Статья:

Актуальные проблемы государственных корпораций как юридических лиц в Российской Федерации

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Никулищев С.Е. Актуальные проблемы государственных корпораций как юридических лиц в Российской Федерации // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(13). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 70-74.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Актуальные проблемы государственных корпораций как юридических лиц в Российской Федерации

Никулищев Святослав Евгеньевич
магистрант, Российский Университет Дружбы Народов, РФ, г. Москва

Current problems of the state corporations as legal entities in the Russian Federation

 

Svyatoslav Nikulishchev

master, Peoples Friendship University of Russia, Russia, Moscow

 

Аннотация. Рассматриваются особенности правового статуса государственных корпораций в Российской Федерации. Выделены признаки данного вида юридического лица, определены недостатки в правовом регулировании. Указывается, что наименование данной организации не соответствует общему понятию «корпорация».

Abstract. The article analyses features of the legal status of public corporations in the Russian Federation. The author distinguishes features of this type of legal entity identified shortcomings of legal regulation and indicates that the name of the organization does not meet the general concept of «corporation».

 

Ключевые слова: государственная корпорация; некоммерческая организация; публичное управление; юридическое лицо.

Keywords: public corporation; nonprofit organization; public administration; legal entity.

 

Понятие государственной корпорации как нового вида некоммер­ческой организации было введено Федеральным законом № 140-ФЗ от 8 июля 1999 г., который внес изменения в Федеральный закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. (далее – Закон) [1]. Согласно ст. 7.1 указанного Закона государственная корпорация определяется как не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Указанная норма позволяет выделить специфические признаки корпорации:

· учредителем (причем единственным) государственной корпорации может выступать только государство;

· в государственной корпорации исключено членство;

· цели, на достижение которых направлена деятельность государ­ственной корпорации, носят масштабный характер – выполнение управленческих или социальных функций в интересах всего общества в целом или какой-либо отдельной отрасли народного хозяйства и не могут быть направлены на удовлетворение потребностей отдельных юридических лиц или граждан [5, с. 192]. Государственная корпорация в то же время не является органом государственной власти и не отражена в структуре органов исполнительной власти;

· учреждение государственной корпорации осуществляется в особом порядке – только на основании федерального закона, выполняющего функции учредительного документа;

· в отдельных случаях государство может гарантировать опреде­ленные обязательства государственной корпорации. Государственная корпорация при этом выступает не как инструмент прямого управленческого воздействия, а как косвенный регулятивный механизм участия государства в общественных отношениях.

Полемика в научной литературе по вопросам терминологии и относительно правомерности использования такой организационно-правовой формы как «корпорация», началась практически сразу с момента появления в стране государственных корпораций. Действи­тельно, данная конструкция противоречит российской правовой действительности. В правовом поле Российской Федерации отсутствует законодательно закрепленное разделение юридических лиц на учреждения и корпорации [4, с. 83].

Как уже говорилось, основной целью деятельности госкорпораций как некоммерческих организаций являются общественно полезные цели без извлечения прибыли. Анализируя их деятельность, можно увидеть, что получение больших прибылей действительно маловероятно. Однако цели госкорпораций все же могут интерпретироваться достаточно широко. Поэтому для решения конкретных задач в каждом федеральном законе необходимо более четкое определение конкретных целей и механизмов их реализации в виду отсутствия конкретного водораздела между коммерческой и некоммерческой деятельностью.

Правовой статус государственной корпорации по многим параметрам соответствует правовому статусу фонда как некоммерческой организации.

Касаемо правового режима имущества как фонда, так и государственной корпорации известно, что они используют его исключительно для достижения целей, декларируемых в уставе или в специальных федеральных законах. Результаты использования этого имущества и фонды, и корпорации, обязаны публиковать в форме отчетов о его использовании.

В соответствии с нормами Закона № 7-ФЗ особенности создания и деятельности отдельных фондов могут быть установлены федеральными законами об этих фондах. Специфика правового положения госкорпорации устанавливается специальным федеральным законом, которым предусматриваются все значимые моменты, имеющие отношение к деятельности государственной корпорации: место нахождения, цели деятельности, порядок управления, ликвидации, реорганизации и использования в этом случае имущества корпорации. Сейчас ведутся дискуссии по вопросу правового положения имущества госкорпорации, переданного ей Российской Федерации. По мнению большинства исследователей, с передачей корпорации такого имущества происходит безвозмездная его приватизация.

