Отдельные особенности договора финансовой аренды (лизинга)
Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Отдельные особенности договора финансовой аренды (лизинга)
В статье рассматривается вопрос об основных инструментах инвестиционной деятельности. На основе анализа отечественных цивилистов и рассмотрения нормативно-правовых актов выделяются основные преимущества применения договора финансовой аренды (лизинга), где успешная его реализация участниками гражданского оборота способствует активному усовершенствованию технического потенциала, обновлению основных средств, а также получению прибыли (выгоды).
Успех финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности во многом зависит от эффективного производственно-технического потенциала. Одним из успешных механизмов финансирования бизнеса является лизинг. Использование данного института позволяет субъектам экономических отношений производить и реализовывать свою продукцию, услугу при неспособности приобрести необходимое имущество в собственность.
При заключении договора лизинга недвижимости предмет данного договора может быть еще не создан и не приобретен в собственность лизингодателя. Согласно Пленума ВАС РФ [2], следует, что договор будущей аренды имущества не является недействительным согласно ст. 168 ГК РФ и ст. 608 ГК РФ. В том числе является действительным договор аренды вновь созданного имущества с его владельцем и право собственности которого еще не зарегистрировано в реестре.
В юридической науке отмечается, что предметом недвижимого имущества является индивидуально-определенная вещь, т.к. она обладает собственными индивидуализирующими признаками, установленными кадастровым учетом и государственной регистрацией. Соответственно, предмет недвижимости договора лизинга еще не созданного объекта подлежит индивидуализации в момент исполнения обязательства по его передачи.
Стоит отметить, что лизингодатель по договору лизинга земельного участка при передаче права пользования и владения не обязательно может быть собственником данного предмета [3]. В связи с этим лизингополучатель приобретает право пользования частью земельного участка, на котором располагаются соответствующие здания, сооружения и помещения. И право пользования земельным участком у лизингополучателя возникает с момента заключения договора лизинга здания, сооружения, помещения.
В настоящее время субъекты экономических отношений активно заключают данные договоры. При этом судебная практика свидетельствует о том, что правовое регулирование отношений остается не до конца урегулированным; в частности, Закон о лизинге содержит законодательное упущение в субъективном составе договора финансовой аренды лизинга [4].
Статьей 4 Закона о лизинге предусмотрено, что продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.
Данная формулировка является не совсем корректной и не отвечает общественным отношениям и не учитывает сложную конструкцию самого договора лизинга, т.к. при реализации договора лизинга транспортных средств сторонам приходится заключать дополнительные соглашения (договор купли-продажи, договор оказания услуг и многие другие). При этом в ст. 15 Закона о лизинге установлено, что стороны при заключении договора финансовой аренды транспортных средств в обязательном порядке заключают сопутствующие договоры. В этой связи судебная практика не совсем однозначна, поскольку судам приходится решать вопрос о том, является ли сделка лизинговой.
В судебном акте Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа договор лизинга был признан не заключённым в связи с несоответствием ст. 422 ГК РФ. Суд определил, что в договоре не были указаны его существенные условия, необходимые для финансовой аренды: не была определена обязанность арендодателя по приобретению предмета лизинга у конкретного продавца. Кроме того, в указанной судебной практике лизингодатель не уведомил продавца о передачи соответствующего предмета лизинга в аренду. При рассмотрении данного дела кассационной инстанцией было отмечено, что договор не отвечает признакам финансовой аренды, но при этом сторонами были приняты меры к фактическому исполнению сделки, которые свидетельствуют о наличии арендных отношений между ними.
В судебной практике можно встретить и обратную ситуацию, когда стороны доказывают, что между ними заключен договор не финансовой аренды, а договор купли-продажи.
Правовые аспекты государственного управления
При рассмотрении вопроса о финансовой аренде транспортных средств в правоприменительной практике возникают вопросы, связанные с взиманием обязательного транспортного налого с большегрузного транспорта.
В связи с использованием субъектами предпринимательства аренды транспортных средств возникает вопрос о владельцах транспортных средств по договорам лизинга. В действительности при реализации транспортного средства владельцем по лизингу является лизингодатель, но регистрация транспортного средства, как правило, происходит на лизингополучателя.
Федеральным законом № 257-ФЗ от 08.11.2007 предусмотрено, что плату за причинённый вред дорогам обязаны осуществлять собственники (владельцы) этих транспортных средств [5].
В данной ситуации стоит обратиться к Приказу МВД РФ от 26.06.18 № 52240 «О порядке регистрации транспортных средств».
Данным документом предусмотрена регистрация транспортных средств на собственников и на других лиц, которые владеют транспортным средством в силу иных обстоятельств, в том числе и по договору лизинга.
Согласно данному Приказу, транспортные средства, которые приобретены в собственность юридическим или физическим лицом с последующей передачей во владение и в пользование по договору лизинга или сублизинга, регистрируются за лизингодателем и лизингополучателем на общих основаниях по письменному соглашению последних [6].
Также в Приказе № 1001 установлено, что если транспортное средство регистрируется за лизингополучателем, то такая регистрация устанавливается на срок действия самого договора лизинга или сублизинга по месту нахождения лизингополучателя.
При регистрации транспортного средства лизингополучателю выдается свидетельство о регистрации транспортного средства и государственные номера на срок, который указан в договоре лизинга или сублизинга.
В связи с этим можно сделать вывод, что регистрация транспортного средства по договору лизинга и сублизинга возможна не только на собственника, но и на другое лицо, которое владеет данным транспортным средством. Соответственно, владельцем транспортного средства является не только собственник, но и иное лицо, которое владеет транспортным средством по другим основаниям, в том числе и договору лизинга (сублизинга).
Из приведенных законодательных норм предполагается, что плата за вред, причинённый автомобильным дорогам, может взыматься с лизингополучателя только в том случаи, если транспортное средство зарегистрировано за ним как за владельцем, т.е. выдано соответствующее свидетельство о регистрации транспортных средств.
В настоящий момент в целях соблюдения законодательных положений разработана и действует система «Платон». В соответствии с законодательными положениями, уплачивать «дорожный сбор» наравне с лизингодателем может лизингополучатель.
Для устранения правовых вопросов в законодательство Российской Федерации необходимо внести изменения, предусматривающие, что субъектом платы вреда, причинённого дорогам федерального значения от эксплуатации большегрузов, являются и лизингополучатели, владеющие транспортным средством на основании договора лизинга и сублизинга.
Более того, в законодательство Российской Федерации необходимо закрепить понятие владельца транспортных средств, т.е. лица, которое владеет транспортным средством на праве собственности или на ином законном основании.