Статья:

Правовые основы применения Федерального закона «О коммерческой тайне» к результатам интеллектуальной деятельности

Конференция: LIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Паронян Ю.А. Правовые основы применения Федерального закона «О коммерческой тайне» к результатам интеллектуальной деятельности // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LIV междунар. науч.-практ. конф. — № 7(54). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 42-45.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовые основы применения Федерального закона «О коммерческой тайне» к результатам интеллектуальной деятельности

Паронян Юлия Андраниковна
студент, Сибирского юридического университета заочной формы обучения магистратура, РФ, г. Омск

 

Не секрет, что каждое предприятие, занимающееся коммерческой деятельностью, владеет информацией, которую считает секретной.

Данная информация может содержать результаты интеллектуальной деятельности, например, производственные разработки, базы данных и др.

Секретная информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Конкуренты всегда интересуются подобной информацией, поэтому предприятия вводят «режим коммерческой тайны», позволяющий защитить и обезопасить свою производственную деятельность.

Коммерческая тайна представляет собой данные о компании, связанные с управлением, производственными процессами, финансами, технологиями и любой другой деятельностью организации, разглашение которых в большинстве случаев приводит к ущербу для интересов руководителей предприятия. Конфиденциальная информация, находящаяся под защитой компании, обеспечивает огромный ряд преимуществ эффективной конкурентной борьбы. Хотелось бы отметить, что к категории коммерческой тайны не относится информация, сокрытие которой может привести к ущербу для организации.

Согласно Федеральному закону от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» [2], перечень сведений, который относится к коммерческой тайне, определяется соответственно руководителем организации. Чтобы перевести информацию к защищаемой категории, необходимо издание приказа от руководителя фирмы с указанием перечня сведений, которые составляют коммерческую тайну.

Однако, не все объекты и не вся информация, соответствующие перечисленным критериям, могут относиться к коммерческой тайне. На государственном уровне в законодательстве установлен перечень данных, которые не могут считаться коммерческой тайной [5].

Рассмотрим, что именно подлежит охране в качестве результатов интеллектуальной деятельности в режиме коммерческой тайны и ноу-хау.

Термин «интеллектуальная собственность» в соответствии п. 2 ст. 1 Соглашения ТРИПС[3] включает следующие категории: 

– авторское право и смежные права;

– товарные знаки; 

– географические указания;

– промышленные образцы; 

– патенты; 

– топологии (топографии) интегральных микросхем.

Базы данных клиентов, поставщиков, источники финансирования, рекламные методы, маркетинговые планы могут быть объектами режима коммерческой тайны, но без получения исключительного права.  Исключительное право не может предоставляться в отношении абстрактной информации. Ноу-хау не абстрактная информация, поэтому ее можно рассматривать как альтернативу патентной формы охраны технических решений.

Анализ законодательства подтверждает, что в качестве ноу-хау могут охраняться только сведения о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и сведения о способах осуществления профессиональной деятельности. Другая коммерчески значимая информация не охраняется в качестве объекта интеллектуальных прав ‒ ноу-хау.  Часть 2 ст. 1465 ГК РФ[1] указывает сведения, которые не могут быть признаны ноу-хау. Это «сведения, обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена законом или иным правовым актом» [4].

За разглашение коммерческой тайны материальную ответственность определяет ст. 238 Трудового кодекса РФ, как обязательство по возмещению прямого действительного ущерба работодателю. Но в ситуации, когда работник использует или разглашает коммерческую тайну, известную ему в случае выполнения его служебных обязанностей, Федеральный закон «О коммерческой тайне» подразумевает возмещение материального ущерба работодателем.

Например, для государственных служащих предусмотрена специальная ответственность, а именно гражданско-правовая, за разглашение сведений составляющих коммерческую тайну.  В случае, если государственный служащий незаконно воспользуется или передаст   сведения, содержащие коммерческую тайну третьим лицам, то правообладатель вправе подать в суд на государственный орган для возмещения ему причиненного вреда и возмещению убытков. Само должностное лицо в данном случае понесет уже уголовную ответственность, в соответствии со ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Главная проблема ноу-хау, в том, что секрет производства ноу-хау среди всех прочих результатов интеллектуальной деятельности является одним из самых слабо незащищенных.

В случае, если лицо нарушило право на ноу-хау, охраняемое Федеральным законом «О коммерческой тайне», получила вследствие этого еще и доходы, организация, права которой нарушены вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньше, чем такие доходы.

Так, согласно приговору Бактыбаев А. А. признан виновным в том, что, будучи лицом, которому была доверена по работе коммерческая тайна, из корыстной заинтересованности разгласил сведения, составляющие коммерческую тайну, без согласия их владельца. Проверив обоснованность предъявленного Бактыбаеву А. А. обвинения на основе собранных по делу доказательств, суд первой инстанции правильно квалифицировал его действия по ч. 3 ст. 183 УК РФ, как незаконное разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владельца, лицом, которому она была доверена по работе, совершенное из корыстной заинтересованности. При назначении наказания суд исходил из положений ст. 6, 60 УК РФ и верно учел характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности осужденного, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, а также иные данные, имеющие значение для дела.

Суд первой инстанции при назначении наказания пришел к обоснованному выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания и изменил категорию преступления на менее тяжкую, применил положения ч. 6 ст. 15 УК РФ и ст. 73 УК РФ. Выводы суда надлежащим образом мотивированы, являются правильными [6].

Таким образом, можно прийти к выводу, что «информация, составляющая коммерческую тайну» − понятие более объемное чем понятие «сведения о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере». Он охватывает все сведения, которые предприятие относит к коммерческой тайне. Ноу-хау по российскому законодательству является составной частью информации, составляющей коммерческую тайну.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Российская газета. 2006. № 289.
2. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О коммерческой тайне» // Российская газета. 2004. − № 166.
3. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) // Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. N 37 (приложение, ч. VI). − С. 2818-2849.
4. Интеллектуальные права: Понятие; система; задачи кодификации. Сборник статей / В. А. Дозорцев. − М.: Статут, 2003. − С. 89.
5. Колебошин Г. М. Особенности охраны конфиденциальной информации, составляющей секрет производства: дис. на соискание ученой степени кандидата юридических наук, канд. юр. наук. − Москва, 2017. − 16 с.
6. Приговор Воркутинского городского суда Республики Коми от 23.10.2019 // СудАкт.