Статья:

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Конференция: CI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Выходные данные
Рудницкий С.А. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам CI междунар. науч.-практ. конф. — № 6(101). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
К условиям публикации Скачать сборник
Обсуждение статей состоится 17.06.2025
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Рудницкий Сергей Андреевич
аспирант, ФГБОУ ВО Севастопольский государственный университет, РФ, г. Севастополь

 

STRATEGIC FOUNDATIONS OF NATIONAL SECURITY IN MODERN CONDITIONS

 

Sergey Rudnitsky

Postgraduate student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Sevastopol State University, Russia, Sevastopol

 

Аннотация. Работа посвящена публично-правовому анализу методологических и нормативных основ обеспечения национальной безопасности в контексте ее соотношения с национальными интересами и приоритетами. Проанализированы различные доктринальные подходы к определению понятий «национальные интересы» и «национальные приоритеты». Сформулированы авторские выводы и обобщения, позволяющие выявить объективные закономерности и взаимосвязи между реализацией национальных интересов и обеспечением национальной безопасности в соответствии с действующими стратегическими документами.

Abstract. The work is devoted to a public legal analysis of the methodological and regulatory foundations of national security in the context of its correlation with national interests and priorities. Various doctrinal approaches to defining the concepts of "national interests" and "national priorities" are analyzed. The author's conclusions and generalizations are formulated to identify objective patterns and relationships between the realization of national interests and ensuring national security in accordance with the current strategic documents.

 

Ключевые слова: национальная безопасность, национальные приоритеты, национальные интересы, публичная власть, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности. 

Keywords: national security, national priorities, national interests, public authority, ensuring the national security of the Russian Federation, National security strategy.

 

Рассматривая вопрос о соотношении внутренних и внешних национальных интересов и признавая дихотомический (обоюдный) характер рассматриваемой категории, можно поспорить с мнением американского исследователя Ф. Краточвила о том, что термин «национальный интерес» правильно применять к защите общества и государства от внешних вызовов, в то время как понятие «общественный интерес» относится к сфере внутренней безопасности [4, с. 13]. Как представляется национальные интересы охватывают и внутренние, и внешние сферы государственной политики и жизнедеятельности социума, тем самым, в любом случае, являясь и государственными, и общественными, независимо от источника (внутреннего, внешнего или смешанного) реальных либо потенциальных (предполагаемых) угроз и вызовов.

Также достаточно употребляемой конструкцией, в том числе – в официальных документах, является категория «национальные ценности». Так, в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию в разные годы, озвучивались такие национальные ценности, как: безопасность; свобода; благосостояние; государственность; законность; человечность; гражданственность; достоинство; патриотизм; нравственность; равенство; справедливость, т.е. базовые категории, являющиеся неизменными константами вектора государственного и общественного развития.

Таким образом, национальная безопасность может и должна рассматриваться еще и в качестве одной из приоритетных национальных ценностей, вызывающей интерес каждого члена политической нации, образующей суверенное государство.

Как представляется, национальные ценности Российской Федерации должны рассматриваться в плоскости и контексте конституционных ценностей, установленных Конституцией РФ [2] в качестве фундаментальной основы конституционного строя и государственной политики, т.е. любые разрабатываемые и принимаемые механизмы осуществления государственной политики в той или иной сфере, включая обеспечение национальной безопасности, должны формально-юридическими способами воплощать и гарантировать эти ценности.  

При этом высшей конституционной ценностью, в том числе – в сфере обеспечения национальной безопасности, непосредственно определяющей содержание специальных формально-юридических механизмов, является его человек, его права и свободы (ст. 2 Конституции РФ). Как отмечает в этой связи в сравнительно-правовом ретроспективном аспекте выдающийся российский конституционалист В.Т. Кабышев, «советское конституционное законодательство при закреплении устоев общественного строя исходило из постулата «государство – общество – личность». Во главу угла российского конституционного строя положена принципиально иная концепция – «человек – общество – государство» [1, с. 5]. Подобным образом конституционно-ценностную модель описывает и соавтор текста действующей российской Конституции С.М. Шахрай, по мнению которого «…в демократических конституциях на первом месте стоят интересы общества и человека, а государство является инструментом общественного управления и обеспечения гарантий прав и свобод граждан» [3, с. 110-111].

Вместе с тем, интересы общества и государства ни в коем случае не должны противоречить друг другу, в чем и состоит внутренняя диалектика категорий «национальная ценность» и «национальный интерес», которые по объему и содержанию в демократическом государстве совпадают между собой. Например, безопасность как национальная ценность одновременно охватывает безопасность и общества, и государства, поскольку государство как раз и конституировано обществом для реализации публичной политики (достижения общего блага), и одной из первостепенных по значимости публичных (государственных) задач, приносящих состояние общего блага, является обеспечение безопасности от внутренних и внешних угроз.

Таким образом, национальная безопасность достигается через решение органами публичной власти и институтами гражданского общество национальных целей и задач, представляющих собой правовые механизмы достижения национальных приоритетов, которые, в свою очередь, являются способом обеспечения и защиты национальных интересов, следовательно, национальная безопасность представляет собой комплексный, всеобъемлющий, инклюзивный национальный приоритет, экзистенциально необходимый для реализации всего без исключения нормативно установленного комплекса национальных интересов.

Вместе с тем, исключительным, инклюзивным, безусловным национальным приоритетом также является государственный суверенитет, специфической особенностью которого является его имманентно присущая взаимозависимость с национальной безопасностью, которая выражается в том, что государственный суверенитет представляет собой исключительный приоритет обеспечения национальной безопасности, а национальная безопасность, в свою очередь,  представляет собой необходимое условие обеспечения государственного суверенитета как многомерной категории, охватывающей все значимые сферы жизнедеятельности общества и функционирования государства.

Иными словами, национальные интересы, цели, задачи, приоритеты, а также национальная безопасность и государственный суверенитет представляют собой комплексные категории, которые относятся как к внутренней, так и к внешней сфере, причем их обеспечение и реализация возможна исключительно через комплексные правовые механизмы, охватывающие всю совокупность организационно-правовых, функциональных, институциональных аспектов военного и невоенного (гражданского) характера. 

 

Список литературы: 
1. Кабышев В.Т. Становление конституционного строя России // Конституционное развитие России. – Саратов, 1993. – С. 3-8.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 года № 1–ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 6-ФКЗ, от 4 октября 2022
года № 7-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 8-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 дек. 
3. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. – 4-е изд., изм. и доп. – М.: Статут, 2017. – 624 c.
4. Kratochwil F. On the Notion of «Interest» in International Relations // International Organization. – 1982. – Winter. – Vol. XXXIV. – 300 p.