Статья:

ПЯТЬ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫХ ИДЕЙ П.И. НОВГОРОДЦЕВА

Конференция: LXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Выходные данные
Мацкевич Т.Г., Шаповалов Д. ПЯТЬ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫХ ИДЕЙ П.И. НОВГОРОДЦЕВА // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 12(71). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЯТЬ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫХ ИДЕЙ П.И. НОВГОРОДЦЕВА

Мацкевич Татьяна Геннадьевна
магистр Института Государственного Администрирования, РФ, г. Москва
Шаповалов Д.А.
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Института Государственного Администрирования, РФ, г. Москва

 

В статье выделены и охарактеризованы пять идей, пять доктрин Павла Ивановича Новгородцева, которые хоть и были основаны на классических учениях Канта и Гегеля, однако для своего времени оказались смелыми, прогрессивными и весьма революционными.

Новгородцев одним из первых русских философов-юристов открыто выступил с мнением о том, что русская юридическая мысль не должна копировать западноевропейские учения, а должна опираться на исторический опыт и менталитет русских людей.

Такая позиция более, чем актуальна и сейчас. П.И. Новгородцеву необходимо было иметь мужество, «ученую смелость» и понимание предмета философии права, чтобы даже преподавая в Европе, говорить об этом с трибуны лектора.

В статье описано, каким образом Новгородцев «обновил», освежил и усовершенствовал теорию естественного права с учетом необходимости и потребностей России того времени.

Однако, в настоящее время мы стоим на пороге похожего кризиса юридической науки, которая отвергла социалистические идеалы и ценности и не смогла принять и адаптировать западноевропейские правовые идеалы.

Это происходит потому, что русские люди всегда ищут справедливость, об этом писал еще П.И. Новгородцев.

Автором работы проанализированы основные принципы и идеи учения Павла Ивановича Новгородцева: возрождение естественного права, кризис правосознания и общественный идеал, а также показана актуальность философско-правого наследия ученого для современной российской правовой мысли. Автором работы определена актуальность идей и принципов П.И. Новгородцева для сегодняшней России при проведении юридических, социально-юридических и общественно-правовых, значимых реформ и преобразований.

В связи с тем, что в современной России, история которой насчитывает без малого всего три десятилетия от марксистского социализма в обратный путь к капитализму, происходит постоянная трансформация гражданского правосознания и, как следствие изменение норм юридического и социального права, то современным юристам и философам-правоведам необходимо понимание основ, на которых должна строиться вся система общественно-правовых и социально-юридических отношений государства с обществом как в целом, так и с гражданином в частности.

По причине того, что П.И. Новгородцев с 1904 года занимался антибольшевистской деятельностью, то в социалистическом государстве СССР Павел Иванович Новгородцев был незаслуженно забыт. А изучение и анализ его творческого наследия в полной мере началось российскими учеными только после 1991 года. Поэтому, изучение, анализ и систематизация научных трудов Павла Ивановича - правоведа, философа и общественного деятеля, в настоящее время является актуальным и необходимым, так как именно в его работах большое внимание уделяется теории личности, моральному праву и нравственному идеализму, которые присуще русскому человеку.

Павел Иванович Новгородцев

Павел Иванович Новгородцев, годы жизни 1866—1924, — русский учёный-правовед, философ, историк, общественный и политический деятель. Один из видных представителей либерализма в России.

Основные труды ученого - это «История философии права», «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве», «Нравственный идеализм в философии и праве», «О задачах современной философии нрава», «Нравственные проблемы в философии Канта», «Введение в философию права. Кризис современного правосознания» и курс лекций «Лекции по истории философии права». Именно в курсе лекций были объединены все значительные результаты историко-теоретических исследований П.И. Новгородцева, так как это были те лекции, которые он читал своим студентам на протяжении своей более, чем двадцатилетней преподавательской деятельности.

