Статья:

ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБВИНЯЕМЫХ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ УБИЙСТВ

Конференция: LXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовный процесс

Выходные данные
Спирина С.М. ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБВИНЯЕМЫХ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ УБИЙСТВ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(63). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 34-40.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБВИНЯЕМЫХ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ УБИЙСТВ

Спирина Светлана Михайловна
магистрант, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюстра России), РФ, г. Москва

 

FEATURES OF THE INTERROGATION OF MINORS ACCUSED IN THE INVESTIGATION OF MURDERS

 

Svetlana Spirina

master`s stident of All-Russian State University of Justice, (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Russia, Moscow

 

Аннотация. Целью настоящего исследования является изучение особенностей допроса несовершеннолетних граждан, обвиняемых при расследовании убийств. В ходе написания статьи автор подробным образом раскрывает понятия «допроса» и «несовершеннолетнего», рассматривает особенности допроса применимо к теме статьи, руководствуясь действующим российским законодательством, предлагает собственно разработанную последовательность тактических действий для следователя или дознавателя при проведении допроса с несовершеннолетними. Полученные в процессе исследования выводы и рекомендации могут быть использованы преподавателями уголовно-правовых дисциплин в качестве обучающих материалов, конспектов лекций, а также в качестве просвещающих материалов для студентов и авторов научных статей.

Abstract. The purpose of this study is to study the peculiarities of the interrogation of minors accused in the investigation of murders. In the course of writing the article, the author reveals in detail the concepts of "interrogation" and "minor", examines the specifics of the interrogation applicable to the topic of the article, guided by the current Russian legislation, offers a properly developed sequence of tactical actions for the investigator or interrogator when conducting an interrogation with minors. The conclusions and recommendations obtained in the course of the study can be used by teachers of criminal law disciplines as teaching materials, lecture notes, as well as as educational materials for students and authors of scientific articles.

 

Ключевые слова: допрос; расследование; убийство; несовершеннолетний; обвинение.

Keywords: interrogation; investigation; murder; minor; accusation.

 

Первостепенно для нашего исследования необходимо ввести понятие такого следственного действия как «допрос». Под «допросом» принято понимать совокупность тактических приемов следователя либо дознавателя, которые направлены на вызов гражданина, получение и фиксацию его показаний об обстоятельствах, имеющих значение в рамках конкретного уголовного дела, находящегося в производстве [7, с.398]. При этом, стоит подчеркнуть, что допрос несовершеннолетних лиц, обвиняемых при расследовании убийства, имеет свои особенности по сравнению с половозрелыми совершеннолетними гражданами. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что первые имеют особое процессуальное положение, а также обладают определенными психологическими характеристиками, например, но не ограничиваясь: возрастом, особенностями их окружающей среды и воспитания, уровнем интеллекта, небольшим жизненным опытом, отсутствием законченного среднего или среднего-специального образования, нестабильностью психики, невозможностью объективно оценивать собственное поведение и последствия совершенных им действий и.т.п [8, с.61], что необходимо учитывать при выборе тактических приемов следователю или дознавателю.

Рассмотрим далее по тексту ключевые особенности допроса несовершеннолетних, обвиняемых при расследовании убийств, для чего нам важно ввести понятие «несовершеннолетнего». Согласно статье 1 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [6], под «несовершеннолетним» всецело понимают лицо, которое не достигло возраста 18-ти лет, однако, основываясь на части 1 статьи 87 УК РФ [3], мы видим, что «несовершеннолетними» признаются такие граждане, которым на момент совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18-ти лет. Приведенные нами понятия указывают на то, что законодатель статьей 21 ГК РФ [2] связывает наступление «совершеннолетия» с приобретением гражданином полной дееспособности, а равно с этим с возможностью полноценно реализовывать свои права, свободы и исполнять обязанности, предписанные Основным Законом страны [1] и российским законодательством в частности. Исходя из того, что статьей 4 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» [5] регламентируется приоритетность политики государства в интересах детей, заключающаяся в: возможности и охране осуществления их конституционных прав, защите малолетних граждан от дискриминации, укоренении гарантий прав и законных интересов лиц, либо восстановлении таких прав, если те были нарушены; содействии разноплановому детскому развитию, реализации личности несовершеннолетних лиц в рамках общественных интересов, а также защите детей от негативных факторов, которые могут или уже влияют на их развитие, мы можем сделать умозаключение о том, что государство прилагает должные усилия и обращает внимание на необходимость поддержки становления самореализации несовершеннолетних граждан. Ввиду этого уместно сказать, что всё перечисленное нами поддерживается и в уголовно-процессуальном праве, так как несовершеннолетние граждане выступают в качестве «отдельной» категории участников уголовного производства, имеющей свои правовые особенности.

