Статья:

НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА НА ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Конференция: LXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Аксютенко Л.А. НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА НА ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 5(64). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА НА ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Аксютенко Людмила Анатольевна
магистрант, Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

THE NEGATIVE IMPACT OF LAWMAKING ACTIVITIES OF THE STATE ON CONSUMER RIGHTS

 

Lyudmila Aksyutenko

Undergraduate, Tolyatti State University, Tolyatti, Russia

 

Аннотация. Статья идентифицирует проблему негативного влияния законотворческой деятельности государства на права потребителя, определяет основной объект отрицательного воздействия, классифицирует негативное влияние по степени ущерба.

Abstract. The article identifies the problem of the negative impact of lawmaking activities of the state on consumer rights, identifies the main object of negative impact, and classifies the negative impact by the degree of damage.

 

Ключевые слова: правильность выбора товара покупателем; права потребителя; потребитель; субъективные и объективные препятствия и ограничения в использовании товара; классификация вреда от законотворческой деятельности государства на права потребителей по степени ущерба; недостаток товара; существенный недостаток товара.

Keywords: the correctness of the choice of goods by the buyer; consumer rights; consumer; subjective and objective obstacles and restrictions in the use of goods; classification of harm from the lawmaking activities of the state on the rights of consumers by the degree of damage; defect of goods; significant defect of goods.

 

Научно-техническое развитие порождает появление на рынке новых товаров, работ и услуг, которые не имели подобных аналогов ранее. Некоторые из них могут вызывать определенные негативные воздействия на окружающую среду и человека. В результате государство вынуждено незамедлительно принимать новые законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие использование этих инновационных товаров.

Одним из этих товаров является электрический самокат. Он набирает популярность в обществе как мобильное средство передвижения. Участились случаи травматизма граждан с участием данного средства передвижения. В обществе назревает вопрос о регулировании, вплоть до запрета, данного средства передвижения. Естественно, что нормативно-правовое регулирование в данной ситуации необходимо, но возникает вопрос, что делать владельцам данного товара, которые приобрели его до введения в действие определенных ограничений, которые сделают использование указанного товара для некоторых категорий людей невозможным.

В Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» дается следующее определение понятию потребитель: «потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» [1]. То есть владелец электрического самоката не может использовать его для личных, семейных, домашних и иных нужд в соответствии с определением, что приводит к нарушению прав потребителей.

Можно привести множество и иных примеров нарушения прав потребителей, связанных с принятием нормативных правовых актов, ограничивающих использование товаров и услуг, квадрокоптеры – которые необходимо ставить на учет (постановление Правительства РФ от 25.05.2019 №  658 [3]), видеокамеры, замаскированные под иные предметы (ст. 138.1 Уголовного кодекса Российской Федерации [4]), запреты на лекарственные препараты и т.д. Приобретая инновационный товар сегодня, потребитель не застрахован от невозможности его использования завтра. Данная проблема имеет место быть и нуждается в исследовании и нахождении путей ее решения.

Для начала требуется дать определение «правильность выбора товара покупателем», так как оно не определено законодательно.

Правильность выбора товара покупателем – это такой выбор товара, который удовлетворяет ожиданиям от товара у покупателя при приобретении товара, при его использовании, и при этом не появляются скрытые препятствия и ограничения, не оговоренные до его приобретения, и которые противоречат ожиданиям покупателя.

Скрытые препятствия и ограничения в использовании товара, о которых покупатель не предупрежден и которые противоречат ожиданию и влияют на правильность выбора товара следует классифицировать на субъективные и объективные.

Субъективные препятствия и ограничения – вытекают из возможностей и представлений самого покупателя, например, не понравился фасон, цвет; не устраивают форма, габариты, комплектация и т.д.

Объективные препятствия и ограничения – вытекают из причин, независящим от возможностей и представлений самого покупателя, например, ненадлежащая информация о товаре, ненадлежащее качество товара и т.д.

Негативное влияние законотворческой деятельности государства на права потребителей относится к объективным препятствиям и ограничениям, так как оно не зависит от самого покупателя и может формировать недостаток или существенный недостаток товара (работы, услуги). То есть это может быть неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или другие подобные недостатки.

Отсюда следует классифицировать вред от законотворческой деятельности государства на права потребителей по степени ущерба:

1. Степень коррекции – такая степень ущерба, при которой несоответствие товара (работы, услуги) не нарушает обязательные требования стандартов, условий договоров или предъявляемые требования, а также не искажает значимую информации о товаре (работе, услуге), предоставленной изготовителем (исполнителем, продавцом) то есть не может квалифицироваться как «недостаток» или «существенный недостаток». Например, обязательная маркировка питьевой и минеральной воды с 2021-2022 гг. согласно постановлению Правительства РФ от 31.05.2021 № 841 [2] никак не повлияет на использование товара потребителем.

2. Степень недостатка товара – такая степень ущерба, при которой несоответствие товара (работы, услуги) квалифицируется как «недостаток». Например, использование товара в результате законодательных изменений возможно после того как он будет поставлен на учет в соответствующих органах, хотя на момент его приобретения указанное требование законодательством не устанавливалось, оно возникло позже, то есть товаром или услугой потребитель может воспользоваться только после определенных действий.

3. Степень существенного недостатка товара – такая степень ущерба, при которой несоответствие товара (работы, услуги) квалифицируется как «существенный недостаток». Например, использование товара в результате законодательных изменений невозможно или требует несоразмерных расходов.

Классифицирование вреда от законотворческой деятельности государства на права потребителей позволит оценить масштаб ущерба, разработать план мероприятий по минимизации ущерба.

Следует отметить, что в настоящее время государством, общественными институтами не учитывается вред законотворческой деятельности государства на права потребителей, а также он мало изучается юристами. Требуется разрешение многих вопросов, в том числе действий потребителя в отношении товара или услуги после несвоевременно внедренного законодателем ограничения и обязанности на товар со степенью существенного недостатка товара или степенью недостатка товара. Например: что делать потребителю при действующем гарантийном сроке или сроке службы изделия, возможен ли возврат или иная компенсация, может ли потребитель рассчитывать на льготы для устранения недостатка и т.д. Помимо этого не разработана юридическая и нормативно-правовая база для решения этих вопросов.

Основным объектом механизма отрицательного воздействия  законотворческой деятельности государства на права потребителя является влияние на правильность выбора товара покупателем. Влияние на правильность выбора товара покупателем нарушает права покупателя. Определение понятия «правильность выбора товара покупателем» дает основу дальнейшего построения юридической аналитикой защиты нарушенных прав, а также позволяет идентифицировать проблему «негативное влияние законотворческой деятельности государства на права потребителей».

Классифицирование препятствий и ограничений по степени ущерба, возникшие в результате несвоевременно внедренного законодателем ограничения и обязанности на товар, позволит проводить объективные экспертизы объемов нарушенных прав потребителя и уровней эффективности мер по защите прав потребителей.

 

Список литературы:
1. О защите прав потребителей [Электронный ресурс] : Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 11.06.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения: 15.04.2022). // «Российская газета» от 7 апреля 1992 г., Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 9 апреля 1992 г., N 15, ст. 766.
2. Об утверждении Правил маркировки упакованной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении упакованной воды [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 № 841 (ред. от 26.03.2022). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_385620/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 20.04.2022).
3. Об утверждении Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской Федерации от 25.05.2019 № 658 (ред. от 19.03.2022). URL: https://base.garant.ru/72255560/ (дата обращения: 20.04.2022).
4. Уголовный кодекс Российской Федерации (особенная часть) от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Собрание законодательства РФ. - 1996. № 25. ст. 2954.