Статья:

Борьба НКВД CCCР с коррупцией в 1930-е годы XX века

Конференция: XII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Выходные данные
Семерков С.С. Борьба НКВД CCCР с коррупцией в 1930-е годы XX века // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 126-131.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Борьба НКВД CCCР с коррупцией в 1930-е годы XX века

Семерков Сергей Сергеевич
студент Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Москва

 

FIGHT OF PEOPLE'S COMMISSARIAT FOR INTERNAL AFFAIRS OF USSR AGAINST CORRUPTION IN THE 1930TH YEARS OF THE 20TH CENTURY

 

Sergey Semerkov

student of The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье затрагивается проблема коррупции и деятельность НКВД по её решению. В целом, работа Народного Комиссариата Внутренних Дел была успешна, на что указывает статистика того времени. Но до конца искоренить коррупцию так и не удалось.

Abstract. In this article the issue of corruption and activities of People's Commissariat for Internal Affairs for its decision is touched. In general, operation of the People's Commissariat for Internal Affairs was successful what the statistics of that time specifies. But up to the end it wasn't succeeded to eradicate corruption.

 

Ключевые слова: Народный Комиссариат Внутренних Дел; Генрих Григорьевич Ягода; коррупция; Новая Экономическая Политика; Великая Отечественная Война.

Keywords: People's Commissariat for Internal Affairs; Heinrich Grigoryevich Yagoda; corruption; New economic policy; Great Patriotic War.

 

Рост коррупции пришелся на период Новой Экономической политике (далее НЭП) (1921-1928гг.). Причиной такого увеличения стал прямой товарообмен, были сняты все ограничения в промышленности и торговле. Советское правительство не хотело мириться с увеличением коррупционных составляющих. Оно сделало решающий шаг в виде установления Уголовного кодекса (далее УК) РСФСР в 1922 году. УК укрепил положение ГПУ. В данном УК была установлена 114-я и 115-я статья, которая раскрывало все, что было связано с взяткой.

Далее произошло преобразование ГПУ в ОГПУ 15 ноября 1923 года. Это способствовало к толчку создания проекта о Государственной гражданской службе. Он способствовал увеличению тотальных проверок над доходами госслужащих. Из-за этого государственным служащим было сложнее получать за свои незаконные действия подпольный доход, и это приводило к уменьшению должностных преступлений в экономике.

Позднее был принят новый Уголовный кодекс РСФСР 1926 года. В нем появилась новая редакция 117-й статьи. В ней более обширно было сформулированы действия, за которые должностное лицо получало или не получало деньги за совершения экономических преступлений: она охватывала действия, «которые должностное лицо могло или должно было совершить исключительно вследствие своего служебного положения [1] Наказание за такие преступления стало до двух лет лишения свободы. За отягчающие обстоятельства назначалось наказание со строгой изоляцией и конфискации имущества, которое было у преступника. Данный УК был более продуктивным в борьбе с экономическими преступлениями.

К окончанию НЭПА ОГПУ смогла ввести нововведение в виде Особой инспекции при Коллегии ОГПУ. Она была учреждена приказом ОГПУ № 160 от 13 августа 1928 года. Образована «в целях предоставления свободного доступа в ОГПУ всем гражданам и в первую очередь широким рабочим массам, желающим подать в Коллегию ОГПУ жалобы, заявления, а также ввиду необходимости концентрации в одном месте всех поступающих в ОГПУ заявлений.

Ранее самостоятельные оперативно-чекистские подразделения ОГПУ - особый, секретно-политический, иностранный, оперативный, специальный, учетно-статистический и транспортный отделы, а также экономическое управление были объединены в Главное управление государственной безопасности, начальником которого оставался Г.Г. Ягода [1].

