Статья:

Высшее образование в России в условиях международного сотрудничества (1687-1800)

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Выходные данные
Киселёв И.В. Высшее образование в России в условиях международного сотрудничества (1687-1800) / И.В. Киселёв, А.А. Бражник, Ю.В. Колбасова, А.В. Пчелина, Е.В. Акунская, А.В. Токман // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(13). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 169-173.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Высшее образование в России в условиях международного сотрудничества (1687-1800)

Киселёв Игорь Васильевич
преподаватель, Омская юридическая академия, РФ, г. Омск
Бражник Анна Александровна
студент, Омский юридический колледж, РФ, г. Омск
Колбасова Юлия Владимировна
студент, Омский юридический колледж, РФ, г. Омск
Пчелина Ангелина Витальевна
студент, Омский юридический колледж, РФ, г. Омск
Акунская Евгения Владимировна
студент, Омский юридический колледж, РФ, г. Омск
Токман Анастасия Витальевна
студент, Омский юридический колледж, РФ, г. Омск

 

The higher education in Russia in the conditions of the international cooperation (1687-1800)

 

Igor Kiselev

Teacher, Omsk Law Academy, Russia, Omsk

Anna Brazhnik

student, Omsk Juridical College, Russia, Omsk

Julia Kolbasova

student, Omsk Juridical College, Russia, Omsk

Angelina Pchelina

student, Omsk Juridical College, Russia, Omsk

Evgenia Akunskaya

student, Omsk Juridical College, Russia, Omsk

Anastasia Tokman

student, Omsk Juridical College, Russia, Omsk

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные вехи правового регулирования высшего образования в России. Рассматриваются отдельные права обучающихся в сфере высшего образования, анализируется их содержание. Освещаются отдельные положения европейских идей в сфере науки и образования, а также создания сети вузов.

Abstract. In article the main milestones of legal regulation of the higher education in Russia are considered. The separate rights of students in the sphere of the higher education are considered, their contents is analyzed. Separate provisions of the European ideas in the sphere of science and education and also creation of network of higher education institutions are lit.

 

Ключевые слова: высшее образование; правовое регулирование; международное сотрудничество.

Keywords: the higher education; legal regulation; international cooperation.

 

В соответствии с Привилегией на Академию от 1682 г. обучающиеся имели права на обучение наукам, посещение лекций и семинаров, чтение православных научных книг, участие в диспутах, проведение учебных студенческих собраний. Для того, чтобы обучающиеся имели возможность учиться не только в Славяно-греко-латинской академии, но и в иностранных учебных заведениях студентам предоставлялось право на учебу в иностранных вузах [6, C. 401-410].

В период с 1690 по 1700 гг. в Славяно-греко-латинской академии работали 2 иностранных преподавателя-братья Иоанн и Спиридон Лихуды, получившие образование в Венеции и Падуе [4]. Они читали лекции и вели семинарский занятия на латинском и греческом языках. Изначально, в Славяно-греко-латинской академии отсутствовала учебная литература и планы по организации обучения на славянском языке. Иностранные преподаватели использовали зарубежную научную литературу. Книги по православной богословии, философии, педагогики, греческого и латинского языков, а также медицины насчитывали несколько сот экземпляров, переведенных впоследствии на славянский язык. Характерной особенностью этого периода стала академическая мобильность студентов. В соответствии с Указом Петра I от 19 мая 1694 г. «О направлении учиться заграницу и приглашении иностранных желающих» 32 российских студента были направлены на обучение в королевство Великобритания и республику Соединённых Провинций Нидерландов. 20 иностранных студентов обучались в Славяно-греко-латинской академии [5].