Являясь адептом либерально-правового учения, Новгородцев, выступал против любых организаций и течений, которые ограничивали бы свободу личности. Именно по этой этической причине он занимался антибольшевистской деятельностью и критиковал социализм Маркса. В 1920 году эмигрировал в Берлин, переехав затем в Прагу, где жил и работал до конца своей жизни в качестве основателя и ректора Русского юридического факультета в Пражском университете.

Основным лейтмотивом научных трудов ученого стало стремление органично соединить западническую идею правового построения социальной жизни с православной тенденцией внутреннего преобразования личности.

Философско-правовые идеи исторической эпохи середины XIX начала XX веков

Формирование личности и научных взглядов ученого Павла Ивановича Новгородцева происходило в конце XIX начале XX веков. Это самое неспокойное время, по мнению автора, в истории России. Столь бурного и быстрого формирования и развития политических и социально-общественных идей, партий и сообществ, в России до конца XIX начала XX веков не наблюдалось.  В эти годы в России то и дело возникал запрос на смену социального-правового и политического устройства государства.

Научная и преподавательская деятельность П.И. Новгородцева проходила в условиях кризиса юридической науки, о причинах которого, как внутренних (российских), так и внешних (общих для всей Европы) он неоднократно писал в своих работах. И с упорством искал выходы для преодоления этого кризиса. Внешние причины связывались Павлом Ивановичем с господством позитивного права, методов исторического и социологического познания в юриспруденции. В связи с тем, что позитивное право полностью отвергало наличие абсолютных начал, то в теории позитивизма не было места понятию естественного права. А внутренние причины Новгородцев увязывал с естественно-правовым суждением, в основу которого было положено наличие высших норм и правил, независящих от государства, олицетворяющих разум и справедливость. Именно естественно-правовая позиция подталкивала юристов на поиск наилучшего, идеального решения в правовой сфере – поиск справедливого решения. Кризис юридической науки в середине XIX века выразился в явно противопоставлении позитивного права естественному праву, и, как следствие, юристы того времени отказывались от основ естественного права, как поиска идеала, и изучение исключительно положительного (человеческого или общественного) права.

Именно русские ученые П.Г. Редкин, Б.Н. Чичерин и П.И. Новгородцев, в отличие от западных, изучали связь естественного права с правом позитивным, так как позитивное право было основой западноевропейской философско-правовой мысли того времени. Самыми признанными и изучаемыми западноевропейскими учеными были Кант и Гегеля. В работах русских ученых-юристов того времени не было простого копирования идей Канта и Гегеля, в них ставился вопрос об их правильном и всестороннем прочтении, переработке и развитии на этой основе русской философии права и русской юриспруденции. Русская философия права, «возникшая под эгидой университетов в прямом и непосредственном взаимодействии с западной наукой, сложилась более на европейский, на западнический лад. Но если посмотрим ближе и внимательнее, то и в этой систематической, университетским образом представленной философии права мы обнаружим те же своеобразно русские черты, следы влияния русской почвы и развития русского духа» [16, С.393].

Отношение к правовым законам с точки зрения разума и логики, которое свойственно западноевропейским народам, всегда было чуждо культуре русского народа. Менталитет русских людей сильно отличается от склада ума, совокупности умственных, эмоциональных и культурных особенностей других народов как Европы, так и остального мира. В России всегда искали правду жизни. Мы не довольствовались только функцией «полезности» поступков, и всегда исключали познание действительности только через созерцания и теоретическое размышление. В России изучение, познание и анализ действительности происходил в системной взаимосвязи теории с практикой и с учетом жизненного опыта. Поиск добра и справедливости, стремление к совершенству является частью русской души и сутью русской идеи философии права. П.И. Новгородцев и его последователи формулировали эту идею как симбиоз «философии бытия, веры и нравственности» [1, С.8], который выступает как особая юридическая философия ценностей. Нравственно-правовые принципы в западной философии права являются только частью системы юридического образования, а в России философия права должна изучать их, так как эти принципы лежат в основе русской юриспруденции.

