Международно-правовой статус Каспийского моря
Секция: Международное право
XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Международно-правовой статус Каспийского моря
Аннотация. В статье изучен Международно-правовой статус Каспийского моря.
Ключевые слова: Каспийское море, международно-правовой статус; двухсторонние международные договоры.
Каспийское море представляет собой географический и стратегический объект с уникальной историей и спорным правовым статусом. Каспийское море, по сути, является международным озером, однако таковой статус, присущий иным международным озерам, оно не имеет.
В настоящее время основными документами, регулирующими режим Каспийского, выступают двухсторонние международные договоры, заключенные между СССР и Ираном в 1921 и 1940 годах, которые определили Каспий как внутреннее море, поэтому к нему не применимы нормы Конвенции ООН по международному морскому праву 1982 года.
Согласно международному праву, а именно Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. Россия является правопреемником указанных соглашений. Однако ситуация с 1991 года усложнилась тем, что с распадом СССР прикаспийских государств стало больше, чем два. В настоящее время их пять, включая Казахстан, Азербайджан и Туркменистан.
Позиции всех прикаспийских государств являются разными и обусловлены собственными национальными, в первую очередь геополитическими и экономическими интересами.
В этой связи единой позиции по статусу и режиму использования ресурсов Каспия в настоящее время не выработано. Вместе с тем, переговоры о принятии конвенции о правовом статусе Каспийского моря ведутся уже давно, и некоторые эксперты сегодня говорят о том, что такой единый документ может быть принят уже в 2016 году [4].
Итогом сотрудничества с 1991 года всех прикаспийских государств стало формирование основных, исходных условий и принципов международного сотрудничества в сфере использования и сохранения ресурсов Каспийского моря.
Так, в настоящее время на основе совместно принятых международных документов всеми прикаспийскими государствами осуществляются мероприятия по охране биологического разнообразия Каспия, регулированию порядка рыболовства, обеспечению режима судоходства.
Вместе с тем, история переговоров прикаспийских государств наглядно демонстрирует, что проблема определения правового режима Каспийского моря не сможет найти путь через правовое пространство, поскольку вопрос о принятии конвенции по вопросам Каспия может быть закрыт только путем согласования единой позиции и проявления политический воли всех заинтересованных сторон.
Не вдаваясь в подробности содержания позиций всех пяти прикаспийских государств отметим, что позиция России состоит в необходимости раздела площади морского дня Каспия на основании модифицированной медианной линии (ММЛ) и сохранении права на воды Каспия за всеми прибрежными странами.
В соответствии с таким подходом Россия и Азербайджан приобретают по 20 % морского дна, Казахстан – 30 % Туркменистан – примерно 13 %, Иран – около 17 % [2] Очевидно, что данная позиция весьма устраивает Казахстан, Азербайджан также не против. Между тремя государствами уже подписаны необходимые соглашения о разделе морского дна Каспийского моря. Туркменистан и Иран на такой раздел не согласны. Позиция Ирана заключается в необходимости равного (по 20 %) раздела Каспийского моря, причем не только дна, но и акватории.
В любом случае пока не будет заключен многосторонний международный договор, который определит правовой режим Каспия в современных условиях, сохраняют свое действие упомянутые выше договоры от 1921 и 1940 гг., заключенные между СССР и Ираном.
Хотя в определенной части они уже устарели и являются неактуальными. В частности, еще в 1979 году Иран в одностороннем порядке объявил утратившими актуальность и недействительными статьи 5 и 6 Договора 1921 года, касающиеся беглых граждан Союза во время революции.
В целом же, как верно отмечается З. Габиевой «за весь период советско-иранской юрисдикции Каспийского моря (1921-1991 годы) удалось урегулировать далеко не все проблемы, и 10-мильная рыболовная зона не всегда рассматривалась как граница суверенитета двух стран.
Но в то же время, установленный советско-иранскими договорами статус Каспийского моря как внутреннего (внутриконтинентального) водоема, практически был признан всем международным сообществом государств и нашел подтверждение в доктрине международного права [3].
