этот вид деятельности. Примером может служить закон Ульяновской области от 23.10.1997 N 007-ЗС «О порядке рассмотрения обращений граждан на территории Ульяновской области» [4,5] .
Все законы субъектов Федерации о работе с обращениями населения опирались на общегосударственный акт – Указ Президиума Верховного Совета СССР 1968 г. с изменениями 1980 и 1988 гг. Лишь в 2005 г. на общегосударственном уровне в Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452, порядку работы с обращениями граждан и приему граждан отводится специальный раздел. Кроме того, в Типовом регламенте были указаны иные, более длительные, чем в Указе Президиума Верховного Совета СССР, сроки рассмотрения обращений граждан. Утвержденный правительственным постановлением Типовой регламент касался организации работы с обращениями в федеральных органах исполнительной власти.
21 апреля 2006 Госдумой принят новый федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Закон обязует государственные органы, органы местного самоуправления и должностных лиц в строго определенные сроки рассматривать поступившие в соответствии с их компетенцией обращения граждан, определяются перечень обращений, не требующих ответа, и порядок работы с такими обращениями. Также устанавливается ответственность государственных и муниципальных служащих за нарушение законодательства России о порядке рассмотрения обращений граждан. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами [3].
В Федеральном законе описывается: правовое регулирование правоотношений, права и гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением, требования к письменному обращению, направление, регистрация, порядок и сроки его рассмотрения, ответственность за нарушение настоящего Федерального закона, а также возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений.
В соответствии со ст. 5.59 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г. нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, – влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей [2]. На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что обращения граждан в государственные и общественные органы с предложениями, заявлениями, жалобами – важное средство осуществления и охраны прав личности, расширения связей государственного аппарата с населением, существенный источник информации, необходимой при решении текущих и перспективных вопросов государственной политики, социального и хозяйственного направления, это своеобразный индикатор состояния общественного мнения граждан.