С начала XVIII века в России стали открываться новые вузы. За период правления Петра Великого были открыты около 15 высших учебных заведений, среди которых были морские и артиллерийские академии. В соответствии с Грамотой Петра I от 26 сентября 1701 г. Киево-могилянская коллегия получила статус академии. Обучающимся данной академии были предоставлены права, сама академия была наделена полномочиями, аналогичные тем, которые предоставлялись Славяно-греко-латинской академии. В целях обучения в Российскую Империю начинают прибывать первые студенты Османской Империи-9, Венгрии-8, Лигурийской Республики-5 [8]. Европейские идеи в сфере образования и науки были заимствованы в Россию. Например, Морская академия была создана по проекту Парижского университета, разработанному бароном Сент-Илером. Немецкий учёный Готфрид Вильгельм Лейбниц предлагал Петру I провести масштабные преобразования в транспортной системе страны, географических исследованиях России, развитию астрономии, развитие банков, библиотек и других инфраструктурных объектов. При этом он предлагал использовать европейский опыт в сфере образования и науки, для чего необходимо было пригласить в Россию иностранных специалистов. Алексей Курбатов выступал за преподавание в вузах на иностранных языках для всех сословий. В то время Ф. С. Салтыков отмечал, что русские студенты должны сравняться во всех свободных науках со всеми лучшими европейскими государствами [7].

В соответствии с указом Петра I от 28 января 1724 г. в России была учреждена Петербургская академия наук, при которой был открыт академический университет [6, С. 220 – 225]. Указ Екатерины I от 23 февраля 1725 г. «О приглашении ученых людей в российскую академию наук и о выдаче желающим въехать в Россию нужных пособий» был направлен на увеличение не только иностранных ученых в России, но и студентов [6, С. 425]. В 1725 г. Петербургский академический университет принял первых 15 иностранных профессоров и 37 иностранных студентов [1]. В период с 1740 по 1750 гг. российские студенты обучались в вузах Великобритании, Германии и Голландии. Например, в Эдинбурге обучалось не менее 16 выходцев их Российской Империи каждый год. Согласно данным российского историка А. Ю. Андреева, в период с 1720 по 1750 гг. в немецких университетах получали образование около 350 русских студентов[2].

В период с 1755 по 1770 гг. в Россию было признано 19 иностранных дипломов и степеней немецких, голландских и французских вузов. Среди них были профессора из Германии, которые впоследствии преподавали в России (Х.Ф Маттеи, Н. Папафило, В. Рауль, И. Г. Рейхель, И.Г. Фроман и др.) [3]. Как отмечает А.М. Феофанов необходимость приглашения в Россию иностранных профессоров в середине XVIII в. была обусловлена привлечением квалифицированных специалистов, которых в России попросту не было.

Таким образом, в период с 1687 по 1800 гг. российские студенты обучались в основном в немецких университетах. Преподаватели из Германии читали лекции и вели семинары в России. В четырёх вузах: Славяно-греко-латинской Академии, Киевской духовной академии, Петербургском академическом университете и Московском университете обучались иностранные студенты. Иностранная литература использовалась в указанных 4 российских вузах.

Степень влияния условий международного сотрудничества в сфере высшего образования на правовое регулирование высшего образования в России заключается в следующих положениях:

1) формируется содержание прав, обучающихся в сфере высшего образования (первая половина XVIII в.);

2) расширяется содержание прав, обучающихся в сфере высшего образования (вторая половина XVIII в.);

3) вузы наделяются полномочиями в целях применения условий международного сотрудничества в сфере образования (приглашение и обучение иностранных студентов, использование труда иностранных преподавателей, а также иностранной литературы);

4) создаётся инфраструктура в сфере образования (заимствование европейских идей в сфере науки и образования, а также создание сети вузов).

 

Список литературы:
1. Аврус А.И. История российских университетов. Очерки. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. 85 с.
2. Андреев А. Ю. «Учености ради изгнанники»: опыт изучения русского студенчества в немецких университетах XVIII – первой половины XIX века / / Россия и Германия. М., 2004. Вып. 3. 432 с.
3. Белявский М.Т. Ломоносов и основание Московского университета / Под ред. М.Н.Тихомирова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1955. 312 с.
4. Каптерев Н. Ф. О Греко-латинских школах в Москве в XVII веке до открытия Славяно-греко-латинской академии // Творения святых отцев в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной Академии. Кн. IV. М., 1889. 990 с. 
5. Павленко Н.И. Петр Великий. Москва, издательство М.: Мысль, 1990. 591 с.
6. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание (1649 - 1825): Том 2 (1676 - 1688) : Законы (619 - 1327). 974 с.
7. Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII-XIX веках. Т. 1. 258 с.
8. Шевченко Ф. П. Закарпатці — студенти Київської академії XVIII ст. // Український історичний журнал. 1965. № 6. 320 с.