П.И. Новгородцев, описывая политическую мысль XVII–XVIII веков, говорит, что создание правового государства зависит не только от желания людей объединяться для установления порядка и власти, но и от «добровольного согласия всех свободных людей перейти из естественного состояния в гражданское, то есть в государственное». П.И. Новгородцев подчеркивает, что идеи Локка, а затем и Руссо в «Общественном договоре» заключались не в изображении разных способов возникновения государств, а в анализе «тех условий, при которых это возникновение может быть признано правомерным». Устанавливая наличие противоречий между абсолютной властью и естественным состоянием общества, Локк  прежде всего акцентирует внимание на том, что для «соблюдения нормальных отношений между властью и народом надо создать гарантии, которые выразились бы в разделении власти законодательной и исполнительной». За законодательной властью признается верховное право издавать законы. Однако, будучи верховной, законодательная власть все-таки не является абсолютной властью. Рассматривая только правомерный способ возникновения государства, Локк сужает рамки рассмотрения «теории первобытного договора» до минимума, определяя ей «не столько историческое, сколько этическое значение» [11, С.120]. В понимании Новгородцева, такие теории все более «переходят с точки зрения исторических аргументов на почву общечеловеческих требований, от истории к этике» [17, С.110]. Эту особенность ученый определяет, как отличительную черту всего естественного права в рамках общественного договора.

Осознание политиками и философами-юристами невозможности построения на земле совершенного «государства разума», созданного на позитивном праве и основанного на принципах свободы, равенства и всеобщего братства, привело к концу XIX века в кризис правосознания.

Признание правоведами этой неспособности привело еще и к кризису всей политической мысли XIX века. П.И. Новгородцев в своих работах определил этот кризис как «крушение идеи земного рая», говоря о том, что философская мысль возвращается к пониманию рая «неземного» и избавляется от утопии что в рамках государства можно идеально сочетать принципы свободы и равенства для всех. В самом кризисе П.И. Новгородцев находит положительные моменты, которые, по его мнению, должны установить горизонты для определения нового общественного идеала, как бесконечной задачи, которая устанавливает смысл моральных требований, а в качестве решения - предполагает бесконечное приближение к идеалу.

Таким образом, П.И. Новгородцев смыслом своих работ определяет поиск нового общественного идеала и социальных и правовых основ для построения нового идеального государства.

Пять философски-правовых идей П.И. Новгородцева

Решая проблемы выхода из кризиса философско-правовой науки во второй половине XIX в начале XX веков, П.И. Новгородцев формулирует принципы, опираясь на которые, правовая наука и философия сможет выйти из существующего кризиса. Именно эти принципы можно сформулировать как пять основных тем творчества ученого. Это – концепция «возрожденного естественного права»; кризис правосознания в России; «теория личности (теория индивидуализма) Новгородцева»; «неолиберализм Новгородцева» и проблема общественно-политического идеала. Рассмотрим подробно каждую из перечисленных идей.

 «Возрожденное естественное право»

П.И. Новгородцева считают основоположником школы «возрождения естественного права» в России. Новгородцев, отмечая кризис правосознания, попытался определить возможные пути разрешения этого кризиса, обращая внимание на необходимость создании особой науки, которая могла бы удовлетворить как потребности юридической науки, так и возродить ее жизнеутверждающую ценность. Став во главе школы «возрожденного естественного права» в России, Новгородцев провозгласил необходимость поворота к философско-правовому идеализму начиная с магистерской диссертации «Исторической школы юристов» (1897 год), и продолжил более глубокий и серьезный анализ этого поворота в монографии «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права», которая в 1902 г. была защищена как докторская диссертация.

В первой половине XIX века в правоведении появляется новый принцип изучения права, в его основу ложится историзм в подходе к изучению права. С точки зрения Павла Ивановича необходимость исторического изучения права возникла «на почве чисто теоретических стремлений» при исследовании причин исторических явлений, а это требуется использование исторического метода. Использование исторического метода при глубоком и детализированном изучении права привело к обращению правоведов в сторону естественно-правовой идеи, которая была отодвинута на второй-третий план позитивным правом. 

