Статья:

Пропорциональное регулирование деятельности некредитных финансовых организаций

Конференция: XL Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Финансовое право; налоговое право; бюджетное право

Выходные данные
Тарасова К.О. Пропорциональное регулирование деятельности некредитных финансовых организаций // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XL междунар. науч.-практ. конф. — № 5(40). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 93-98.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Пропорциональное регулирование деятельности некредитных финансовых организаций

Тарасова Кристина Олеговна
магистрант, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, РФ, Москва

 

PROPORTIONAL REGULATION OF NON-BANK INSTITUTION’S

 

Kristina Tarasova

Master’s student of the faculty of distance learning, Plekhanov Russian University of Economics, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье автором осуществлен анализ различных аспектов риск-ориентированного надзора за деятельностью НФО, а также проведена оценка перспективы пропорционального регулирования деятельности НФО.

Abstract. In the article author analyzes various aspects of risk-based supervision of the non-bank institution's activities. Also, author evaluates the prospects for proportional regulation of the non-bank institution's activities.

 

Ключевые слова: некредитные финансовые организации; Банк России; правовое регулирование деятельности НФО, нормативные акты Банка России.

Keywords: non-bank institution; Bank of Russia; legal regulation of the non-bank institution’s, Bank of Russia regulations.

 

В действующих нормативно-правовых актах под некредитными финансовыми организациями (далее – НФО) понимаются компании, осуществляющие определенные виды деятельности на рынке финансовых услуг. Анализ количества функционирующих некредитных финансовых компаний в течение 2016-2019 годов показал их стабильное сокращение. Так количество микрофинансовых компаний уменьшилось практически в 2 раза, количество профучастников рынка ценных бумаг сократилось на треть, а количество рынка коллективных инвестиций – на четверть.

И одной из основных причин сокращения количества НФО является то, что существующие нормативно-правовые акты предъявляют схожие требования к кредитным организациям, малым, средним и крупным НФО. Карташов А.В. отметил в своем исследовании, что «общее количество актов, действующих в сфере регулирования кредитных и некредитных финансовых организаций превышает 3 000» [1]. Финансовые организации вынуждены, для обеспечения соответствия всем обязательным требованиям, отвлекать значительные средства из оборота. Как следствие это оказывает крайне отрицательное влияние на конкуренцию в сфере финансовых услуг. Для сведения к минимуму этого эффекта, нормы законодательных актов, регулирующих деятельность НФО, должны выстраиваться на основании риск-ориентированного надзора, обеспечивая прямую зависимость предъявляемых требований к уровню рисков, присущих деятельности конкретной НФО.

Надзор за деятельностью НФО предполагает осуществление контроля за выполнением такими организациями требований законодательства РФ, а также нормативно-правовых актов Банка России и своевременное применении к НФО мер воздействия в установленных случаях. Банк России был наделен функциями регулирования и надзора с 1 сентября 2013 года с вступлением в силу федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ.

В соответствии со статьей 76.1 закона О банке России, целями регулирования и надзора за деятельностью НФО являются:

  • гарантия стабильного развития финансового рынка России;
  • качественное управление рисками, формирующихся на финансовых рынках (превентивные меры по обнаружению рисков, приводящих к кризисным ситуациям);
  • охрана прав и защита интересов инвесторов и прочих потребителей финансовых услуг.

Банк России, как регулятор, может принимать участие в оперативной деятельности НФО только в случаях, которые прямо предусмотрены в федеральных законах. Во всех остальных случаях НФО самостоятельно осуществляет оперативную деятельности и руководство НФО должно принимать на себя все риски, связанные с осуществлением такой деятельности.

Правовые нормы по надзору за деятельностью НФО во многом выстроены по аналогии с банковским надзором, также осуществляемым Банком России. Банк России определяет необходимый размер собственных средств НФО и регулирует правила его определения, также устанавливает прочие обязательные нормативы. Регулятор вправе:

  • направлять поднадзорным организациям обязательные к выполнению предписания;
  • проводить камеральные и выездные проверки деятельности НФО;
  • применять иные меры воздействия, предусмотренные действующим законодательством.

