Статья:

Развитие регионального водного законодательства (на примере реки Дон). эколого-правовой режим

Конференция: LIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

Выходные данные
Гутин Е.А. Развитие регионального водного законодательства (на примере реки Дон). эколого-правовой режим // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LIV междунар. науч.-практ. конф. — № 7(54). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 46-50.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие регионального водного законодательства (на примере реки Дон). эколого-правовой режим

Гутин Евгений Алексеевич
студент Академии права и Национальной Безопасности ЧОУ ВО «Южный университет (ИУБиП)», РФ, г. Ростов-на-Дону

 

DEVELOPMENT OF REGIONAL WATER LEGISLATION (ON THE EXAMPLE OF THE RIVER DON). ECOLOGICAL LEGAL REGIME

 

Evgeniy Gutin

Student Academy of Law and National Security "Southern University (IMBL)", Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы охраны водных экосистем и сокращение водных биологических ресурсов.

Abstract. The article deals with the problems of aquatic ecosystems and the reduction of biological resources.

 

Ключевые слова: водный объект; окружающая среда; национальный проект; экологическая безопасность.

Keywords: water body; environment; national project; nvironmental safety.

 

Воды являются важнейшим компонентом окружающей среды, исчерпаемым и возобновляемым природным ресурсом, используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ) [2].

Под правовым режимом вод признается совокупность правовых методов и мер регулирования общественных отношений по поводу водных ресурсов, как объектов собственности, пользования и охраны [3].

Негативные процессы в сфере использования и охраны водных объектов усугубляются общим ослаблением государственного управления и контроля в Российской Федерации, несоблюдением водоохранных требований в условиях переходной экономики, отсутствием у государства достаточных финансовых средств на восстановление водных объектов и невозможностью привлечь для этих целей на экономической основе средства частных инвесторов, неэффективностью мер, направленных на охрану окружающей среды и рациональное природопользование.

Будучи вовлеченными в хозяйственную деятельность в целях судоходства, сброса сточных вод, производства электрической энергии и т.д., водные ресурсы подвергаются антропогенному воздействию, что негативно влияет на общее состояние не только водного фонда, но и окружающей среды в целом.

Проблемы охраны водных экосистем становятся все более острыми по мере исторического развития общества, стремительно увеличивается влияние на природу, вызываемого научно-техническим прогрессом.

Для разрешения указанной проблемы необходимо на законодательном уровне обязать производственные предприятия внедрять перерабатывающие производства, инновации и технологические решения.

Состояние Дона в последние годы позволяет говорить о реальной экологической катастрофе в регионах, которые зависят от реки, загрязнение которой, в большинстве случаев, происходит вследствие сброса в нее промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов.  При этом, на протяжении последних 13 лет Дон мелел почти каждый сезон. Это связано с глобальными изменениями климатической структуры, с долгосрочными циклами протяженностью 80-120 лет. Из-за обмеления Дона более соленым становится Азовское море. Сокращаются водные биологические ресурсы, так как среда обитания становится для них непригодной. Обмеление приводит к массе проблем: страдает судоходство, во многих регионах порты ликвидируются, так как в них теперь могут заходить только малые суда. Береговая линия за пару лет сдвинулась на 10-15 метров.

Дон пересекают тринадцать отрезков газопровода, четыре нефтепровода, пятнадцать крупных нефтехранилищ, расположенных на берегах и загрязняющих воду в результате периодических аварийных выбросов нефтепродуктов [4].

Экологи предлагают несколько путей решения проблем региона: проводить образовательные программы среди населения, работать с владельцами судов – это должно привести к уменьшению свалок мусора на берегах; создать и увеличивать количество «зеленых патрулей», которые регулярно организуют уборку мусора; высаживать деревья на берегах Дона c целью укрепления склонов, восстанавливать малые реки – очищать дно, снижать вырубку лесов по берегам; совершенствовать систему управления водными ресурсами; проводить строительство прудов [5].

Тем не менее, в обеспечении рационального использования и охраны водных объектов важная роль принадлежит водному законодательству, нормы которого закрепляют модели общественно полезного, научно обоснованного поведения водопользователей, учитывают условия рыночной экономики и нацелены на устойчивое развитие в сфере водных отношений.

Полагаем, что в регионе до сих пор не используются в полной мере правовые возможности для установления эффективного эколого-правового режима охраны и использования водных объектов на территории Ростовской области. Так, действующий региональный закон об административных правонарушениях, в Главе 4 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», вообще не предусматривает ответственности за загрязнение водных объектов и нерациональное их использование.

За действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания животных и растений, занесенных в Красную книгу Ростовской области влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2500 рублей (ст. 4.3 Закона).

При этом нарушение тишины и покоя граждан влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 600 до 4000 рублей.

Такая позиция законодателя, нам представляется необоснованной, поскольку, за правонарушения в сфере природопользования должна быть предусмотрена более строгая ответственность, так как они посягают на конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

Непременными условиями достижения реальных результатов должно стать стремление к обеспечению экологической безопасности государства.

В этих целях, в первую очередь, необходимо усилить ответственность водопользователей за нерациональное использование водного объекта, установить жесткий надзор за соблюдение природоресурсного законодательства.

Взять на вооружение опыт по созданию муниципальной экологической полиции, которая уже давно работает во многих зарубежных странах, к примеру, в США, Израиле, Японии.

В России в порядке эксперимента первая экологическая милиция была создана в 2001 году в  Москве, а затем  в Казани, немного позже в Ижевске и Новосибирске, однако на фоне всеобщего сокращения численности правоохранительных органов, эти подразделения были расформированы.

Представляется, что настало время создать на территории Ростовской области экологическую полицию, основными задачами которой должны быть выявление, пресечение и предупреждение правонарушений в области охраны окружающей среды; установление физических, юридических и должностных лиц, виновных в их совершении, а также обеспечение контроля (надзора) за экологической безопасностью  в регионе.

Таким образом, реализация стратегии государства в сфере рационального природопользования, должна быть направлена на совершенствование природоохранного законодательства, в целях соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду, гарантированную Конституцией Российской Федерации.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11- ФКЗ, от 14.03.2020 №1-ФКЗ) // Российская газета от 4 июля 2020 г. № 144.
2. Водный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. –Режим доступа:  http://docs.cntd.ru/document/901982862 (дата обращения: 01.07.2021).
3. Закон Ростовской области от 25 октября 2002 года № 273-ЗС «Об административных правонарушениях» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   https://docs.cntd.ru/document/802000644 (дата обращения: 02.07.2021).
4. Дмитренко А.В. Экологическое право. Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». – Ростов-на-Дону. Наука-Спектр, 2014.  
5. Экологический вестник Дона «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2020 году» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://www.eecca-water.net/file/ecodon.pdf (дата обращения: 03.07.2021).