Статья:

Актуальные вопросы сбалансированности бюджета муниципального образования

Конференция: XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Финансовое право; налоговое право; бюджетное право

Выходные данные
Казанкова Т.Н., Божко А.П. Актуальные вопросы сбалансированности бюджета муниципального образования // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. — № 3(16). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 128-132.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Актуальные вопросы сбалансированности бюджета муниципального образования

Казанкова Татьяна Николаевна
канд. пед. наук, доцент, Самарский государственный экономический университет, РФ, г. Самара
Божко Анастасия Павловна
студент, Институт права Самарский государственный экономический университет РФ, г. Самара

 

ACTUAL ISSUES OF BALANCING OF THE BUDGET OF MUNICIPAL EDUCATION

 

Kazankova Tatyana

candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of Samara State University of Economics, Russia, Samara

Anastasia Bozhko

student, Institute of Law Samara State University of Economics, Russia, Samara

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы сбалансированности бюджета муниципальных образований, вносятся предложения для повышения уровня доходной части бюджета указанного уровня.

Abstract. In this article, topical problems of the budget balance of municipal entities are considered, proposals are made to increase the level of the budget revenue level of the specified level.

 

Ключевые слова: органы местного самоуправления; сбалансиро­ванность бюджета; консолидируемый бюджет; бюджет муниципального образования.

Keywords: local self-government bodies; budget balance; consolidated budget; municipal budget.

 

На сегодняшний день в бюджетах муниципальных образований субъектов России наблюдается превышение расходов над доходами, тем самым принцип сбалансированность бюджета не соблюдается. В демократическом государстве местное самоуправление – это, безусловно, обязательный компонент государственного строя. Местное самоуправление не входит в систему государственной власти, его осуществляют непосредственно граждане через представительные и исполнительные органы, которые избираются свободно самими гражданами. Указанные органы в целях осуществления возложенных на них функций обладают имущественными и финансово-бюджетными правами [1, с. 69].

Муниципальные финансы являются основой экономического развития местного самоуправления, это некая база для эффективного функционирования, а также совершенствования объемов инфраструк­туры муниципального образования [2]. Принципы муниципальных финансов – прозрачность денежных потоков, самостоятельность, гласность, государственная финансовая поддержках [5]. Состав муници­пальных финансов складывается из средств местного бюджета, муници­пальных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных ценных бумаг, принадлежащие органам местного самоуправления, других денежных средств, которые входят в муниципальную собственность.

Местные органы власти наделены имущественными и бюджетными правами, позволяющими им формировать, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты. Кроме того, местный бюджет – это один из основных каналов доведения до граждан результатов производства. Местная пищевая промышленность, объем продукции и услуги, жилищно-коммунальное хозяйство финансируются в первую очередь из средств местного бюджета.

Бюджет муниципального образования – это документ отражающий расходы и доходы денежных средств в расчете на один финансовый год, предназначенные для исполнения расходных обязательств данного муниципального образования. Органы местного самоуправления не вправе использовать иные формы образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств. В соответ­ствии с бюджетной классификацией РФ в местных бюджетах отделены средства, которые направлены на исполнение расходных обязательств органов местного самоуправления в связи с осуществлением полномочий соответствующих муниципальных образований по проблемам местного значения и средства для исполнения расходных обязательств муници­пального образования, которые финансируются путем субвенций из бюджетов других уровней для осуществления государственных полномочий. Бюджет муниципального района (районный бюджет) включает в себя бюджеты городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района и формирующих консолидированный бюджет муниципального района.

В обязанность органов местного самоуправления входит обеспече­ние сбалансированности местных бюджетов, при условии соблюдения требований к регулированию бюджетных отношений, величине дефицита местного бюджета, составу муниципального долга, исполнению долговых и бюджетных обязательств муниципальным образованием [3, с. 65]. Контроль за формированием, утверждением и использованием местного бюджета осуществляют самостоятельно органы местного самоуправления в соответствии с требованием действующего законодательства. Кроме того, местные органы самоуправления в порядке, установленным федеральным законодательством и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативно-правовыми актами РФ, предоставляют отчет об исполнении местного бюджета в федеральные органы госу­дарственной власти и органы государственной власти субъектов РФ.

Управляющая и системообразующая функции дают возможность на основе взаимосвязи всех звеньев финансовой системы органов местного самоуправления выделить следующие признаки местного бюджета:

· обладает специфическими признаками соответствующего муниципального образования;

· является организационно-управленческим механизмом финан­совой деятельности органов местного самоуправления;

· выступает разновидностью правовой формы реализации конституционно-правового статуса местного самоуправления [3, с. 68].

