Статья:

Определение места и роли административных регламентов в деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Административное право; административный процесс

Выходные данные
Котова Е.С. Определение места и роли административных регламентов в деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(13). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 56-60.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Определение места и роли административных регламентов в деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления

Котова Екатерина Сергеевна
ведущий документовед Муниципального автономного учреждения Увельского муниципального района «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», Россия, Челябинская область, поселок Увельский Увельского района

 

Аннотация. Рассматривается место административного регламента в работе федеральных органов исполнительной власти, исполнитель­ных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Раскрывается история возникновения самого понятия «административного регламента» в России.

 

Ключевые слова: административный регламент; администра­тивные процедуры; административная реформа; государственные услуги; административный аппарат.

 

Понятие административного регламента является достаточно новым, и возникло оно вследствие проведения административной реформы органами исполнительной власти. Именно введение данного термина и его разработка послужили важным направлением осуществления реформы. Еще А.Ф. Ноздрачев писал о том, что в ходе административных реформ, человечество признает необходимым введение усиленных законодательных мер регулирования администра­тивных процессов [6].

Административная реформа проводилась в России еще в 2003 году, при этом уже были сформированы основные задачи, которые включали в себя, прежде всего ограничения вмешательства государственной власти в экономику страны, повышение эффективности работы органов власти.

Еще в те годы было важно, создать такие условия, чтобы долж­ностные лица бесперебойно и качественно оказывали услуги населению. На сегодняшний день к вышеназванным задачам добавляются еще и борьба с коррупцией, создание мощного противокоррупционного механизма, а также и более детальная регламентация работы государственных служащих.

Нужно отметить тот факт, что впервые понятие «администра­тивный регламент» было лишь упомянуто, но определения как такового дано не было в Федеральном законе от 27.07.2004 года № 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В указанном документе представлена информация о том, что разработка должностных инструкций государственных гражданских служащих должна быть основана на административных регламентах [7].

История возникновения данного определения развивалась постепенно. Необходимо ознакомиться еще с одним так, правда и не принятым законопроектом, который мог называться Федеральным законом «Об административных регламентах в исполнительных органах государственной власти». Данный правовой акт можно определить, как документ, устанавливающий административные процедуры [3].

Если говорить о науке в области административного права, то именно в ней под административным регламентом подразумевается действие, или их совокупность, по-другому совокупность решений органов исполнительной власти, их структурных подразделений и должных лиц. Действия органов государственной исполнительной власти проводятся с целью осуществления должностных полномочий [9].

Административный регламент, по мнению многих экспертов, может определяться в качестве правовой формы административно-публичной деятельности, наряду одновременно с такими нормативными актами как, например, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и иными законами [1].

Необходимо отметить также позицию двух замечательных авторов, а именно П.Г. Лахно и В.Ю. Синюгина, которые в свою очередь рассматривали отличия между административным регламентом и иными нормативными предписаниями. А отличием они считали то, что в регламентах существуют сроки и определенная последовательность действий федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, а также различие можно заметить и в наличии порядка взаимодействия структурных подразделений органов исполнительной власти и их должностных лиц [4].

По сути, административный регламент – это документ, который устанавливает саму форму административно-процессуальных процедур. Эта форма административно-процессуальных действий, по мнению автора М.Я. Масленникова, является внешним, объективным и обязательным выражением содержания административного процесса, не допускающая вариаций действий субъектов в области администра­тивного права [5].

Из всего вышеуказанного можно сделать вывод, что в администра­тивном праве, под административными регламентами можно понимать нормативно-законодательные акты, которые определяют порядок работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, их должностных лиц в результате предостав­ления ими государственных услуг разным субъектам. Здесь необходимо заметить, что многие ученые и специалисты, говорят все же о недопустимости отклонения от инструкций административного регламента.

