Статья:

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ПРАВОВЫХ НОРМ СИСТЕМЫ НАКАЗАНИЙ В ДРЕВНЕРУССКОМ ПРАВЕ

Конференция: LXXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Выходные данные
Жане А.Н. К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ПРАВОВЫХ НОРМ СИСТЕМЫ НАКАЗАНИЙ В ДРЕВНЕРУССКОМ ПРАВЕ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 12(83). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ПРАВОВЫХ НОРМ СИСТЕМЫ НАКАЗАНИЙ В ДРЕВНЕРУССКОМ ПРАВЕ

Жане Асиет Нурбиевна
студент Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар

 

THE SYSTEM OF CRIMES AND PUNISHMENTS IN ANCIENT RUSSIAN LAW

 

Asiet Zhane

Student Kuban State University, Russia, Krasnodar

 

Аннотация. Данная статья посвящена изучению эволюции системы уголовных наказаний в древнерусском государстве, этапов развития уголовного правосудия, понятий и разновидностей наказаний, типичных преступлений и наказаний в рассматриваемый период.

Abstract. This article studies the concept and types of punishments, the historical development of the system of criminal penalties in the ancient Russian state. Stages of the development of criminal justice, examines typical crimes and punishments during that period, as well as the circumstances affecting the formation of the system of criminal penalties.

 

Ключевые слова: древнерусское государство, кровная месть, компенсация вреда, уголовная кара, уголовные наказания, уголовное правосудие, преступления, наказания.

Keywords: ancient Russian state, blood feud, compensation for harm, criminal punishment, criminal penalties, criminal justice, crimes, punishments.

 

В первобытном обществе различные виды наказаний были почти полностью идентично мести: древние люди считали его возмездием, которое должно было быть равноценным причиненному злу. Так, ответом на убийство было только лишение жизни убийцы. На тот период право мести за своего соплеменника являлось не столько правом, а непреложной обязанностью. Ее должен был исполнить любой, кто столкнулся с насилием. Если же обязанный человек не смог совершить кровную месть и самосуд, он должен был «прочувствовать на себе гнев ушедшего в мир иной и быть презираемым народом». [1]

Понятие разновидностей уголовного права в Древнерусском государстве впервые упоминается в «Русской правде». В ней отражались нормы русского права, при нарушении которых предусматривались различные уголовные наказания. В то время развитие феодальных отношений так же оказывало влияние на развитие системы уголовного наказания в русском праве.

Первым, кто стал некоторым образом ограничивать месть и восстанавливать нарушенные права другими способами, считается в нашей истории Ярослав Мудрый. [2] Он гуманизировал русское общества и снизил число случаев самосуда, инициировав принятие Русью первого сборника правовых норм Древнерусского государства - Русскую Правду. Но полного ограничения института самосудной расправы Ярослав Владимирович не добился. Люди по - прежнему прибегали к мести, когда нарушались их права, наносился ущерб имуществу. В случае, если по какой - то причине отмщение не происходило, довольствовались и денежными выплатами компенсационного характера.

Позже месть была полностью заменена вирой, то есть материальной компенсацией: «потомки Ярослава, отменив смертную казнь, заменили ее уплатой большой по своему размеру денежной пени». [3] В правилах, которые ввели дети Ярослава Мудрого, исключалось право на самозащиту при совершении других противозаконных проступков.

В начале материальную компенсацию получали пострадавшие. Таким образом их удовлетворяли от нарушения их прав. Князь, получая в этом случае часть выкупа, сохранял нужного ему приближенного. Замена мести на денежную компенсацию, была выгоднее. Деньги получали лица, пострадавшие от самых разных преступлений.

Нанесенный вред компенсировался не только денежными выплатами, но и, как указывалось в более поздних редакциях Русской Правды, посредством наказания, у которого было два названия: 1) поток; 2) разграбление. Также преступников наказывали, ссылая их в отдаленные места, прибегая к побоям, помещая в погреб или тюрьму, членовредительству или лишению их жизни.

