Актуальные вопросы сбалансированности бюджета муниципального образования
Секция: Финансовое право; налоговое право; бюджетное право
XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Актуальные вопросы сбалансированности бюджета муниципального образования
ACTUAL ISSUES OF BALANCING OF THE BUDGET OF MUNICIPAL EDUCATION
Kazankova Tatyana
candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of Samara State University of Economics, Russia, Samara
Anastasia Bozhko
student, Institute of Law Samara State University of Economics, Russia, Samara
Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы сбалансированности бюджета муниципальных образований, вносятся предложения для повышения уровня доходной части бюджета указанного уровня.
Abstract. In this article, topical problems of the budget balance of municipal entities are considered, proposals are made to increase the level of the budget revenue level of the specified level.
Ключевые слова: органы местного самоуправления; сбалансированность бюджета; консолидируемый бюджет; бюджет муниципального образования.
Keywords: local self-government bodies; budget balance; consolidated budget; municipal budget.
На сегодняшний день в бюджетах муниципальных образований субъектов России наблюдается превышение расходов над доходами, тем самым принцип сбалансированность бюджета не соблюдается. В демократическом государстве местное самоуправление – это, безусловно, обязательный компонент государственного строя. Местное самоуправление не входит в систему государственной власти, его осуществляют непосредственно граждане через представительные и исполнительные органы, которые избираются свободно самими гражданами. Указанные органы в целях осуществления возложенных на них функций обладают имущественными и финансово-бюджетными правами [1, с. 69].
Муниципальные финансы являются основой экономического развития местного самоуправления, это некая база для эффективного функционирования, а также совершенствования объемов инфраструктуры муниципального образования [2]. Принципы муниципальных финансов – прозрачность денежных потоков, самостоятельность, гласность, государственная финансовая поддержках [5]. Состав муниципальных финансов складывается из средств местного бюджета, муниципальных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных ценных бумаг, принадлежащие органам местного самоуправления, других денежных средств, которые входят в муниципальную собственность.
Местные органы власти наделены имущественными и бюджетными правами, позволяющими им формировать, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты. Кроме того, местный бюджет – это один из основных каналов доведения до граждан результатов производства. Местная пищевая промышленность, объем продукции и услуги, жилищно-коммунальное хозяйство финансируются в первую очередь из средств местного бюджета.
Бюджет муниципального образования – это документ отражающий расходы и доходы денежных средств в расчете на один финансовый год, предназначенные для исполнения расходных обязательств данного муниципального образования. Органы местного самоуправления не вправе использовать иные формы образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств. В соответствии с бюджетной классификацией РФ в местных бюджетах отделены средства, которые направлены на исполнение расходных обязательств органов местного самоуправления в связи с осуществлением полномочий соответствующих муниципальных образований по проблемам местного значения и средства для исполнения расходных обязательств муниципального образования, которые финансируются путем субвенций из бюджетов других уровней для осуществления государственных полномочий. Бюджет муниципального района (районный бюджет) включает в себя бюджеты городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района и формирующих консолидированный бюджет муниципального района.
В обязанность органов местного самоуправления входит обеспечение сбалансированности местных бюджетов, при условии соблюдения требований к регулированию бюджетных отношений, величине дефицита местного бюджета, составу муниципального долга, исполнению долговых и бюджетных обязательств муниципальным образованием [3, с. 65]. Контроль за формированием, утверждением и использованием местного бюджета осуществляют самостоятельно органы местного самоуправления в соответствии с требованием действующего законодательства. Кроме того, местные органы самоуправления в порядке, установленным федеральным законодательством и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативно-правовыми актами РФ, предоставляют отчет об исполнении местного бюджета в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ.
Управляющая и системообразующая функции дают возможность на основе взаимосвязи всех звеньев финансовой системы органов местного самоуправления выделить следующие признаки местного бюджета:
· обладает специфическими признаками соответствующего муниципального образования;
· является организационно-управленческим механизмом финансовой деятельности органов местного самоуправления;
· выступает разновидностью правовой формы реализации конституционно-правового статуса местного самоуправления [3, с. 68].
Работа местных бюджетов реализуется путем особых экономических форм – доходов и расходов. Они находят свое выражение в поэтапном распределении и перераспределении части стоимости ВВП, которых концентрируется в бюджетах муниципальных образований. Доход местного бюджета объединяет все виды доходов конкретных муниципальных образований и включает в себя: доходы бюджета муниципального района, бюджета городского округа и бюджета поселений. Признаком доходов местного бюджета является его способность удовлетворять потребности публичного субъекта, который, в свою очередь, обладая денежными средствами вправе использовать их на муниципальные нужды. Процесс поступления денежных средств в бюджет регулируется федеральным, региональным законодательством, а также нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.
Расходы бюджета – это денежные средства, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций органов местного самоуправления в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ) формах. Существуют реестры расходных обязательств муниципальных образований, которые ведутся в соответствии с БК РФ. За исключением случае прямо предусмотренных федеральными законами или законами субъектов, не допускается финансирование органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ из средств местного бюджета.
Таким образом, местный бюджет – это бюджет муниципального образования, формируют, утверждают и исполняют который органы местного самоуправления в соответствии с БК РФ и действующим законодательством. Принцип сбалансированности бюджета является основным для бюджетной системы РФ. То есть в бюджете муниципального образования доходы и расходы должны быть максимально сбалансированными.
В настоящее время у бюджетов муниципальных образований РФ наблюдается значительное стабильное превышение расходных обязательств органов местного самоуправления над доходными [4]. Расходные полномочия составляют треть консолидированного бюджета России, доходные – четверть. Проблема данной ситуации выражается именно в несбалансированности бюджетов местного уровня. Последствием принятия Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» стала передача муниципальным образованиям дополнительных полномочий.
На основании практического анализа формирования минимальных социальных стандартов субъектами РФ и муниципальными образованиями можно сделать вывод о том, что при их установлении руководствуются не критериями социально-экономического состояния региона или муниципалитета, а исходят из планируемых доходов конкретного бюджета. Методики оценки бюджетных средств, необходимые для исполнения полномочий уровнями публичной власти, их составление и утверждение является наиболее трудным.
В сложившейся ситуации финансовая самостоятельность муниципальных образований не может быть обеспечена, как отмечается в заключении Счетной палаты РФ и многочисленных научных трудах. Для развития предпринимательства не создаются стимулы для пополнения доходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований ни путем совершенствования администрирования, ни за счет создания благоприятных экономических условий. Основная часть доходов, которыми обладают муниципальные образования, направлена на социальную сферу. Недостаток финансовых ресурсов является основной проблемой бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов, которая не позволяет проводить самостоятельную инвестиционную политику, направленную на экономическое развитие конкретного региона. Закрепленная на федеральном уровне практика планирования и осуществления инвестиционных проектов на данном этапе является единственным механизмом стимулирования экономических процессов в регионах.
В целях увеличения доходов следует провести комплекс мер, в том числе законодательных, а именно: формирование достоверной базы данных о налогоплательщиках местного уровня, упрощение и снижение стоимости процесса оформления в собственность земель сельскохозяйственного назначения, формализация взаимодействия органов местного самоуправления с органами кадастровой и налоговой службы, расширение полномочий органов местного самоуправления в сфере администрирования местных налогов, упрощения процедуры регистрации бесхозяйного имущества, а также оформления в собственность граждан земельных участков и т. д.
Таким образом, в сфере регионального развития одним из важнейших инструментов государственной политики является бюджетная политика государства, от степени эффективности которой зависит реализация принципа сбалансированности бюджетной системы, то есть соответствие необходимым расходам доходов.