Работа местных бюджетов реализуется путем особых экономи­ческих форм – доходов и расходов. Они находят свое выражение в поэтапном распределении и перераспределении части стоимости ВВП, которых концентрируется в бюджетах муниципальных образований. Доход местного бюджета объединяет все виды доходов конкретных муниципальных образований и включает в себя: доходы бюджета муниципального района, бюджета городского округа и бюджета поселений. Признаком доходов местного бюджета является его способность удовлетворять потребности публичного субъекта, который, в свою очередь, обладая денежными средствами вправе использовать их на муниципальные нужды. Процесс поступления денежных средств в бюджет регулируется федеральным, региональным законодательством, а также нормативно-правовыми актами органов местного само­управления.

Расходы бюджета – это денежные средства, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций органов местного самоуправления в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ) формах. Существуют реестры расходных обязательств муниципальных образований, которые ведутся в соот­ветствии с БК РФ. За исключением случае прямо предусмотренных федеральными законами или законами субъектов, не допускается финансирование органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ из средств местного бюджета.

Таким образом, местный бюджет – это бюджет муниципального образования, формируют, утверждают и исполняют который органы местного самоуправления в соответствии с БК РФ и действующим законодательством. Принцип сбалансированности бюджета является основным для бюджетной системы РФ. То есть в бюджете муниципального образования доходы и расходы должны быть максимально сбалансированными.

В настоящее время у бюджетов муниципальных образований РФ наблюдается значительное стабильное превышение расходных обязательств органов местного самоуправления над доходными [4]. Расходные полномочия составляют треть консолидированного бюджета России, доходные – четверть. Проблема данной ситуации выражается именно в несбалансированности бюджетов местного уровня. Последствием принятия Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» стала передача муниципальным образованиям дополнительных полномочий.

На основании практического анализа формирования мини­мальных социальных стандартов субъектами РФ и муниципальными образованиями можно сделать вывод о том, что при их установлении руководствуются не критериями социально-экономического состояния региона или муниципалитета, а исходят из планируемых доходов конкретного бюджета. Методики оценки бюджетных средств, необхо­димые для исполнения полномочий уровнями публичной власти, их составление и утверждение является наиболее трудным.

В сложившейся ситуации финансовая самостоятельность муници­пальных образований не может быть обеспечена, как отмечается в заключении Счетной палаты РФ и многочисленных научных трудах. Для развития предпринимательства не создаются стимулы для пополнения доходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований ни путем совершенствования администрирования, ни за счет создания благоприятных экономических условий. Основная часть доходов, которыми обладают муниципальные образования, направлена на социальную сферу. Недостаток финансовых ресурсов является основной проблемой бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов, которая не позволяет проводить самостоятельную инвестиционную политику, направленную на экономическое развитие конкретного региона. Закрепленная на федеральном уровне практика планирования и осуществления инвестиционных проектов на данном этапе является единственным механизмом стимулирования экономических процессов в регионах.

В целях увеличения доходов следует провести комплекс мер, в том числе законодательных, а именно: формирование достоверной базы данных о налогоплательщиках местного уровня, упрощение и снижение стоимости процесса оформления в собственность земель сельскохозяйственного назначения, формализация взаимодействия органов местного самоуправления с органами кадастровой и налоговой службы, расширение полномочий органов местного самоуправления в сфере администрирования местных налогов, упрощения процедуры регистрации бесхозяйного имущества, а также оформления в собствен­ность граждан земельных участков и т. д.

Таким образом, в сфере регионального развития одним из важ­нейших инструментов государственной политики является бюджетная политика государства, от степени эффективности которой зависит реализация принципа сбалансированности бюджетной системы, то есть соответствие необходимым расходам доходов.

 

Список литературы:
1. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. М.: ЮНИТИ, 2010. – 686 с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 229-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (Дата обращения: 20.01.2018).
3. Васильев В.И. Местное самоуправление / В.И. Васильев. М.: Просвещение, 2013. – 232 с.
4. Казанкова Т.Н., Саблина М.В. Проблема формирования местных бюджетов // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: ttp://web.snauka.ru/issues/2017/04/80949 (Дата обращения: 11.01.2018).
5. Федеральный закон РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в ред. от 27.12.2009 № 365-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (Дата обращения: 20.01.2018).