В возрождении естественно-правовой идеи философ усматривает прежде всего живую и настоятельную потребность времени, а также закономерность развития юридической науки.

П.И. Новгородцев утверждал, что идея естественного права возникла даже не в Новое время, так как существовала еще в древности, и продолжала существовать в Средние века. Еще до сократические философы в Греции ставили вопрос о праве, существующем от природы и противопоставляли его праву, которое существует по закону, установленному человеком. Так, в до ренессансные эпохи, право трактовалось двумя способами: первый - как проявление божьего суда, поэтому было необходимым, абсолютным и вечным (это подход средневековья); второй – осознание права как договора между людьми, который является относительным и изменчивым (подход философии древнего мира). Однако, Кантом была определена еще одна интерпретация естественного права как права, происходящего из человеческой природы, чем и обеспечивается его необходимость.

В основу своей идеи «возрожденного естественного права» в России Новгородцев положил тезисы из учения об автономии воли Канта. Однако, русский философ-правовед существенно обновил концепцию естественного права, добавив в него понятие исторического дуализма, постулат о постоянном обновлении позитивного права в соответствии с общественным прогрессом, постулат о необходимости непрерывного исследования основ права, так как события правовой мысли в прошлом влияют на ее развитие в будущем, и понятие «нравственного идеализма в праве».

П.И. Новгородцев постоянно ссылался в своих работах на то, что правильное понимание естественно правовой идеи возможно только при условии признания исторического дуализма, заложенного в самой идеи естественного права. Первым постулатом естественного-правовой идеи является постоянное требование реформ в существующем позитивном (человеческом) праве для того, чтобы достичь соответствия норм действующего права общественному прогрессу. Таким образом, естественное право, являясь идеалом для позитивного права, выступает оценкой и нравственной критикой права, существующего в данном историческом промежутке времени. Второй постулат теоретический и связан с потребностью к философскому исследованию основ права. Таким образом, отмечает П.И. Новгородцев, «естественное право представляет собою неискоренимую потребность человеческого мышления и исконную принадлежность философии права. Можно сказать, даже, что по своей идее это и есть сама философия права» [10, С.161-162].

Концепция «возрожденного естественного права» по Новгородцеву – это новый подход к праву, который получил название «нравственный идеализм в праве». В основу такого подхода легло признание самостоятельного значения за этическим началом и, как следствие, требование нравственной автономии личности. Как писал философ, «нравственность должна быть понятна не только со стороны своей исторической изменчивости, но также как явление и закон личной жизни, как внутренняя абсолютная ценность» [2, С.274]. Основной вопрос, который задавала правоведческая наука, был о праве будущего исторического периода. В рамках концепции «нравственного идеализма в праве» будущее неразрывно связывалось с нравственным идеалом. «Задача, – писал Новгородцев, – состоит в данном случае вовсе не в том, чтобы дать теорию правообразования, объясняющую естественное развитие правовых институтов, а, чтобы установить моральные требования, предписывающие идеальные пути развития. Цель заключается не в объяснении, а в оценке явлений, совершаемой независимо от того, как эти явления развивались в прошлом и как они имеют развиваться в будущем» [3, С.225].

Формализуя сказанное, Новгородцев официальный принцип естественного права подал в новом качестве – это идея вечного развития человека.

Кризис правосознания по П.И. Новгородцеву

Следующая важная тема в работах ученого-правоведа – это кризис правосознания, проявившийся в кризисе веры в спасительную силу правового государства, которое должно было на основании политических учреждений обеспечить в обществе свободу, равенство и братство, а также создать справедливые отношения между людьми. История России показала, что правовое государство не в состоянии провести социальные реформы только одними лишь политическими средствами, и потому, по мнению Павла Ивановича, правовое государство не может являться идеалом нравственной жизни, так как оно в состоянии обеспечить для своих граждан идеальное сочетание свободы и равенства. С точки зрения теоретической науки это означало противопоставление двух основ принципа правового государства: демократии (народный суверенитет) и принципа личности.