Если ранее было рассказано о том, что для того, чтобы не было отступлений от нормативных предписаний, необходимо задействовать не только должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, но и в соответствии с вступлением в силу ФЗ от 27.07.2010 года № 210-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», силы должностных лиц органов местного самоуправления. И таким образом круг должностных лиц весьма становится весьма расширенным.

В сфере предоставления государственных услуг населению долгие годы существовала проблема, которая заключалась в отсутствии единого нормативно-правового документа, который бы регламентировал весь процесс оказания услуг разным субъектам. Из-за этой серьезной проблемы не было единообразия в наименовании услуги, сроках ее предоставления, а также документах, которые бы требовались для ее реализации.

Благодаря Федеральному закону от 27.07.2010 года № 210-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» данная проблема разрешилась, так как в этом документе стали предъявляться требования и правила к структуре административных регламентов, стандарту оказания муниципальных и государственных услуг [8].

В каждой структуре разработан свой регламент, который в основном основывается на Конституции РФ, Федеральном законе № 210 от 27.07.2010 (ред. от 28.12.2016) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и других нормативно-правовых документах, регулирующих ту или иную деятельность и распространенных на определенной территории государства Российской Федерации.

Обычно в регламенте указывается следующая информация: список предоставляемых услуг, права, обязанности и ответственность должностных лиц органов власти, а также должностная инструкция государственного служащего.

Таким образом, административный регламент является офици­альным документом, который устанавливает основные положения по оказанию государственных услуг населению и организациям. В связи с огромным количеством работы требуется решить многие вопросы, касающиеся сокращения сроков прохождения документов через все необходимые инстанции, также необходимо четко отслеживать, чтобы не было ситуаций, когда должностные лица злоупотребляют своими полномочиями, то есть должен существовать определенный адми­нистративный аппарат регулирования деятельности государственных служащих [2].

Чтобы упростить работу служащих по оказанию государственных и муниципальных услуг, постепенно вводится понятие электронный административный регламент. Этот механизм, а точнее его создание позволяет более качественнее отслеживать все происходящие в стране административные процессы должностных лиц органов исполни­тельной власти на всех уровнях. Благодаря автоматизации процесса, работа должностных лиц органов власти становится прозрачной.

В заключении важно отметить, что главным назначением и целью административного регламента является работа по оказанию государ­ственных и муниципальных услуг федеральными органами исполни­тельной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами. И самое главное создать все необходимые условия, чтобы должностные лица осуществляли свою работу качественно, надежно, и главное, чтобы у них не возникало личной заинтересованности касательно деятельности в государственных органах власти. Поэтому требуется дальнейшая оптимизация процесса контроля за государственными служащими и совершенствование административных регламентов.

 

Список литературы:
1. Административное право России: учебник / под. ред. П.И. Кононова, В.Я. Кикотя, И.Ш. Килясханова. М. 2014. С. 342-343. 
2. Актион [Электронный ресурс]: URL: http://www.mcfr.ru/ journals/
67/208/32416/32422/ (Дата обращения: 09.10.2017). 
3. Государственная Дума. Официальный сайт [Электронный ресурс]: URL: http://www.duma.gov.ru/ (Дата обращения: 22.10.2017).
4. Лахно П.Г. Теория и методология административно-правового управления реформированием / П.Г. Лахно, В.Ю. Синюгин // Предпринимат. право. 2012. № 4. С. 10. 
5. Масленников М.Я. Российский административный процесс: триединство процессуальной нормы, содержания и формы // Административное право и процесс. 2012. № 2. С. 3.
6. Ноздрачев А.Ф. Административная реформа: Законодательный аспект // Административная реформа: проблемы развития и совершенствования. 2013. № 2. С. 22.
7. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Рос. газ. – 2004. – 31 июля. 
8. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ // Рос. газ. – 2010. – 30 июля. 
9. Филатова А.В. Регламенты и процедуры в сфере реализации государственного контроля (надзора). Ростов н/Д. 2012. С. 116.