Как правило, на практике основной надзор осуществляется на основании отчетных данных. Поэтому Банк России самостоятельно определяет порядок составления и устанавливает сроки предоставления бухгалтерской (финансовой) и надзорно-статистической отчетности регулятору. Для улучшения взаимодействия регулятора с поднадзорными организациями, Банком России с января 2018 года внедряется новый современный формат представления отчетных данных – XBRL (расширяемый язык деловой отчетности). Этот электронный формат был призван устранить дублирование и избыточность данных в предоставляемой отчетности; обеспечить автоматизацию и приведение к единообразию учетных процессов в НФО и как следствие повысить качество и достоверность предоставляемых данных в адрес регулятора; повысить прозрачность информации для всех участников финансового рынка. В связи с переходом на этот формат отчетности НФО, Банком России был выпущен ряд нормативно-правовых актов для введения с 2018 года обязанности предоставления отчетности в новом формате для следующих групп НФО: профучастников рынка ценных бумаг, НПФ, ПИФ, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов. Регулятор планирует в ближайшие годы распространить новый формат предоставления отчетных данных на все поднадзорные организации. Важно отметить, что в настоящий момент нормативно-правовые акты в этой сфере не являются устоявшимися, так как Банк России осуществляет непрерывную работу по совершенствованию технологии сбора и обработки отчетных данных, а также анализу представляемой НФО отчетной информации.

Для организации эффективной системы взаимодействия НФО и регулятора НФО должны обладать самостоятельными системами управления и оценки рисков, а Банк России как регулятор должен контролировать корректность работы этой системы. Важно отметить, что при организации системы управления рисками НФО должна применять профессиональное суждение для определения рисков, находящихся на постоянном контроле и НФО должна пересматривать систему оценки рисков не реже, чем раз в год для поддержания этой системы в актуальном состоянии. Поэтому у НФО должны быть разработаны и утверждены внутренние документы, предназначенные для внесения выявленных рисков и результатов их оценки.

НФО, в силу специфики их деятельности, необходимо выявлять, проводить анализ и оценку, а также регулярный мониторинг следующих рисков: кредитного, операционного, рыночного, правового, кастодиального, ликвидности, коммерческого. Регулятор утвердил правила к организации системы управления рисками некоторыми группами НФО - профучастниками рынка ценных бумаг, НПФ, организаторами торгов (Указание Банка России от 21.08.2017 № 4501-У, Указание Банка России от 04.07.2016 № 4060-У; Указание Банка России от 07.05.2018 № 4791-У). Но требования по обязательной организации системы управления рисками распространяются не на все поднадзорные некредитные финансовые организации. Следовательно, этот вопрос требует нормативного урегулирования, так как без надлежащей системы управления рисками осуществление эффективного надзора за деятельностью НФО невозможно. Таким образом, эффективная система внутреннего контроля и управления рисками позволяет НФО снизить риск наступления неблагоприятных событий и сокращает степень контроля со стороны регулятора.

Современный действенный надзорный механизм должен состоять из:

  • системы надзора и контроля регулятора;
  • системы контроля саморегулируемой организации;
  • системы внутреннего контроля некредитной финансовой организации;
  • системы управления рисками в некредитной финансовой организации.

Следует различать надзор по характеру деятельности: общий и пруденциальный; по организационной взаимосвязи: административный надзор, контроль СРО, внутренний контроль организации. Применяя административный надзор, регулятор оценивает степень исполнения НФО требований законодательных актов РФ и нормативно-правовых актов Банка России. Саморегулируемая организация оценивает соблюдение ее членами внутренних регламентов СРО. НФО обязаны самостоятельно определить систему внутреннего управления присущим деятельности рискам, систему управления регуляторным риском, необходимость и периодичность проведения внутреннего аудита деятельности.