Первой особенностью стоит отметить то, что в соответствии со статьей 48 УПК РФ [4], если в уголовном деле фигурирует несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый, то в таком случае к этому делу обязательно должны быть привлечены его законные представители – родители или опекуны (попечители).

Вторая особенность касается непосредственно аспектов проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний, которые затрагивают несовершеннолетних граждан – свидетелей или потерпевших, что регламентируется статьей 191 УПК РФ. Законодатель указывает, что, проводя какое-либо из указанных выше действий и привлекая несовершеннолетнего потерпевшего либо свидетеля, которому на этот момент не исполнилось 16-ти лет, либо достигшего данного возраста, но имеющего психические расстройства вплоть до отсталости, следователю необходимо приглашать к участию учителя или психолога в обязательном порядке. Если же проводятся следственные действия, в которых участвует несовершеннолетний, достигший возраста 16-ти лет, то учитель или психолог приглашаются на усмотрение следователя. При этом, необходимо отметить, что следственные действия с участием несовершеннолетних в возрасте до 7-ми лет не должны продолжаться без перерыва более получаса, а совокупно – больше, чем один час, в возрасте от 7-ми до 14-ти лет – более одного часа, а совокупно больше, чем два часа, в возрасте старше 14-ти лет – более двух часов, а совокупно – более четырех часов в день.

Применимо к несовершеннолетним обвиняемым или подозреваемым, согласно положениям статьи 425 УПК РФ, устанавливается, что их допрос не может продолжаться без перерыва больше двух часов, а совокупно – более 4-ех часов в день. При проведении допроса несовершеннолетнего должен участвовать защитник, в полномочия которого входит: задавать вопросы обвиняемому или подозреваемому, знакомиться с протоколом допроса по его окончанию и при необходимости делать замечания относительно корректности и полноты данных в нем. При этом, частью 3 рассматриваемой статьи, законодатель подчеркивает мысль о том, что при допросе несовершеннолетнего, которому не исполнилось 16-ти лет, либо в случае достижения им этого возрастного ценза, но имеющего психическое расстройство вплоть до умственной отсталости, необходимо участие учителя или психолога в обязательном порядке. Обеспечение учителя или психолога производится по ходатайству защитника или по личной инициативе следователя либо дознавателя. Первые уполномочены, заручившись разрешением следователя или дознавателя, задавать вопросы несовершеннолетнему и также ознакомиться с протоколом допроса, делая при необходимости замечания о корректности и полноте сведений в нем.

Третья особенность состоит в том, что на досудебной стадии в уголовных делах с участием несовершеннолетних подозреваемых или обвиняемых, допускаются родители или опекуны (попечители) первых, что представляется возможным реализовать на основании постановления следователя или дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве обвиняемого или подозреваемого. Важно отметить, что, руководствуясь статьей 426 УПК РФ, законные представители обвиняемых или подозреваемых в обязательном порядке должны ознакомиться с материалами уголовного дела, при этом, следователь или дознаватель, основываясь на личном убеждении относительно отрицательного воздействия некоторых частей материалов уголовного дела, вправе по окончанию предварительного расследования выносить постановление о непредъявлении несовершеннолетнему данного рода материалов дела, т.е. ограничить его в тех материалах уголовного дела, с которыми он может ознакомиться.

Все вышеперечисленное позволяет нам вывести определенную последовательность действий, которые должен совершить следователь или дознаватель, допрашивая подозреваемого или обвиняемого несовершеннолетнего лица. Рассмотрим их далее по тексту.

Первый шаг состоит в установлении обстоятельств, регламентированных статьей 421 УПК РФ, а именно: возраста и полной даты рождения, условий проживания и воспитания несовершеннолетнего, уровня психического развития и отдельных личностных особенностей, установлении факта влияния или отсутствия влияния на несовершеннолетнего более старших по возрасту лиц. Если сотрудник правоохранительных органов выявил, что несовершеннолетний отстает в психическом развитии, которое никак не связано с психическим расстройством, то должно быть также установлено, мог ли этот гражданин полноценно осознавать фактический характер и опасность для общества от своих действий или же руководить ими. Достаточно часто проводится медицинское освидетельствование, по его итогу полученное заключение предоставляется с материалами дела в суд.