20 февраля 1934 году происходит заседание политбюро ЦК ВКП (б), на котором присутствовал И.В. Сталин. После его доклада ОГПУ подверглось преобразованию в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ) и соединилось с Наркоматом Внутренних дел (далее НКВД)[1] Это был второй раз в истории СССР, когда органы внутренних дел и госбезопасности были объединены в одну ведомственную структуру. Это решение должно было способствовать увеличению эффективности в борьбе с экономическими преступлениями. ЦИК СССР принял постановление “Об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел”. В его состав входят следующие управления: а) Главное управление государственной безопасности; б) Главное управление рабоче-крестьянской милиции; в) Главное управление пограничной и внутренней охраны; г) Главное управление пожарной охраны; д) Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений; е) отдел актов гражданского состояния; ж) административно-хозяйственное управление[2]

Первым наркомом в данной структуре стал относительно молодой и энергичный Генрих Григорьевич Ягода (1891-1938 года), который раньше исполнял обязанности председателя ОГПУ вместо скончавшегося в мае 1934 года В.Р. Менжинского (председатель ОГПУ с июля 1926 года). Тем самым фактически стал наркомом НКВД СССР раньше, чем формально. Свою карьеру он начал стремительно. Молодого трудоголика заметил сам Ф. Э. Дзержинский, который назначил его в ноябре 1919 года управделами Особого отдела ВЧК. Из-за своей неутомимой энергии и преданности работе и родине стал наркомом за 15 лет. Он начал стремительные действия в борьбе с коррупциногенными факторами. Первым делом он написал письмо на имя самого И. В. Сталина и В. М. Молотова с пожеланием ввести дополнительные знаки различия на петлицах и специальные звания сотрудников НКВД. Его предложение получило хороший отклик, в результате чего было принято в октябре 1935 года. Причем специальные звания сотрудников ГУГБ были на 2 ранга выше таких же званий в остальных подразделениях НКВД, а также и в Красной Армии. Можно привести пример, который это отразит: капитан госбезопасности приравнивался к армейскому званию полковника. Этим действием он решил повысить возможности сотрудников отдела ГУГБ, которые боролись с коррупцией. Мы можем предположить, что различия в рангах привело к разделению сотрудников государственной безопасности и сотрудников органов внутренних дел.

В результате повышения возможностей сотрудников ГУГБ нарком НКВД начал предъявлять высокие требования к своим подчиненным. Г.Г. Ягодой был подписан приказ:” О нарушении местными органами НКВД постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 17 июня 1935 года о порядке производства арестов”. На основе этого приказа осуждались незаконные аресты, которые проводились органами внутренних дел без первичного согласования с прокурорами.

Действия Г.Г. Ягоды позитивно отражались на борьбе с коррупцинагенными факторами, однако сам Нарком НКВД был заподозрен в расхищении государственной собственности. На основе выясненной информации И.В. Сталин на отдыхе в Сочи 25 сентября 1936 года решается на замену наркома НКВД. Г.Г. Ягоду отстранили от исполнения своих служебных обязанностей, арестовали и 15 марта 1938 года расстреляли. Его пост занял Николай Иванович Ежов.

С приходом Н.И. Ежова в НКВД начинается тотальная чистка кадровых сотрудников данной организации. Дела лиц, привлекавшихся к ответственности по политическим обвинениям, по инициативе Л.М. Кагановича стали разбираться во внесудебном порядке с применением высшей меры наказания. Человек, оскорбивший словом или действием стахановца, привлекался к уголовному наказанию уже не за хулиганство, а за контрреволюционную агитацию и пропаганду[4]. В ГУГБ НКВД происходит стремительное усиление и увеличение оперативных подразделений, которые способствовали обеспечению экономической безопасности СССР. Советское правительство видело угрожающие масштабы экономических преступлений. В связи с этим оно решило объединить экономический отдел с контрразведывательным. Происходит перебрасывание оперативных сил с деятельности по направленному контролю и пресечению деятельности иностранных спецслужб на деятельность эффективной борьбы с финансовыми преступниками. Это способствовало к увеличению воздействия для пресечения данного рода преступлений.

16 марта 1937 года в составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР был образован Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией 16 марта 1937 года (далее ОБХСС). Задачами этого отдела являлись: обеспеченье борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, промысловой, потребительской и инвалидной кооперации, в заготовительных органах и сберкассах, а также для борьбы со спекуляцией. Здесь мы можем увидеть, что милиция стала охватывать все общественные отношения людей, которые напрямую или косвенно касались экономической безопасности страны. ОБХСС оказало большую помощь в борьбе с коррупцией, так как одной службе было проблематично контролировать большую территорию СССР.

