Статья:

Краткий анализ состояния законности в сфере проведения проверочной закупки наркотических средств

Конференция: XLVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовный процесс

Выходные данные
Плесская Н.С. Краткий анализ состояния законности в сфере проведения проверочной закупки наркотических средств // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XLVII междунар. науч.-практ. конф. — № 12(47). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 96-100.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Краткий анализ состояния законности в сфере проведения проверочной закупки наркотических средств

Плесская Надежда Сергеевна
студент Московский государственный гуманитарно-экономический университет- МГГЭУ, РФ, г. Москва

 

BRIEF ANALYSIS OF THE STATE OF LEGALITY IN THE FIELD OF VERIFICATION PROCUREMENT OF NARCOTIC DRUGS

 

Nadezhda Plesskaya

Student of Moscow state University of Humanities and Economics - MSHEU, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности проведения проверочной закупки наркотических средств, в том числе особенности прокурорского надзора в данной сфере.

Abstract. the article discusses the features of the verification purchase of narcotic drugs, including the features of Prosecutor's supervision in this area.

 

Ключевые слова: незаконный оборот наркотических средств; проверочная закупка наркотических средств; оперативно-розыскная деятельность.

Keywords: illicit drug trafficking; verification purchase of narcotic drugs; operational search activity.

 

Необходимой задачей национальной безопасности в настоящее время продолжает оставаться противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов [2]. Все это указывает на необходимость предупреждения, выявления таких преступлений и установления лиц, которые их совершают, что и обуславливает актуальность настоящего исследования.

Целью научной работы является рассмотрение актуальных проблем в сфере проведения проверочной закупки наркотических средств, а также особенностей прокурорского надзора в данной сфере.

В процессе исследования были применены общенаучные и специальные юридические методы исследования. Метод системного анализа позволил изучить действующее законодательство в сфере проведения проверочной закупки наркотиков. Сравнительно-правовой метод исследования помог выявить особенности прокурорского надзора и возможности его совершенствования для преодоления проблемы отмены приговоров по преступлениям в сфере незаконного оборота наркотиков.

В соответствии со ст. 49 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3 (с изм. и доп.), в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право на проведение проверочной закупки, т.е. оперативно-розыскного мероприятия, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования для их изготовления [1].

Анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о наличии двух точек зрения о правовой квалификации проверочной закупки наркотических средств. В первую очередь, некоторые авторы считают, что закупка наркотиков представляет собой мнимую сделку купли-продажи [6, с. 109]. Однако, данное определение не вполне обоснованно, поскольку невозможно оперативно-розыскное мероприятие отождествлять с элементом гражданского оборота. В качестве альтернативного варианта под проверочной закупкой наркотических средств предлагается понимать совокупность действий по искусственному созданию ситуации, имитирующей приобретение наркотических средств или иных предметов, относящихся к незаконному обороту наркотиков [4, с. 236].

В 2016 году Европейский суд по правам человека (далее − ЕСПЧ) принял к рассмотрению жалобы девяти граждан Российской Федерации, осужденных за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств. У всех заявителей доказательственная база по уголовным делам строились по одному принципу: главным доказательством служили результаты проведения оперативными уполномоченными проверочных закупок наркотических средств, в которых сотрудники полиции выступали «покупателями», либо «посредниками» при сбыте наркотиков.

Метод проведения проверочной закупки является одним из самых распространенных при задержании подозреваемых в рассматриваемых преступлениях. Так, в одном из решении ЕСПЧ указывалось на неоднократные допущенные нарушения при проведении проверочных закупок наркотических средств [7].

Таким образом, представляется необходимым совершенствование прокурорского надзора за процедурой проведения проверочной закупки наркотических средств. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предполагает при проведении проверок обязательное соблюдение двух взаимосвязанных между собой условий: наличие поводов и оснований. Это своего рода отправные точки.

Одновременно сторонниками, отстаивающими умеренные «реформы» в области прокурорского надзора, предлагается активное использование в указанных целях возможностей информационных технологий, предварительно создав для этого необходимые предпосылки путем постепенной «интеграции» информационных систем МВД России, аккумулирующих сведения о деятельности оперативных подразделений полиции, с автоматизированным информационным комплексом «Надзор», функционирующим в органах прокуратуры. Для этого предлагается внести изменения в Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 21) [3, с. 190]. Однако, в ближайшее время вряд ли удастся что-либо предпринять в этом направлении, поскольку пока материальных предпосылок для осуществления данных изменений нет. Вопросы возникают и в плане обеспечения защиты сведений, подлежащих передаче. Не следует исключать вероятность «утечки» данных, если заранее не разработать комплекс действенных мер, направленных на воспрепятствование несанкционированного доступа к компьютерной информации.

В своей работе П. И. Иванов предлагает радикальные решения, принятие которых, по его мнению, может привести к существенному (кардинальному) укреплению законности в сфере оперативно-розыскной деятельности [4, с. 237]. Сторонники этой точки зрения считают, что ныне действующая модель прокурорского надзора малоэффективна и низок коэффициент полезного действия. В целях повышения эффективности прокурорского надзора предлагается законодательное закрепление нового подхода относительно прокурорского  надзора, заключающегося в переходе к предварительной форме надзора. Кроме того, предлагают не проводить без санкции суда такие оперативно-розыскные мероприятия, как проверочная закупка наркотических средств [5, с. 175]. Представляется, если идти по этому пути, то могут появиться новые проблемы, связанные с оперативностью принятия необходимых решений в целях своевременного выявления и пресечения в первую очередь тяжких и особо тяжких преступлений.

Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, непременными условиями осуществления прокурорской проверки за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, являются наличие для этого поводов и оснований в отношении проверочной закупки наркотических средств.

Во-вторых, основанием для прокурорской проверки при проведении проверочной закупки  наркотических средств является наличие достаточных данных, указывающих на признаки совершения нарушений законности в ходе оперативно-розыскной деятельности органами, правомочными на ее осуществление в отношении проверочной закупки наркотических средств.

В-третьих, правовая основа действий во время осуществления проверочной закупки наркотических средств остается неоднозначной.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О наркотических средствах и психотропных веществах" // Собрание Законодательства РФ. − 12.01.1998. − № 2. − Ст. 219.
2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. №14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. –2010 г. – № 8, август.
3. Комментарий к федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» с приложением решений Конституционного суда РФ и Европейского суда по правам человека. − 3-е изд., доп. и перераб. − М: Норма: ИНФРА-М, 2018. − 576 с.
4. Иванов П. И. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. − 2020. − № 1. − С. 236-241.
5. Чечетин А.Е. О совершенствовании прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. − 2018. − №3. − С. 174-177.
6. Чумаров С.А. О понятии проверочной закупки наркотических средств // Вестник Сибирского юридического института МВД России. − 2012. − № 2. − С. 108-113.
7. ЕСПЧ раскритиковал процедуру проверочных закупок наркотиков в России // Адвокатская газета [Электронный ресурс]. – Орган Федеральной палаты адвокатов РФ. – Режим доступа: URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/espch-raskritikoval-protseduru-proverochnykh-zakupok-narkotikov-v-rossii. (дата обращения: 10.11.2020).