Статья:

Нормативно-правовое обеспечение толерантности в сфере образования

Конференция: VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Международное право

Выходные данные
Миннигалеева А.М. Нормативно-правовое обеспечение толерантности в сфере образования // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 136-140.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Нормативно-правовое обеспечение толерантности в сфере образования

Миннигалеева Аделия Маратовна
магистрант, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа

 

Regulatory support of tolerance in education

 

Adelia Minnegalieva

graduate student, FGBOU VO "Bashkir state pedagogical University. M. Akmulla", Ufa

 

Аннотация. В статье анализируются международные документы и нормативные акты, закрепляющие принцип толерантности в сфере образования, а также виды ответственности за дискриминацию.

Abstract. The article analyzes the international documents and legal acts implementing the principle of tolerance in education, as well as the types of liability for discrimination.

 

Ключевые слова: толерантность в сфере образования, нормативно-правовые акты, международные документы, ответственность за дискриминацию.

Keywords: tolerance in education, normative legal acts, international documents, liability for discrimination.

 

Современное мировое сообщество, наряду с признанием за каждым человеком определенного перечня прав и свобод, признает и всячески подчёркивает необходимость формирования толерантного отношения – как залога процветания поликультурного современного общества. На сегодняшний день существует весомая международная правовая база, которая содержит важнейшие принципы, признанные большинством стран, стремящихся к поддержанию мира. Проанализируем статьи международных-правовых документов, которые закрепляют принцип толерантности. Прежде всего, рассмотрим Всеобщую декларацию прав человека, в своей первой статье закрепляет важнейший принцип равенства всех людей, который раскрывается в статье второй, согласно которой, неприемлемым является выделение и принижение одного человека связи с такими отличиями как раса, цвет кожи, пол, религия, язык, а также по его убеждениям политических или иных. Отдельное внимание заслуживает ст. 26 которая закрепляет важнейшие направления образования и одно из них – содействие взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами [1].

Важнейшим международным документом признана Декларация прав ребенка, которая в своей преамбуле подчеркивает всю важность заботы и специальной охране детей и в первом же принципе закрепляет равенство, осуждая какую-либо дискриминацию. Кроме того, принцип №10 призывает ограждать ребенка религиозной, расовой и иной формы дискриминации, воспитывать в духе взаимопонимания и терпимости. Однако, если декларация носит характер рекомендательный, то Конвенция о правах ребенка международный документ, который является обязательным для исполнения в тех странах, которые ее ратифицировали, поэтому важно рассмотреть каким образом там закрепляется понятие толерантности. В ст. 2 говорится о том, что все права, представленные в данном документе, закрепляются за всеми детьми без дискриминации и обеспечиваются государствами-участниками, путем принятия соответствующих мер. Если мы рассмотрим вопрос образования, то Конвенция закрепляет основные направления образования, одно из которых - подготовка ребенка к жизни в обществе, причем в определенном духе – духе терпимости, понимания, равноправия.

Следующий международный документ, который осуждает дискриминацию – Декларацию ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1963 г. Согласно ст. 2 ни государство в целом, ни учреждения, ни отдельные лица не должны допускать дискриминацию, что, безусловно, относиться и к образовательным организациям, действующим в Российской Федерации. Ст. 8 призывает к осуществлению мер в образовании, которые были направлены на развитие терпимости, взаимопонимания.

Существует международный акт, который содержит перечень конкретных мероприятий, способствующих формированию толерантности – это Декларация и программа действий в области культуры мира 1999 г. Ведущая роль по содействию становления культуры мира отведена образованию, а именно: формировать такие установки и ориентиры, согласно которым необходимо мирно урегулировать все конфликты, уважать и терпимо относиться к окружающим, вовлекать детей в мероприятия, направленные на реализацию принципов, утвержденных Декларации культуры мира, обеспечивать равный доступ женщинам, девочек к образованию, оказывать всяческое содействие мероприятиям которые направлены на формирование взаимопонимания, терпимости и солидарности [2].

Единственный международный документ, который дает определение понятию «терпимость» – это Декларация принципов терпимости. Согласно ст.1 терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. В Декларации подчёркивается, что ведущая роль отдана сфере образования, так как наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание и обучение. Активную позицию в этом плане должны занимать политика и программы в области образования, направленные на развития духа терпимости. Но для реализации данных принципов необходимо осуществлять педагогическую подготовку, формировать определенный учебный план, уделять особое внимание содержанию учебных пособий, технологиям и методам обучения [3].

Российская Федерация не только активно поддерживает международно-правовые акты, которые направлены на формирование толерантного отношения, но и воплощает идеи терпимости, отсутствия дискриминации в статьях основного закона страны, в статьях нормативно-правовых актов, а также программах развития, принимаемые нашим государством.

Начнем анализ с основного закон государства – Конституции Российской Федерации. На конституционном уровне устанавливается запрет на создание организаций, которые разжигают социальную, расовую, национальную и религиозную рознь вводится п. 5 ст. 13 Конституции, тем самым подтверждая важность вопроса. Государству небезразличны цели организаций, так как некоторые могут идти в разрез с политикой государства. Следующая статья, которая закрепляет равенство прав и свобод вне зависимости от каких бы то ни было признаков (пол, раса, убеждения, национальности) – ст. 19. Кроме того, данная статья вводит запрет на любые формы ограничения прав, по выше представленным признакам.

Одним из признаков дискриминации может быть национальность человека, поэтому особое внимание уделяется тому, чтобы никто не принуждал к указанию национальности. Раньше имело место обязательное указание своей национальности в определенных документах, что являлось основанием дискриминации. Сейчас практически не допускается постановка вопроса о национальной принадлежности. Закрепляется особое право на пользование родным языком, выбор обучения и воспитания с учетом особенностей нации.

Кроме того, Конституция запрещает агитационные мероприятия, которые могут возбудить социальную, расовую, национальную или религиозную вражду [4]. За дискриминацию в области конституционных прав и свобод предусмотрена административная 5.62 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч.

По данному основанию есть и уголовная ответственность, разница заключается таким квалифицирующим признаком - использование служебного положения. Наказание за дискриминацию с использованием служебного положения: от штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей и вплоть до лишения свободы до пяти лет. Действующим законодательством предусмотрена ответственность и за возбуждение ненависти и вражды, равно и унижение человеческого достоинства по дискриминирующим признакам ст. 282 УК РФ. Минимальное наказание за данное деяние – штраф от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, максимальное – лишение свободы от двух до пяти.

Недопустимость дискриминации в сфере образования закреплена и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Одним из основных принципов, представленных данным федеральным законом, является принцип обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (ст. 3. п.1). Федеральный закон гарантирует право каждого человека на образование, причем независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 5 п.1). Помимо этого в ст. 12 указано, что образование должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов. Данные требования необходимо учитывать при разработке образовательных программ [5].

Наличие дискриминации в современном обществе ставит под сомнение возможность гуманных человеческих отношений. Именно поэтому, важно, чтобы государство не только устанавливало ответственность и закрепляло принцип толерантности в нормативно-правовых актах, но и обеспечивало его реализацию.

 

Список литературы: 
1. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) – [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения 23.06.17).
2. «Декларация и программа действий в области культуры мира» – [Электронныйресурс] – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture_of_peace.shtml (дата обращения 24.06.17) 
3. «Декларация толерантность» – [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: http: // www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc (дата обращения 23.06.17).
4. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) – [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. –URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 25.06.17).
5. Федеральный законот 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации» – [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 26.06.17).