Статья:

Роль таможенных органов в борьбе с контрабандой огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения и средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники

Конференция: IX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право

Выходные данные
Куулар С.М. Роль таможенных органов в борьбе с контрабандой огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения и средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 70-74.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль таможенных органов в борьбе с контрабандой огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения и средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники

Куулар Сылдыс Мергенович
аспирант Российской Таможенной Академии, РФ, г. Люберцы

 

THE ROLE OF CUSTOMS IN COMBATING THE SMUGGLING OF FIREARMS OR MAIN PARTS, EXPLOSIVE DEVICES, AMMUNITION, WEAPONS OF MASS DESTRUCTION AND THEIR MEANS OF DELIVERY, OTHER WEAPONS, OTHER MILITARY EQUIPMENT

 

Syldys Kuular

graduate student, Russian Customs Academy, Russia, Lyubertsy

 

Аннотация. В настоящей работе будет рассматриваться вопрос о роли таможенных органов по борьбе с контрабандой огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения и средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники. Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время борьба с терроризмом является одной из ключевых задач, стоящих как перед Российской Федерацией, так и перед мировым сообществом. Изучение роли таможенных органов по борьбе с контрабандой огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения и средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники является важным аспектом по борьбе с международным терроризмом.

Abstract. This present work will address the issue regarding the role of the customs authorities to combat smuggling of firearms or main parts, explosive devices, ammunition, weapons of mass destruction and their means of delivery, other armaments, other military technology. The relevance of the study due to the fact that currently, the fight against terrorism is one of the key challenges to the Russian Federation and to the international community. The study of the role of the customs authorities to combat smuggling of firearms or main parts, explosive devices, ammunition, weapons of mass destruction and their means of delivery, other armaments, other military technology is an important aspect in the fight against international terrorism.

 

Ключевые слова: право; таможенные органы; оружие; боеприпасы; огнестрельное оружие; оружие массового поражения.

Keywords: the law; the customs authority; weapons; ammunition; firearms; weapons of mass destruction.

 

В работах современных авторов уже неоднократно отмечалась важность особой роли таможенных органов в борьбе с международным терроризмом [1, c. 2]. Международный терроризм является глобальной проблемой современного мира, ввиду того, что представляет опасность для жизни и здоровья граждан, кроме того, терроризм наносит опасность экономической и социальной жизни современного общества.

Для борьбы с международным терроризмом государствами по всему миру предпринимаются политические и правовые меры по противостоянию анализируемой угрозы [6, c. 13].

Если обратиться к политическим аспектам борьбы с международным терроризмом, то здесь стоит отметить, что они выражены в первую очередь в международном сотрудничестве государств на всевозможных уровнях [3, c. 114]. Таким образом, ключевым фактором в данном случае является то, что ввиду международного характера терроризма, одно государство при помощи своего властного аппарата не способно решить проблему, тогда как взаимодействие государств, направленное на уничтожение терроризма будет действенным способом в борьбе с этим негативным международным явлением.

Одним из основных направлений противодействия терроризму является противодействие незаконному обороту (в том числе, контрабанде) огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, поскольку оно широко используется в террористической деятельности.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, деятельность по борьбе с контрабандой огнестрельного оружия осуществляется различными федеральными органами исполнительной власти, ключевое место в системе этих органов занимает Федеральная таможенная служба [7], имеющая в своей системе такое подразделение как Главное управление по борьбе с контрабандой [4, c. 21].

Следует отметить, что к компетенции таможенных органов относится возбуждение уголовных дел и производство неотложных действий по ст.226.1 УК РФ (Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники и т.д.) [5].

Особого внимания в данной связи заслуживает деятельность Главного управления по борьбе с контрабандой. Одной из функций данного подразделения является борьба с контрабандой сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей.

Надо отметить значимость проведения таможенными органами работы по борьбе с контрабандой огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения и средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники ввиду того, что отследить и найти противоправно находящееся оружие на территории страны гораздо сложнее, чем выявить его при ввозе на государственной границе Российской Федерации [2, c. 2].

Стоит выделить следующие основные черты, которые указывают на значимость роли таможенных органов по борьбе с контрабандой огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения и средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники:

· предотвращение попадания огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения и средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники на территорию страны;

· четкая регламентация действий по предотвращению попадания огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения и средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники на территорию страны;

· сохранение стабильности на территории государства путем предотвращения попадания огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения и средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники на территорию страны;

· борьба с международным терроризмом путем предотвращения попадания огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения и средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники на территорию страны;

· социальная направленность, которая выражается в том, что профилактика обеспечивает важнейшую социальную функцию государства по охране жизни, здоровья и иных имущественных прав граждан. Посредством деятельности таможенных органов возможно предотвращение негативных для общества и конкретного человека и гражданина последствий. Именно в этом и выражается социальная направленность деятельности таможенных органов.

· комплексность выражается в том, что осуществляется применением не только отдельных точечных мер по предотвращению действий террористического характера, а использованием этих мер в комплексе, то есть применение различных мер предотвращения действий террористической направленности;

· осуществление компетентными подразделениями ФТС;

· многоуровневость. Многоуровневость и компетентность подразделений, осуществляющих деятельности таможенных органов взаимосвязанные категории, которые обеспечивают реализацию мер по предотвращению действий террористической направленности;

· наличие специальных мер (сбор и анализ сведений, прогнозирование, осуществление правовой пропаганды и правового воспитания населения и др.);

· наличие цели – предотвращение действий террористической направленности.

Таким образом, необходимо сформировать доктринальное определение деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения и средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, под которой следует понимать социально-значимый, комплексный и многоуровневый процесс осуществления компетентными подразделениями деятельности по предотвращению действий террористической направленности, посредством специальных мер (выявление сбор и анализ сведений, прогнозирование, осуществление правовой пропаганды и правового воспитания населения и др.).

 

Список литературы:
1. Алпеева М.А. К вопросу о расширении уголовно-процессуальной компетенции таможенных органов РФ в свете противодействия экстремизму // Российский следователь. – 2009. – №10. - С. 2–4.
2. Грачев О.В. Совершенствование деятельности Федеральной таможенной службы // Юридический мир. – 2013. – № 2. - С. 2–5.
3. Мукашев С.И. Международно-правовое сотрудничество государств в борьбе с международным терроризмом // Московский журнал международного права. – 2008. – № 3(71). - С. 114–116.
4. Новиков А.Б. Таможенный контроль в системе административных процедур таможенного дела // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2005. – №2 (24). - С. 20–22.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. ст. 2954.
6. Хлестов О.Н., Мышляева М.Л. Вооруженная борьба против международного терроризма (политико-правовые аспекты) // Московский журнал международного права – 2001. – № 4 (44). - С. 13–15.
7. http://www.customs.ru/ (Дата обращения: 07.07.2017).