Для планирования надзорной деятельности регулятором и СРО должны быть выработаны четкие критерии, на основании которых организации должен быть присвоен приоритет для включения НФО в план проверок. Такими критериями могут быть: количество жалоб на НФО, отрицательный результат от хозяйственной деятельности, приближение размера собственных средств к минимальному нормативному значению и т.п.

Важное внимание при построении эффективного механизма надзорной деятельности должно уделяться исключению дублирующих контрольных процедур и отчетных данных. Для оценки эффективности функционирования механизма контроля в целом можно использовать оценку эффективности его составных частей: управления рисками, внутреннего контроля; внутреннего аудита; внутренних стандартов и т.д.

Банком России также производится работа по осуществлению пропорционального регулирования НФО. В связи с чем было принято Указание от 17.12.2018 № 5013-У, в соответствии с которым по количественным параметрам НФО подразделяются на малых, средних и крупных. У малых и средних профучастников уже с октября 2020 года появится право не проводить внутренний аудит. Также, малые и средние регистраторы получат право не обеспечивать присутствие в 60 регионах, и не формировать коллективный орган управления. У депозитариев тоже разграничены требования по минимально необходимой численности профессиональных работников.

Однако принятое Банком России указание – это только начальная ступень в системе пропорционального регулирования. Для завершения этой работы необходимо пересмотреть объем направляемых в Банко России отчетных данных для малых поднадзорных организаций, пролонгировать сроки составления отчетности, увеличить отчетные периоды с месяца до квартала для малых и средних НФО. Усиление контроля в виде выездных проверок должно зависеть от системы управления рисками, функционирующей в НФО. Если работа этой системы признана эффективной – выездные проверки не должны проводится чаще чем раз в три года. Реализация этих мер обеспечит снижение регуляторной нагрузки на НФО, а, следовательно, поспособствует развитию стабильной финансовой системы.

Таким образом, устранение нормативно-правовых барьеров является наиболее важным фактором для обеспечения доступности финансовых услуг.  Поэтому для успешного и безопасного развития цифрового финансового пространства должно быть организовано пропорциональное регулирование деятельности НФО, которое с одной стороны должно быть направлено на поддержание устойчивости финансовой системы и защиту прав потребителей, а с другой – на поддержание развитие и интеграцию цифровых инноваций.

 

Список литературы:
1. Карташов Александр Викторович Тенденции развития механизма финансово-правового регулирования некредитных финансовых организаций // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2019. №7 (59). – С.112-116
2. Концепция пропорционального регулирования и риск-ориентированного надзора за НФО. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/46871/PropNadz.pdf (дата обращения: 04.05.2020)
3. Развитие взаимоотношений Банка России с некредитными финансовыми организациями в области ПОД/ФТ. Монография / Кабанова Н.А., Богданова М.В., Горшков Е.А., и др. / – М.: Издательство «Научный консультант». – 2018. – 174 с.
4. Указание Банка России от 04.07.2016 № 4060-У «О требованиях к организации системы управления рисками негосударственного пенсионного фонда» (с изменениями и дополнениями) // Вестник Банка России. − 2016. – № 74 (1792) – С. 34-39.
5. Указание Банка России от 21.08.2017 № 4501-У «О требованиях к организации профессиональным участником рынка ценных бумаг системы управления рисками, связанными с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и с осуществлением операций с собственным имуществом, в зависимости от вида деятельности и характера совершаемых операций» (с изменениями и дополнениями) // Вестник Банка России. − 2017. – № 119-120 (1953–1954) – С. 129-135.
6. Указание Банка России от 07.05.2018 № 4791-У «О требованиях к организации организатором торговли системы управления рисками, связанными с организацией торгов, а также с осуществлением операций с собственным имуществом, и к документам организатора торговли, определяющим меры, направленные на снижение указанных рисков и предотвращение конфликта интересов» // Вестник Банка России. − 2018. – № 72 (2026) – С. 21-28.
7. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. − 2002. − № 28. − Ст. 2790.