Статья:

Правовые проблемы ответственности при поставке товаров для государственных нужд

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Трубкина Е.И., Летута Т.В. Правовые проблемы ответственности при поставке товаров для государственных нужд // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 5(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 93-96.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовые проблемы ответственности при поставке товаров для государственных нужд

Трубкина Елена Игоревна
студент Оренбургский Государственный Университет, РФ, г. Оренбург
Летута Татьяна Владимировна
доцент Оренбургский Государственный Университет, РФ, г. Оренбург

 

LEGAL PROBLEMS OF LIABILITY IN DELIVERY OF GOODS FOR STATE NEEDS

 

Elena Trubkina

Student Orenburg State University, Russia, Orenburg

Tatyana Letuta

Professor Orenburg State University, Russia, Orenburg

 

Аннотация. Важность вопросов, связанных с ответственностью участников договора поставки товаров, работ и услуг для государ­ственных и муниципальных нужд, определяется высоким уровнем значимости данного вида договоров для развития общественных отношений в сфере экономики и для успешного функционирования государства. В данной статье рассматриваются главные правовые проблемы поставки товаров для государственных нужд.

Abstract. The importance of issues related to the responsibility of the parties to the contract for the supply of goods, works and services for state and municipal needs is determined by the high level of importance of this type of contract for the development of social relations in the economy and for the successful functioning of the state. This article deals with the main legal problems of the supply of goods for state needs.

 

Ключевые слова: договор; ответственность участников; госу­дарственные нужды; контракт; неустойка; участников договора; закон; государство.

Keywords: contract; responsibility of participants; state needs; contract; penalty; parties to the contract; law; state.

 

Важность вопросов, связанных с ответственностью участников договора поставки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, определяется высоким уровнем значимости данного вида договоров для развития общественных отношений в сфере экономики и для успешного функционирования государства.

Так как подобный договор имеет гражданско-правовую природу, предполагается, что в основе ответственности по этому договору лежат принципы гражданско-правовой ответственности. В то же время, ввиду того, что данный вид договоров связан не только с частноправовыми отношениями, но и с публичным интересом, то и ответственность по нему должна отличаться определенной спецификой.

Например, что касается стимулирования государственных и муниципальных заказчиков, то согласно положениям Федерального закона № 44-ФЗ, а именно п. 1 ст. 12 органам публичной власти в ходе планирования, а равно и осуществления процесса закупок следует опираться на достижение результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд [2].

На основании изложенного А.Г. Хропов полагает, что в указанном положении имеется ввиду наличие так называемой позитивной или же иначе – перспективной – ответственности. Данная разновидность существует в теории и подразумевает наличие правильного понимания гражданами и должностными лицами возложенных на них обязан­ностей, обусловливающих надлежащее отношение к обществу и иным лицам [4, c. 72]. Видится, что юридическая ответственность, в том числе и в указанной сфере, была бы неполной в отсутствие позитивных элементов, способствующих сознательному выбору субъектами моделей правомерного поведения.

Следует отметить, что ответственность как таковая, может быть не только гражданской, но и административной, к которой привлекают, как правило, должностных лиц, членов конкурсной комиссии. К таким основаниям относят положения статей 7.31 (за предоставление, опубли­кование или размещение недостоверной информации о размещении заказов) и 7.32 (за нарушение условий контракта) КоАП РФ [1].

Из этого можно сделать вывод, что наложение мер административ­ной ответственности вызвано публичным характером государственного контракта и связано с процедурой размещения государственных заказов. Эти меры «не вмешиваются» в сферу договорного регулиро­вания, не влияют на гражданско-правовой характер договора [4, c. 73].

Однако непосредственная ответственность участников договора поставки должна наступать в соответствии с нормами гражданского права ввиду неисполнения либо же ненадлежащего исполнения последнего.

На основании чего отметим ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ, которая предусматривает ответственность для заказчика. В связи с чем, видится возможным выявить три группы норм: во-первых, регули­рующих порядок заключения контракта и его существенные условия, во-вторых, устанавливающих административную ответственность за нарушения на стадии заключения контракта, включая ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление обязательной информации, в-третьих, устанавливающих гражданско-правовую ответ­ственность поставщика за ненадлежащее исполнение обязательств.

Более того, анализ положений действующего законодательства показывает, что ответственность для поставщика по данному договору имеет следующие характерные признаки:

· ответственность должна быть предусмотрена контрактом;

· ответственность выражается в виде неустойки, штрафов и пеней;

· основанием ответственности выступает ненадлежащее исполне­ние обязательств, включая просрочку исполнения обязательства [4, c. 74].

Все перечисленные особенности свидетельствуют в пользу гражданско-правовой природы ответственности по договору поставки для государственных (муниципальных) нужд.

Что же касается судебной практики, то здесь следует изучить Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 2017 года, где указывается, что ранее, судом первой инстанции было установлено, что ООО нарушило одно из существенных условий, касаемо испол­нения контракта (не уложилось в сроки), ввиду чего муниципальное образование потребовало взыскание штрафа. Однако ВС РФ отменил постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, оставив в силе решение суда первой инстанции об отказе во взыскании штрафа за нарушение условий контракта, так как сумма штрафа не превышала на тот момент 5 процентов от цены контракта, ввиду чего штраф подлежал списанию [3]. Таким образом, на указанном примере мы наблюдаем переплетение норм, регулирующих указанные правоотношения.

Подводя итог вышеизложенного, следует еще раз отметить, что сфера реализации закупок для государственных, а равно и муници­пальных нужд охраняется законом, ввиду чего предусматривается различного вида юридическая ответственность для участников таких правоотношений, включая не только гражданско-правовую и административную, но и иную, что и было указано ранее.

 

Список литературы:
1. Кодекс об административном правонарушении Российской Федерации от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.04.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – N 1 (ч. I). – Ст. 1.
2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. – 2013. – № 80.
3. Официальный сайт «РосПравосудие» (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22.12.2017 № 302-ЭС17-13455) // [Электронный ресурс] / URL: https://rospravosudie.com/court/act-323146/ (Дата обращения: 06.05.2018 г.).
4. Хропов А.Г. Проблемы исполнения обязательств в области закупок для государственных и муниципальных нужд // Экономика. Политика. Право. – 2017. – № 9. – С. 72 75.