Историческая действительность XIX века доказала полную несостоятельность веры во всемогущество народовластия, заявленного Руссо, обозначив неспособность народных представителей реализовать на практике единство свободы и равенства. Демократия в понимании Новгородцева сводилась к запрету для кого бы то ни было считать себя носителем абсолютной истины. Демократия им понималась как непрерывный процесс общего поиска и сотворения «общей воли», в который должно быть вовлечено как можно большее число членов общества. «Общий интерес» рассматривался не как некая установленная личностная данность, а как равнодействующая сила всех существующих в государстве интересов, принимающая права большинства и права меньшинства, и запрещающая использовать отдельную личность для достижения целей каких-либо отдельных групп или всего общества в целом. Именно это П.И. Новгородцев назвал уникальным преимуществом демократии, но это же, по его мнению, одновременно является и фатальной опасностью, так как, становясь системой морального релятивизма (вседозволенности), демократия лишается абсолютных основ.

Для реализации принципа демократии на практике требовалось ввести в теорию понятие этического начала, то есть вместо верховенства «общей воли» следовало признать зависимость власти от народа. Идею бесспорной «общей воли» в государстве осуществить невозможно, но стремиться к этому необходимо и должно выражаться, по мнению Новгородцева, в развитии форм свободной гражданской народной инициативы. «Следует признать, – писал философ, – что никакие усилия политического творчества не создают совершенных политических учреждений и что в последнем счете все определяется нравственными и умственными силами народа; но именно поэтому необходимо и важно для каждой способности открыть свободу проявления в политической области» [5, С.179].

Кризис правосознания подтолкнул ученого к переосмыслению самой идеи права, к дополнению ее основ новыми понятиями: право личности, определение свободы, равенства. Вводя эти понятия, П.И. Новгородцев основывался на том, что никакие права сами по себе не имеют никакого смысла без признания реальной личности с ее духовным внутренним миром и человеческим достоинством. Поэтому П.И. Новгородцев выступал против «всякого социологического понимания личности», не рассматривал его в качестве звена в цепи исторической закономерности и не связывал его с социальным целым. Это и привело в итоге ученого к пониманию связи личности с «общими условиями внешней среды». Рассматривая право не только как факт социальной жизни, но и как моральную норму и принципы личности, Новгородцев установил формулу философского изучения права - «это изучение берет право не как историческое и общественное явление – это точка зрения вполне уместна, но не достаточна, а как явление и закон личной жизни, как внутреннюю абсолютную ценность» [6, С.281].

Теория личности по П.И. Новгородцеву

Теории личности (теории индивидуализма) у Павла Ивановича возникла с утверждения, что индивидуалистическая доктрина, основанная на понятии личности с точки зрения позитивной социологии и историзма, находится в глубоком кризисе. Анализируя развитие и формирование собственно индивидуализма, Новгородцев отмечает, что в текущем периоде времени возникла «необходимость расширения и преобразования старого индивидуализма». Необходимое изменение устанавливало отказ от предположения, что требования личности в точности совпадают с теми возможностями, которые предоставляет ей государство. В итоге такой трансформации акцент должен сместиться на личность, как на источник права, так как именно личность обладает всем богатством своих личных особенностей и творческих способностей. Обосновывая доктрину «возрождения естественного права» с учетом принципа нравственного идеализма, Новгородцев писал, что «самоопределяющаяся личность – это тот пункт, тот фокус, преломляясь в котором, общественные цели и требования приобретают нравственный характер» [7, С.282].