Всего за 3 года борьбы с коррупцией на 15 августа 1937 года арестовано (по 57 областям) – 100990 чел. Из них: бывших – 46487 чел, уголовников – 23838 чел, другого контрреволюционного элемента – 17592 чел и другие 13073.[5, с.84]

При этом даже при новом наркоме НКВД не получилось побороть старую проблему с большими и повальными необоснованными арестами, так как была заброшена агентурно-осведомительная работа. Из-за этого кардинально снижалась эффективность работы спецслужбы. Они, как и прежде надеялись на то, что из общей массы задержанных смогут найти тех преступников, на которых совершались облавы. Они все же сильно пытались бороться со следователями, которые занимались незаконными арестами, обысками и фальсификацией доказательств.

И.В. Сталин видел, что новый нарком НКВД недостаточно справлялся со своей поставленной обязанностью. К этому Н.И. Ежов некоторую часть своего времени занимался агитацией своего имени, что получило резкую и негативную реакцию со стороны вождя. И.В Сталин считал, что человек, занимающую такую высокую должен оставаться в тени. Еще он был обвинен в антиагитационной компании в отношении существующей власти. На основе всех фактов было принято решение об отстранении Н.И. Ежова от занимаемой должности в ноябре 1938 года, арестован в апреле 1939 года и подвергся расстрелу в 1940 году.

В декабре 1938 года Наркомом НКВД после Н.И. Ежова стал Лаврентий Павлович Берия, который подверг изменению структуры Главного Экономического Управления. В него стали входить:1) отдел по ж/д транспорту, 2) отдел по водному транспорту, 3) отдел легкой, лесной, местной промышленности, 4) отдел с/х заготовок, 5) отдел торговли, финансов, кооперации. Начальником ГЭУ стал Б.З. Кобулов. Личный состав состоял из 629 человек. Только 8% процентов кадровых сотрудников НКВД имели высшее образование на конец 1938 года, но при этом обладали большим опытом работы. С этим пережитком Л.П. Берия начал работу в виде переподготовки и замене кадрового состава.

ГЭУ стало лучше сотрудничать с ОБХСС. В результате этого взаимодействия за 1940 год было привлечено больше 11 тыс. преступников. Были ликвидированы более 2 тыс. организованных расхитителей, спекулянтов, фальшивомонетчиков. Эти данные показали руководству НКВД более эффективную работу сообща.

Точной и конкретной структуры, которая бы действовала оптимально не было. Реорганизация была затянута и не завершилась к началу Великой Отечественной войны. Произошла быстрая смена кадрового состава в ГУГБ НКВД и в местных управлениях. Были много уволено старых сотрудников с большим опытом борьбы со шпионажем, что привело к резкой потери опыта борьбы с иностранной разведкой. В результате чего это плохо сказалось на готовности спецслужбы к молниеносным атакам и профессиональному мастерству сотрудников. При этом большинство задач, которые возложили на спецслужбу, были реализованы. Многие враги народа, коррупционеры, шпионы, которые были раскрыты отправлялись в лагеря ГУЛАГа. Большинство сотрудники НКВД были представлены к наградам и медалям за подвиг и отвагу, несения своей трудной и опасной службы.

 

Список литературы:
1. Постановление ВЦИК от 22.11.1926 года «О введении в действие Уголовного Кодекса РСФСР редакции 1926 года» // СУ РСФСР, 1926, N 80, ст. 600;
2. Постановление ЦИК СССР “Об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел”// "СЗ СССР", 1934, N 36, ст. 283;
3. Бернев С.К., Рупасов А.И. Зимняя война 1939-1940 гг. в документах НКВД: По материалам Архива Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области. - СПб.: Информационно-издательское агентство 'ЛИК», 2010. – 320с.;
4. Бубличенко М.М. Советский оккультизм. Тайны НКВД и КГБ, М.: Феникс, 2006. – 160 с.;
5. Данилов В.П. Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927-1939. Т. 5. Кн. 1 М.: РОССПЭН, 2006. – 348 с.