Муниципальная служба в РФ: текущее состояние и перспективы развития
Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Муниципальная служба в РФ: текущее состояние и перспективы развития
Аннотация. Сегодня, систему государственного управления в РФ составляют государственные и муниципальные служащие. Муниципальная служба является ключевым звеном в системе муниципального управления. От того, насколько рациональна будет деятельности муниципальных служащих в регионах и субъектах РФ, зависит эффективность муниципального управления.
Ключевые слова: местное самоуправление; муниципальная служба; государство.
Россия исторически сформировывалась на основе общности территории, социальных отношений, уклада экономической жизни, языка и культуры многонациональных народов. В основу данных отношений были заложены многовековые исторические и культурные традиции, уклады и поведенческие нормы, которые способны формировать равноправные общественные отношения [1, C. 69].
Формирование сильного института местного самоуправления представляется в данное время, очень важным направлением для нашего государства. Это стратегически важное направление способствует формированию в Российской Федерации, конституционно закрепленной децентрализованной, демократической системы управления делами государства и общества, а данное явление выступает наиболее оптимальной формой управления значительным количеством населения [2, С. 35].
Муниципальная служба является публичным институтом, который реализует нормативно-правовую деятельность местного самоуправления посредством законов и функций государственного управления.
Публичность муниципальной службы проявляется в том, что муниципальные служащие активно взаимодействуют в процессе своей деятельности с населением и средствами массовой информации. Функционально-деятельностный подход к муниципальной службе позволяет характеризовать ее как административно - процессуальную форму государственного управления.
Муниципальная служба как правовой институт представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих становление, организацию и функционирование муниципальных структур и муниципальных служащих, их деятельность по реализации законов, а также личный правовой статус муниципальных служащих.
Нормативно-правовой основой муниципальной службы в РФ, помимо основных законов, таких как Конституция РФ, является Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» [3].
За последние годы можно наблюдать снижение численности муниципальных служащих в системе местного самоуправления РФ. Общая динамика численности муниципальных служащих представлена на рисунке
Рисунок 1. Динамика численности муниципальных служащих в РФ (тыс.чел) [4]
Данные рисунка 1 наглядно показывают, что начиная с 2010 года по настоящее время, численность муниципальных служащих существенно снизилась: с 340 тыс.человек в 2010 году, до 325 тыс.человек в 2015 году.
Если же рассматривать возрастной состав муниципальных служащих в РФ, то здесь основная доля приходится на муниципальных служащих в возрасте от 30 до 40 лет.
Рисунок 2. Возрастной состав муниципальных служащих в РФ[4]
На сегодняшний день, в системе муниципальной службы РФ, имеется ряд проблем, среди которых:
1.Планирование «сверху вниз», когда муниципальный служащий разрабатывает план функционирования управляемого объекта без участия субъектов управления его элементов, а планы функционирования элементов объекта выступают детализацией этого плана.
2.Отсутствие ответственности руководителей системы муниципальной службы за невыполнение планов социально-экономического развития.
3. «Ручное» управление. Оно состоит в том, что известные проблемы, которые могут быть решены на соответствующих уровнях управления, не решаются до вмешательства вышестоящего руководства. Данная норма относится к обычаям.
4.Коррупция в системе муниципальной службы РФ (включая воровство).
5. Бюрократизм. Бюрократизм приводит к неэффективности системы муниципальной службы РФ в интересах аппарата управления. Его яркими проявлениями являются покрытие недостатков в работе «коллег» и принятие несбалансированных решений из области доходов чиновников.
6. Склонность к заседаниям. Речь идет о склонности руководителей всех уровней управления к такому методу управляющего и исследовательского воздействия, как «живое» заседание в расширенном составе, в частности выездное заседание. [4,c.50]
7. Множественность контрольных органов, т.е. наличие контрольных органов с одинаковыми функциями.
Вышеназванные проблемы муниципальной службы РФ имеют определенные причины:
1.Несовершенство системы государственного и муниципального управления;
2.Пробелы в нормативно-правовом регулировании государственного и муниципального управления.
Для того, чтобы преодолеть проблемы в системе муниципальной службы РФ необходимо:
1. Оптимизация структуры муниципальной службы по функциям.
Данное направление поможет сделать управление не только на государственном уровне, но и на уровне субъектов РФ более эффективным и сократит численность муниципальных служащих, упростив аппарат муниципального управления.
2. Повышение качества подготовки и повышение квалификации кадров муниципальной службы в РФ.
На сегодняшний день в системе государственного и муниципального управления далеко не все государственные и муниципальные служащие соответствуют занимаемым должностям. Для того, чтобы преодолеть данные пробелы, необходимо большое внимание уделять подготовке и обучению потенциальных работников и сокращать сотрудников, не соответствующих занимаемым должностям.
3. Повышение уровня организационной культуры муниципального управления в РФ и реализация мер антикоррупционной политики. Организационная культура в системе муниципального управления имеет свои недостатки, существенным из которых является бюрократизм и коррупция. Для преодоления данных негативных явлений, необходимо упрощать систему управления в РФ и совершенствовать антикоррупционную политику.
Последнее явление необходимо жестко пресекать посредством финансовых штрафных санкций, понижения в должностях или увольнения сотрудников за нарушения действующего законодательства.
Вышеназванные направления являются перспективными в системе государственного управления РФ и муниципальной службы. Благодаря их активному внедрению в ближайшей перспективе, можно устранить имеющиеся пробелы и сделать муниципальное управление более совершенным и рациональным.
Таким образом, подводя итог можно сказать о том, что в системе муниципальной службы РФ имеются некоторые проблемы, для решения которых необходимо прилагать максимум усилий, чтобы сделать муниципальное управление и муниципальную службу максимально эффективными.