Доктрина естественного права предписывала признать интересы личности и государства равноценными. Новгородцев существенно и революционно для своего времени обновил понимание прав человека, выдвинув идею взаимных прав и обязанностей человека и государства. Утверждалось «право-притязание» отдельного индивида по отношению к государству и государства по отношению к своим гражданам, соответственно. У государства к запретительным и охранительным функциям добавлялись положительные обязанности перед своими гражданами для обеспечения права каждого на «достойное человеческое существование». Такой подход дополнил идею личного права человек идеей блага, гарантом которого выступало государство. «Именно во имя охраны свободы, – отмечал Новгородцев, – право должно взять на себя заботу о материальных условиях существования; во имя достоинства личности оно должно взять на себя заботу об ограждении права на достойное существование» [8, С.232].

Новая теория либерализма П.И. Новгородцева

В процессе своего научного творчества ученый, вводя новые определения, понятия и принципы в философию права, а также расширяя границы уже имеющихся понятий, невольно привнес изменения и в теорию либерализма, наполнив ее социальным смыслом и сделав ее более «личной». Новое более глубокое понимание личности в теории Павла Ивановича привело к пересмотру основ идеи права, в частности, понятий свободы и равенства. В классическом либерализме в свободу вкладывается отрицательный смысл, определяя ее как свободу личности от государства и запрет вмешательства в частную жизнь, в теории Новгородцева утверждалась мысль, что свобода несет в себе положительное понятие, так как требует от государства «не только устранение юридических препятствий к развитию свободы, но и доставление материальной возможности для наилучшего проявления свободы» [9, С.272]. В такой трактовке свобода обретает позитивный смысл, так как важнейшим условием идеи выступает наличие минимума благополучия, который обеспечивает необходимую для личности независимость. Это позволило наполнить свободу социальным содержанием и обеспечило возможность самореализации личности.

Для П.И. Новгородцева равенство имело важное значение и определялось тем, что исключительное правовое равенство перед законом не гарантирует реального равенства. Понятие равенства Новгородцев дополнил новым восприятием «равенства исходного пункта», в котором акцент сместился с понимания равенства, как отсутствия сословных привилегий, на предоставление государством условий каждому гражданину, для обеспечения самореализации его личности. Таким образом, Новгородцев и равенство, так же, как и свободу, дополнил социальным содержанием, гарантом которого должно быть государство.

Особый смысл проблемы общественно-политического идеала

В связи с тем, что П.И. Новгородцев подверг критике утопические учения о построении гармоничного общества на основе позитивного (человеческого) права, и ввел в теорию естественного права новые термины и понятия, то перед ним, естественно, встал проблема общественно-политического идеала. Для решения этой проблемы Новгородцев предпринял определенные усилия, в частности, критически проанализировал общественные идеалы марксизма, показав научную несостоятельность этой теории. Задачей марксизма, по мнению ученого, является построение такого общества, в котором происходит полная эмансипация человека. Говоря, что спасение личности только в полном слиянии с обществом, марксизм увязывает эту цель с социализмом, который в результате этого провозглашается своеобразной религией общества, так как несет ответственность за спасения человека от осознания его ограниченности и разлада с внешним миром, что является сущностью религиозных учений.

Социализм Маркса, по мнению Новгородцева, сочетает в себе абсолютный коллективизм (идея полного обобществления человека), реалистический утопизм и экономический материализм. Маркс полностью отрицает смысл личного существования и требует полного слияния личности с обществом. Критикуя марксизм, Новгородцев отмечал, что, претендуя на полное и всеобъемлющее преобразование человеческих отношений, марксизм прежде всего является рационалистическим утопизмом, в основе которого лежи вера в совершенное общество, построенное путем его экономического преобразования. «Это, – писал философ, – торжество безличного объективного порядка, это – сплошная рационализация жизни» [12, С.318].

Итак, общественный идеал марксизма - это идея утопического земного рая, в котором достигается гармония личности и общества. Экономический прогресс рассматривается Марксом как главное основание всех общественных изменений, как пишет Новгородцев, но при этом он не отвечает на самый важный вопрос: «каким образом из действия материальных сил рождается высшая справедливость…» [13, С.250].