Постепенно государство забирало власть в свои руки. Система мер государственного принуждения совершенствовалась в соответствии с укладом жизни. Санкции стали касаться непосредственно виновного: его могли подвергнуть телесному наказанию, лишить свободы или даже жизни. Со временем институт наказания приобрел публичный характер.

Назначением кары считается исправление в будущем лица, виновного в преступлении. Но в Древней Руси на наказание смотрели иначе. Государство считало, что за нанесенное зло следует платить злом. Таким образом, в те времена людей, виновных в общественно опасных деяниях, наказывали путем мести, денежного штрафа или уголовного наказания.

Согласно нормам Русской Правды, месть - это возмездие, которое осуществлял человек, пострадавший от преступления. У этого понятия были две составляющие, частная и общественная.

Такие вредящие действия, совершенные из желания наказать человека за нанесенный ранее вред, не были признаны всеми, но считались законными [4] и связанными с органами правосудия, от которых следовало получить разрешение на действия такого рода.

Закон устанавливал, кто может осуществлять возмездие. Сородичи, к примеру, должны были мстить за лишение человека жизни. После того, как родовые союзы сменились общинами и земствами, институт кровного возмездия стал приходить в упадок. Месть стала инициировать власть государства в лице земств.

После принятия на Руси христианства, общество изменило свой взгляд на кровную месть. Договорившись с мстителем, виновный в преступлении выплачивал денежную компенсацию согласно правилам, установленным законами.

Изначально, возмездие включало частную и общественную составляющие, но затем, после того, как месть была заменена выкупом, они отсоединились друг от друга. Появились денежные штрафы, уплачиваемые власти и частные компенсации лицам, пострадавшим от нарушения их прав. Средства, получаемые князем, назывались "вира" или "продажа". То, что получали родственники лица, пострадавшего от противозаконного проступка, называли "головничеством". А компенсация непосредственно потерпевшему - это был "урок".

Уголовными карами были: наказания, имеющие отношение к ограничению свободы: изгнание и поточение (ссылка). Лишение свободы было одним из наиболее древних видов наказания.

Стоить отметить, что в ХV-ХVI веках, отечественная система наказаний еще не сложилась. Дошедшие до современного времени исторические памятники права, Судебники, определи наказания сообразно совершенному преступлению, о есть можно утверждать о существовании закона, но без системного выстраивания мер ответственности, согласно степени и тяжести содеянного.

Также, и в более поздние периоды утверждения Соборного уложения 1649 года, наказания определялись без учета степени тяжести. К тому же, за тождественные преступления, попирающие закон, иной раз определялись различные наказания. Вместе с тем, характеристики и основные признаки наказания, приобретают некую определенность в существующем своде законов.

Таким образом, в период становления отечественной системы наказаний происходит постепенное смещение и уход от телесных наказаний, публичных казней, прямого изъятия имущества за совершенные преступные деяния в сторону задействования других мер ответственности, например, ограничения свободы виновного.

«Русская Правда» положила начало формирования и введения на практику систему уголовных наказаний. Несмотря на то, что зарубежный опыт Европейских стран в начале XIX века свидетельствует об ужесточении наказаний, в складывающейся российской правовой системе уголовные наказания, направлены на исправление преступника и можно утверждать о начале становления исправительной системы.

 

Список литературы:
1. Подройкина И.А. Исторические традиции и преемственность построения системы уголовных наказаний // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 4. С. 110
2. Подройкина И.А. Исторические традиции и преемственность построения системы уголовных наказаний // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 4. - С. 110.
3. Ничуровская О.Н. История развития наказания в древних исторических памятниках права //Новая правовая мысль. 2015. №5. - С.44
4. Ничуровская О.Н. История развития наказания в древних исторических памятниках права //Новая правовая мысль. 2015. №5. - С.48.