Второй шаг заключается в подготовке тактики допроса. Следователю или дознавателю необходимо продумать вопросы, которые он будет задавать несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому. В этой стадии важно, основываясь на полученных ранее личностных характеристиках лица, предположить возможную его реакцию на тот или иной вопрос, предугадать поведение во время допроса.

Говоря о тактических приемах задаваемых сотрудником правоохранительных органов вопросов, можно отметить, что наибольшее влияние оказывает внезапная смена невзаимосвязанных между собой вопросов, ответы на которые, вероятно, подозреваемый или обвиняемый не сможет так быстро продумать или сообщит противоречивые ответы. В тех ситуациях, когда следователю или дознавателю начинает казаться, что несовершеннолетний обвиняемый или подозреваемый дает ложные ответы на вопросы, то первому стоит начать их «детализацию», начиная уточнять то или иное событие, различные обстоятельства и.т.п. Это позволяет выявить несоответствие сказанному обвиняемым или подозреваемым ранее и получить «верные» ответы на вопросы.

Третий шаг – один из самых важных, потому как следователю или дознавателю нужно осуществить подготовку доказательств, которые потенциально могут быть использованы на допросе. Таким образом, если следователь верно выстроит цепочку вопросов и обеспечит предъявление доказательств, то это может положительно сказаться на итогах допроса, так как возымеет действие на подозреваемого или обвиняемого.

Четвертым шагом можно обозначить соблюдение порядка вызова несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого на допрос. Так, если лицо содержится под стражей, то вызвать на допрос можно путем обращения в администрацию учреждения, в котором оно находится, если лицо не находится под стражей, то вызов производится через законных представителей несовершеннолетнего, что регламентировано статьей 424 УПК РФ. Здесь же надлежит отметить, что при выборе места, следователю стоит постараться подобрать такое помещение, которое поспособствует установке психологического и эмоционального контакта с подозреваемым или обвиняемым. Говоря о времени проведения допроса, то, как правило, рациональнее для эффективности беседы подбирать не слишком ранее время, но и не вечернее, находя «золотую середину».

Пятый шаг заключается в обеспечении средств видеофиксации допроса, для чего необходимо заранее позаботиться о технических средствах. Они позволят в перспективе следователю или дознавателю сверять версии, которых придерживался обвиняемых или подозреваемый, находить в них противоречия и полноценно их исследовать.

Шестой шаг состоит в определении круга лиц, которых необходимо вызвать на допрос. Первостепенно – это защитник, родители или опекуны (попечители), психолог или учитель.

Седьмой шаг – проведение допроса. При проведении допроса следователю или дознавателю необходимо обеспечить какие-либо помехи, попросить выключить всех присутствующих мобильные телефоны, закрыть двери в помещении и руководствоваться изложенной нами ранее последовательностью действий.

Таким образом, в заключении статьи можно сделать вывод о том, что уголовно-процессуальное законодательство направлено на охрану и защиту прав и интересов несовершеннолетних обвиняемых или подозреваемых; оно учитывает личностные и в том числе психологические особенности юных преступников, поэтому для такой категории лиц законодателем были продуманы «послабления», которые выражены, например, в рассмотренных нами особенностях допроса. Отдельно стоит отметить, что сам допрос, по нашему мнению, должен проводить опытный специалист, обладающий профильным образованием, неоднократно присутствующий на допросах, понимающий тонкости профессиональной деятельности в этом разрезе, кроме того, он должен знать юридическую психологию и криминологию, хорошо разбираться в типах преступников, и лишь в таком случае допрос, как нам кажется, может быть проведен достаточно эффективно.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенар. голосованием 12 декабря 1993 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL.: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 19.03.2022);
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3302;
3. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-ФЗ (ред. от 09.03.2022) // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст. 2954;
4. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. №174-ФЗ (ред. от 09.03.2022), (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.03.2022) // Собрание законодательства РФ. 2001. №52 (ч.1). Ст. 4921;
5. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ (ред. от 11.06.2021). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/;
6. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: фед. закон от 24.05.1999 г. №120-ФЗ (ред. от 24.04.2020). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/; 
7. Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: учебник. М.: ИНФРА-М КОНТРАКТ, 2010. 780 с.;
8. Стручкова, Л.В. Тактические особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) / Л.В. Стручкова // Молодой ученый. 2019. №37 (275). С.61-63.