Статья:

Муниципальная служба в РФ: текущее состояние и перспективы развития

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Выходные данные
Кузнецова Т.И., Аминов И.Р. Муниципальная служба в РФ: текущее состояние и перспективы развития // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(13). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 127-131.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Муниципальная служба в РФ: текущее состояние и перспективы развития

Кузнецова Таисия Ильинична
студент Института Права Башкирского государственного университета, РФ, г. Уфа
Аминов Ильдар Ринатович
канд. юрид. наук, доцент, Башкирского государственного университета РФ, г. Уфа

 

Аннотация. Сегодня, систему государственного управления в РФ составляют государственные и муниципальные служащие. Муниципальная служба является ключевым звеном в системе муниципального управления. От того, насколько рациональна будет деятельности муниципальных служащих в регионах и субъектах РФ, зависит эффективность муниципального управления.

Ключевые слова: местное самоуправление; муниципальная служба; государство.

 

Россия исторически сформировывалась на основе общности территории, социальных отношений, уклада экономической жизни, языка и культуры многонациональных народов. В основу данных отношений были заложены многовековые исторические и культурные традиции, уклады и поведенческие нормы, которые способны формировать равноправные общественные отношения [1, C. 69].

Формирование сильного института местного самоуправления представляется в данное время, очень важным направлением для нашего государства. Это стратегически важное направление способствует формированию в Российской Федерации, конституционно закрепленной децентрализованной, демократической системы управления делами государства и общества, а данное явление выступает наиболее оптимальной формой управления значительным количеством населения [2, С. 35].

Муниципальная служба является публичным институтом, который реализует нормативно-правовую деятельность местного самоуправления посредством законов и функций государственного управления.

Публичность муниципальной службы проявляется в том, что муниципальные служащие активно взаимодействуют в процессе своей деятельности с населением и средствами массовой информации. Функционально-деятельностный подход к муниципальной службе позволяет характеризовать ее как административно - процессуальную форму государственного управления.

Муниципальная служба как правовой институт представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих становление, организацию и функционирование муниципальных структур и муниципальных служащих, их деятельность по реализации законов, а также личный правовой статус муниципальных служащих.

Нормативно-правовой основой муниципальной службы в РФ, помимо основных законов, таких как Конституция РФ, является Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» [3].

За последние годы можно наблюдать снижение численности муниципальных служащих в системе местного самоуправления РФ. Общая динамика численности муниципальных служащих представлена на рисунке

 

Рисунок 1. Динамика численности муниципальных служащих в РФ (тыс.чел) [4]

 

Данные рисунка 1 наглядно показывают, что начиная с 2010 года по настоящее время, численность муниципальных служащих существенно снизилась: с 340 тыс.человек в 2010 году, до 325 тыс.человек в 2015 году.

Если же рассматривать возрастной состав муниципальных служащих в РФ, то здесь основная доля приходится на муниципальных служащих в возрасте от 30 до 40 лет.

 

Рисунок 2. Возрастной состав муниципальных служащих в РФ[4]

 

На сегодняшний день, в системе муниципальной службы РФ,  имеется ряд проблем, среди которых:

1.Планирование «сверху вниз», когда муниципальный служащий разрабатывает план функционирования управляемого объекта без участия субъектов управления его элементов, а планы функционирования элементов объекта выступают детализацией этого плана.

2.Отсутствие ответственности руководителей системы  муниципальной службы за невыполнение планов социально-экономического развития.

3. «Ручное» управление. Оно состоит в том, что известные проблемы, которые могут быть решены на соответствующих уровнях управления, не решаются до вмешательства вышестоящего руководства. Данная норма относится к обычаям.

4.Коррупция в  системе муниципальной службы РФ (включая воровство).

5. Бюрократизм. Бюрократизм приводит к неэффективности системы муниципальной службы РФ в интересах аппарата управления. Его яркими проявлениями являются покрытие недостатков в работе «коллег» и принятие несбалансированных решений из области доходов чиновников.  

6. Склонность к заседаниям. Речь идет о склонности руководителей всех уровней управления к такому методу управляющего и  исследовательского воздействия, как «живое» заседание в расширенном составе, в частности выездное заседание. [4,c.50]

7. Множественность контрольных органов, т.е. наличие контрольных органов с одинаковыми функциями.

Вышеназванные проблемы муниципальной службы РФ имеют определенные причины:

1.Несовершенство системы государственного и муниципального управления;

2.Пробелы в нормативно-правовом регулировании государственного и муниципального управления.

Для того, чтобы преодолеть проблемы в системе муниципальной службы РФ необходимо:  

1. Оптимизация структуры муниципальной службы по функциям.

Данное направление поможет сделать управление не только на государственном уровне, но и на уровне субъектов РФ более эффективным и сократит численность муниципальных служащих, упростив аппарат муниципального управления.

2. Повышение качества подготовки и повышение квалификации кадров муниципальной службы в РФ.

На сегодняшний день  в системе государственного и муниципального управления далеко не все государственные и муниципальные служащие соответствуют занимаемым должностям. Для того, чтобы преодолеть данные пробелы, необходимо большое внимание уделять подготовке и обучению потенциальных работников и сокращать сотрудников, не соответствующих занимаемым должностям.

3. Повышение уровня организационной культуры муниципального управления в РФ и реализация мер антикоррупционной политики. Организационная культура в системе муниципального управления имеет свои недостатки, существенным из которых является бюрократизм и коррупция. Для преодоления данных негативных явлений, необходимо упрощать систему управления в РФ и совершенствовать антикоррупционную политику.

Последнее явление необходимо жестко пресекать посредством финансовых штрафных санкций, понижения в должностях или увольнения сотрудников за нарушения действующего законодательства.

Вышеназванные направления являются перспективными в системе государственного управления РФ и муниципальной службы. Благодаря их активному внедрению в ближайшей перспективе, можно устранить имеющиеся пробелы и сделать муниципальное управление более совершенным и рациональным.

Таким образом, подводя итог можно сказать о том, что в системе муниципальной службы РФ имеются некоторые проблемы, для решения которых необходимо прилагать максимум усилий, чтобы сделать муниципальное управление и муниципальную службу максимально эффективными.

 

Список литературы:
1. Аминов И.Р. Конституционно-правовое обеспечение самоопределения народов Российской Федерации // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2014. № 4 (25). С. 69-71.
2. Рафикова Г.Х., Аминов И.Р. Местное самоуправление в Российской Федерации: пути становления и развития // В сборнике: Политика и право в социально-экономической системе общества материалы XIV Международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". 2015. С. 35 - 40.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» : [Электронный ресурс] // Режим доступа: : http://www.consultant.ru.
4. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление 6-е изд., пер. и доп. учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт - 2016. - 494 c.
5. Слатинов В.Б. Реформирование государственной гражданской службы в рамках проекта «открытое правительство»: новый формат или имитация публичности // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. – 2015. – Т. 9. – № 3. – С. 44–64.