Практически единственным международным соглашением по правовым вопросам Каспийского моря, заключенным между всеми пятью прикаспийскими государствами является Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (Рамочная конвенция, Тегеранская конвенция).
Заключение Рамочной конвенции было обусловлено необходимостью реализовать экономический интерес прикаспийских государств в разработке минеральных ресурсов, заключенных в недрах Каспия.
Данная Конвенция преследует цель: защита окружающей среды Каспийского моря от всех источников загрязнения, охрану, сохранение, восстановление, рациональное и устойчивое использование живых ресурсов Каспийского моря [4].
В развитие положений Рамочной конвенции на четвертом саммите стран Каспийского моря, который состоялся в Астрахани в 2014 году прикаспийскими государствами, включая Россию, было подписано Соглашение о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря [1].
В соответствии со ст. 4 Рамочной конвенции договаривающиеся стороны:
а) самостоятельно или совместно принимают все необходимые меры для предотвращения, снижения и контроля загрязнения Каспийского моря;
б) самостоятельно или совместно принимают все необходимые меры для охраны, сохранения и восстановления морской среды Каспийского моря;
в) используют ресурсы Каспийского моря таким образом, чтобы не наносить ущерб его морской среде;
г) сотрудничают друг с другом и с компетентными международными организациями для достижения цели Конвенции.
Добыча минеральных ресурсов Каспийского моря, включая нефть, по соглашению договаривающихся сторон возможна только прикаспийскими государства и в пределах секторов добычи, согласованных между государствами. Допускается также совместная разработка месторождений. Особо актуальным данное положение становится при разработке спорных месторождений, которые разрабатываются как правило совместно спорящими сторонами. Разведка и добыча ресурсов Каспия возможна только при неукоснительном соблюдении требований Рамочной конвенции о защите морской среды Каспия.
Регулирование добычи биологических ресурсов, в частности рыболовства и рыбного хозяйства осуществляется:
1) в пределах прибрежных суверенных зон прикаспийских государств – исключительно национальными правовыми нормами;
2) в водных пространствах общего пользования – на основе Рамочной конвенции и руководствуясь принципами уважения прав соседних государств.
Размер рыболовных зон в настоящее время не установлен и порождает споры. В этой связи считаем возможным согласиться с мнением Н.М. Хурчак, который предлагает установить размер рыболовных зон для каждого из государств – не более 15 морских миль, «отсчитываемых от линии наибольшего отлива» [5]. Реализация данного предложения не только исключит соответствующие споры, но также обеспечит реальное возложение в жизнь требований Рамочной конвенции о сохранении биоресурсов Каспийского моря.
Таким образом, можно сделать следующие основные выводы.
1. С географической точки зрения Каспий является международным озером, но такой статус не имеет, поскольку представляет собой внутреннее море по двухсторонним соглашениям между СССР и Ираном, которые сегодня уже во многом устарели и не учитывают интересы других прикаспийских государств.
2. Принятие конвенции о правовом статусе Каспийского моря в настоящее время существенно затруднено в связи с несовпадающими позициями пяти прикаспийских государств по поводу раздела морского дна и другим вопросам, в частности, не достигнуто также единства по вопросам военного сотрудничества в акватории Каспия.
Однако в любом случае для обеспечения национальных интересов государств, безопасности и сохранения биологических ресурсов Каспийского моря принятие конвенции о правовом статусе Каспия – актуальный и необходимый шаг, который ознаменует собой новейший этап международно-правового сотрудничества государств по защите среды Каспийского моря.
3. Несмотря на разнящиеся экономическое и политические интересы прикаспийские государства едины в необходимости защиты экологии Каспийского моря от загрязнения, сохранения биологического разнообразия акватории, а также бережного отношения к ресурсам Каспия. Правовым обеспечением международно-правового сотрудничества в данной сфере служит Рамочная конвенция.
4. В перспективе считаем, что Каспий следует признать уникальным закрытым водоемом, статус которого должен определяться на основе норм международного права о разграничении континентального шельфа с применением признанного международно-правового метода эквидистанции и норм соглашений прикаспийских государств в сфере мониторинга природной среды и защиты экологического баланса Каспийского моря.