Противоречивый характер общественного идеала марксизма Новгородцев усматривает в сочетании научности и утопичности. Такой подход приводил, писал Новгородцев, к смешению этики и науки, так как путь неизбежной исторической закономерности должен привести к торжеству социалистического идеала.

«В этой научной теории, – отмечал философ, – в которой весь исторический прогресс освещается с точки зрения определенного общественного идеала, этика властно входит в систему научных построений» [14, С.233].

Общественный идеал марксизма (гармонизация общественных отношений) Новгородцев предлагает заменить общественным идеалом, который основан на принципе бесконечного развития личности.

«Исходным началом при построении общественного идеала, – писал философ, – должна быть признана свобода бесконечного развития, а не гармония законченного совершенства» [15, С.52]. Высший нравственный смысл этого принципа понимается Павлом Ивановичем как бесконечная цель, так как объединение лиц на почве свободы и равенства не может иметь своего логического завершения.

Как и все теории и доктрины Новгородцева, общественно-политический идеал в его трактовке принимал нравственно-правовой характер, становясь мерой абсолютного и относительного правовых идеалов.

Крушение веры в совершенное правовое государство и идеи земного рая подводит правоведов к замене идеала «конечного общественного совершенства началом бесконечного совершенствования личности как нравственного требования» [4, С.175]. Именно такой подход придает исторический смысл существованию правового государства, которое гарантирует условия для общественного и экономического прогресса.

Критикуя социализм Маркса, Новгородцев дал четкие рекомендации, которые помогут преодолеть те трудности, которые обязательно возникнут на пути построения социалистического общества. Перенеся идеи и методы Павла Ивановича Новгородцева в практическую плоскость, мы могли бы избежать большого количества ошибок в прошлом и можем не допустить их в будущем.

Современным правоведам необходимо тщательно изучить работы Новгородцева, так как они раскрывают суть русской правовой мысли применительно к русской душевной организации и показывают все необходимые изменения, которые помогут преодолеть правовой кризис (правовой вакуум по мнению автора работы).

В настоящее время в России остро ощущается запрос общества на «новую модель» общества, которая будет сочетать в себе как принципы «свободного рынка и капитализма», там и необходимую для большинства жителей страны справедливость в законах и их применении.

Россия стоит на правовом перепутье – социализм мы разрушили, западноевропейский капитализм у нас не прижился в том объеме, который есть в так называемом прогрессивном Западе. Поэтому, мы сейчас находимся опять в состоянии правового кризиса, и по мнению автора работы, труды П.И. Новгородцева помогут нам его преодолеть.        

 

Список литературы:
1 Альбов А.П., Масленников Д.В., Сальников В.П. Русская философия: философия веры и нравственности. СПб., 1997. С. 8. 
2 Булгаков С. Н., Трубецкой Е. Н., Струве П. Б. и др. Проблемы идеализма. Сборник статей. М., 1902. С. 274. 
3 Булгаков С. Н., Трубецкой Е. Н., Струве П. Б. и др. Проблемы идеализма. Сборник статей. М., 1902. С. 225.
4 Васильев Б.В. Философско-правовое наследие П.И. Новгородцева и современность. Философия права, 2018 № 2 (85). С. 175.
5 Новгородцев П. И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. СПб., 2000. С. 179.
6 Новгородцев П. И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. СПб., 2000. С. 281. 
7 Новгородцев П. И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. СПб., 2000. С. 282. 
8 Новгородцев П. И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. СПб., 2000. С. 323. 
9 Новгородцев П. И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. СПб., 2000. С. 272. 
10 Новгородцев П. И. История философии права. М., 1897. С 161-162.
11 Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права. М., 1901. С. 120. 
12 Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 318.
13 Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 250.
14 Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 233. 
15 Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 52.
16 Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995. С. 393.
17 Новгородцев П.И. Сочинения. Библиотека духовного возрождения. М., 1995. С. 110.