Статья:

Криминологическая характеристика и предупреждение хищения транспортных средств

Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право

Выходные данные
Мусазаде Б.В. Криминологическая характеристика и предупреждение хищения транспортных средств // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(27). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 92-95.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Криминологическая характеристика и предупреждение хищения транспортных средств

Мусазаде Байрам Вазир оглы
магистрант, «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» (ГУАП), Россия, г. Санкт-Петербург

 

CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS AND PREVENTION OF THEFT OF VEHICLES

 

Musazade Bayram Wazir

Master student, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation (SUAI), Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В работе рассмотрены актуальные проблемы совер­шения хищений и угонов транспортных средств. Сделаны выводы о дальнейших перспективах и тенденции в устранении существующей неточности в понимании завладения и угона транспортного средства, при этом следует прибегнуть к частичному заимствованию положи­тельного опыта зарубежных стран.

Abstract. The paper deals with the actual problems of theft and theft of vehicles. Conclusions about the future prospects and trends in the elimination of the existing inaccuracy in the understanding of the seizure and theft of the vehicle, it should resort to partial borrowing of positive experience of foreign countries.

 

Ключевые слова: автомобильный транспорт; хищение; угон; кража; транспортное средство.

Keywords: road transport; theft; hijacking; theft; vehicle.

 

В настоящий период уровень преступности в целом остается довольно большим, что в существенной степени обуславливается огромным удельным весом в ней незаконных действий, сопряженных с хищениями имущества в целом и хищениями транспортных средств, в частности. Этот принцип доказывают данные о том, что в общей структуре преступности в 2013 г. удельный вес преступлений, сопряженных с хищениями транспортных средств составлял 1,65%, а в следствии непрерывного увеличения числа зарегистрированных хищений этого вида к 2018 г. общий удельный вес их составил 2,48% от всеобщего числа оформленных преступлений в целом [1].

Изученные материалы ГИАЦ МВД России за минувшие 5 лет продемонстрировали повышение зарегистрированных и снижение раскрытых хищений транспортных средств.

Тенденции минувших лет демонстрируют, что с 2013 по 2018 года увеличение числа зарегистрированных хищений транспортных средств составил 5,4 % при снизившейся раскрываемости на 8,3 %.

Основным аспектом при установлении преступниками транспорт­ных средств, что похищаются чаще всего, представлены характеристики их технологического состояния. Следственно-судебная практика и исследования авторов, занимающихся проблемами предотвращения хищений транспортных средств, выявило, что 45 % похищенных транспортных средств были в эксплуатации до 3 лет.

Транспортные средства «моложе» 3-х летнего «возраста», кроме того, как и дорогие, похищаются на заказ. Подобные транспортные средства легализуются в регистрационных подразделениях ГИБДД и перемещаются в иные регионы страны [3].

За январь – март 2019 года в России преступниками чаще всего похищались транспортные средства таких марок, как Ford Focus, Renault Logan, Kia Rio, Mazda 3. Проявленный интерес к данным транспортным средствам по большей части сопряжен с тем, что данная группа автомобилей содержит потребность у водителей. Как правило, данные транспортные средства входят в среднюю ценовую категорию, а заводские охранные системы представлены менее надежными, чем у транспортных средств, к примеру, немецкого производства.

Для нас не новость, когда передают об угоне очередного автомобиля у политика, певца, бизнесмена, да или просто гражданина РФ. Современные угонщики придумывают столько разных ухищрѐнных способов, чтобы за максимальное кроткое время угнать транспортное средство и наши современные технологии им в этом помогают. Первое место по статистике занимают ночные угоны, они наиболее часто встречаются и тщательно спланированны. Потом идут так называемые спонтанные угоны, когда человек по своему незнанию или каким-то другим объективным причинам оставляет автомобиль в доступном состоянии (оставил машину открытой, ключи в замке зажигания, приоткрытое окно и т. д.). Неопытный водитель – мечта любого угон­щика. Способов угонов много. Но статья не об этом, а о способности закона противостоять широко распространѐнному явлению.

Исследование уголовных дел выявило, что после совершения прес­туплений, украденные транспортные средства от 7 суток до 2-ух месяцев были в предварительно подобранных местах – «отстойниках». Местом временного укрытия, как правило, служил тот же район, где похищалось транспортное средство. Данные места применялись преступниками непосредственно для подготовки новых документов и разного рода маскировочных операций, которые бы не позволили идентифицировать автомобиль. Последующий сбыт их производился, как правило, на авторынках и через Интернет.

Проведенным нами исследованием кроме того определено, что примерно 0,5% хищений транспортных средств не вошли в статистику из-за того, что сохранились скрытыми от статистического учета, как правило, те эпизоды, когда фактические сотрудники правоохранительных органов не проявили надлежащего желания сориентироваться в опре­деленной ситуации [2].

В целях совершенствования противодействия криминальному автобизнесу можно отнести разработку практического метода, выражаю­щегося во внедрении тренинговых обучающих комплексов для обучения навыкам определения наиболее оптимальных путей решения в модули­руемых ситуациях розыска похищенного автотранспорта, для разработки мероприятий по профилактике, предотвращению и раскрытию хищения транспортных средств.

Для пресечения легализации похищенного транспорта считаем целесообразным создание федеральной базы данных транспортных средств, зарегистрированных на территориях стран Таможенного союза, с возможностью обеспечения к ним удаленного доступа органам внутренних дел. Кроме того, необходимо разработать механизм, в соответствии с которым при совершении регистрационных действий будет проводиться обязательная проверка транспортных средств на предмет их нахождения в розыске на территории Российской Федерации.

Также при подготовке сотрудников ОВД необходимо уделить особое внимание целесообразности, порядку проведения и последова­тельности оперативно-розыскных мероприятий.

При этом необходимо учитывать следующие этапы:

  • работа по розыску транспортных средств должна проводиться целенаправленно и обеспечивать возможность сосредоточения основных усилий на наиболее важных вопросах;
  • четкое определение последовательности и сроков выполнения мероприятий;
  • предусматривать все необходимые условия для эффективного использования сил и средств органов внутренних дел;
  • планировать равномерную нагрузку привлекаемых сотрудников для ритмичности ведения розыска.

На основании изложенного выше, можно сделать вывод о том, что для повышения эффективности борьбы с преступлениями в рассматриваемой сфере необходимо уделять особое внимание подготовке и обучению сотрудников органов внутренних дел, а также поиску новых способов взаимодействия правоохранительных органов, имеющих общие границы с Российской Федерацией.

 

Список литературы:
1. Сухомлинов Д.В. Уголовная ответственность за угон транспортного средства и ее дифференциация: Дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2015.
2. Трофимова Г.А. Причиненный преступлением вред: спорные вопросы // Современное право. – 2016. – N 11. – С. 91 - 98.
3. Чучаев А.И., Пожарский А.Ю. Транспортные преступления: понятие, виды, характеристика. – М., 2018. – 256 с.