Государство в лице контрольных органов утрачивает возможность отслеживания судьбы и проверки правильности использования такого имущества [2, с. 72].

Передаваемые в госкорпорацию объекты государственной собствен­ности с юридической точки зрения перестают быть государственной собственностью, становясь собственностью госкорпорации.

Вопросы права собственности с одной стороны являются в правовой доктрине довольно хорошо изученными. Однако на практике возникают определенные проблемы. Так, Е.А. Суханов отмечает, что «даже признание за собственником «триады правомочий» не всегда свидетельствует о широте содержания предоставленных ему возможностей» [7, с. 79].

Известно, что право собственности определяется в качестве полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, принадлежащим собственнику. Во всех федеральных законах, которыми регулируется деятельность государственных корпораций, есть положения о неответственности корпораций по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация в свою очередь тоже не отвечает по обязательствам госкорпорации. Полномочия госкорпораций, закрепленные в специальных федеральных законах, касающиеся имущества принадлежащего им, настолько широки, что расценивать строго какие-либо ограничения во владении, пользовании и распоряжении таким имуществом по целевому его использованию, не приходится [3, с. 74].

В целом создание государственных корпораций положительной оценки среди ученых-юристов не нашло. Основные претензии заключаются в следующем:

· включение государственных корпораций в структуру некоммерческих организаций не отвечает научным критериям классификации юридических лиц, а их присутствие в перечне некоммерческих организаций явно не соответствует сущности многих корпораций;

· отмечается несогласованность норм специальных законов, которые устанавливают статус государственных корпораций, отсутствуют единые правила, позволяющих выделить общие признаки статуса государственных корпораций. По сути, в каждом законе о создании госкорпорации, правовой статус этого вида юридического лица создается как бы заново. При этом можно говорить о подмене нормативного регулирования индивидуально-правовым;

· для системы управления становятся характерными фактическая «безвозмездная приватизация» значительных государственных финан­совых ресурсов, бесконтрольность и непрозрачность, что напрямую отражается на распределении имущества и подконтрольности государству [6, с. 151].

Помимо вышеперечисленных, ученые-юристы рассматривают так же и ряд других проблем, связанных с созданием государственных корпораций. К примеру, в своей статье, посвящённой проблеме соотношения понятий «фирма» и «фирменное наименование», к.ю.н., старший преподаватель кафедры гражданского и трудового права юридического факультета РУДН Одинцов Станислав Валерьевич подчёркивает проблему использования понятия «фирма» в значении не средства индивидуализации участника хозяйственного оборота, а всего лишь просто некоего юридического лица.

Проблемы контроля над государственными корпорациями сегодня многими учеными-юристами обозначаются как принципиальные.

В любом случае дискуссии вокруг статуса государственных корпораций предвосхищают более глобальные исследования о статусе юридических лиц публичного права, при помощи которых государство получит возможность оказывать активное влияние на экономические отношения.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 12 января 1999 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями) // СПС «Консультант Плюс». (Дата обращения: 12.11.2017).
2. Аштаева С.С. Проблемы содержания права собственности государ¬ственных корпораций // Аграрное и земельное право. 2016. № 5. С. 70-74.
3. Барамидзе Г.А. Правовое регулирование финансового контроля государственных корпораций: на примере Государственной корпорации «Росатом» // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 12. С. 73-83.
4. Кокоева Л.Т. Классификация организаций как юридических лиц // Аграрное и земельное право. 2016. № 7. С. 83-85.
5. Колдаев Д.Е. Сущность государственных корпораций // Евразийский юридический журнал. 2016. № 2. С. 192-193.
6. Кущенко А.А. Юридическая природа корпораций в рамках международного корпоративного права // Юрист. 2017. № 5. С. 34-39.
7. Кущенко А.А. Юридическая природа корпораций: сравнительный аспект // История государства и права. 2017. № 16. С. 12-16.
8. Макарова О.А. Новый этап в развитии законодательства о государственных юридических лицах // Закон. 2017. № 10. С. 145-153.
9. Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право. М.: Статут, 2014. – 456 с.