Проблемы регулирования правового статуса профессиональных спортсменов в РФ
Секция: Трудовое право; право социального обеспечения
XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Проблемы регулирования правового статуса профессиональных спортсменов в РФ
Термина «профессиональный спорт» в Советском Союзе не существовало до конца 80-х годов прошлого века, спорт и физическая культура существовали в нашем государстве как методы воспитания и оздоровления трудящихся масс, повышения работоспособности населения и обороноспособности государства. Но с середины 80-х годов в сфере спорта и физической культуры начались системные изменения.
Было покончено с псевдолюбительским спортом, профессиональный спорт вошел в состав международного спортивного движения, при этом все больше коммерциализируясь. На сегодняшний день профессиональный спорт и так называемый большой спорт трансформировались в целую индустрию. Подобные изменения не могли не коснуться спорта и в нашей стране.
Нормативно-правовую основу профессионального спорта составляет законодательство Российской Федерации, а кроме того, нормы, разработанные и утвержденные физкультурно-спортивными организациями-работодателями и соответствующими профессиональными спортивными ассоциациями, союзами и др. Основополагающим нормативно-правовым актом, регламентирующим сферу спорта в Российской Федерации, выступает Федеральный закон № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Определение «спортсмен-профессионал» было дано в ст. 2 ныне утратившего силу Федерального закона от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [1]. В соответствии с указанным нормативно-правовым актом спортсмен-профессионал – это спортсмен, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них.
В отличие от Федерального закона № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» Федеральный закон № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» не содержит данной дефиниции, закрепляя только такие понятия как «спортсмен» и «спортсмен высокого класса»:
На основании закрепленного в ст. 2 Федерального закона № 329-ФЗ определения профессионального спорта (профессиональный спорт - часть спорта, направленная на организацию и проведение профессиональных спортивных соревнований) всю общность профессиональных спортсменов можно разделить на две составляющие:
1) спортсмены, получающие заработную плату непосредственно за спортивные соревнования и подготовку к ним, а также в некоторых случаях получающих выплаты от организаторов данных соревнований (т. е. профессиональные спортсмены, вовлечённые в трудовые отношения, что свойственно командным видам спорта — футболу, регби, баскетболу и др.);
2) спортсмены, получающие только выплаты от организаторов за спортивные соревнования и подготовку к ним (т. е. профессиональные спортсмены, которые не вовлечены в трудовые отношения, и чья деятельность соответственно регулируется гражданско-правовыми договорами, что свойственно индивидуальным видам спорта – бадминтону, шахматам, шашкам и др.
Обе эти группы, как отмечают некоторые исследователи, объединяет возмездный характер занятий спортом и получение выгоды [4].
Поскольку спортсмен в большинстве случаев на регулярной основе осуществляет трудовую (в данном случае – спортивную) деятельность, получая за свою деятельность обусловленное договором (в данном случае – контрактом) вознаграждение, мы можем говорить о трудовом характере данных отношений. Следовательно, деятельность спортсмена попадает в ту сферу правоотношений, которая регулируется трудовым правом. В то же время мы не можем рассматривать спортсмена исключительно как работника с какой-либо трудовой функцией. У спортсмена наличествует свобода воли, определенная независимость, режим своей деятельности он определяет опять же самостоятельно, согласуя его с тренером. Участвуя в тренировочном процессе и соревновательной деятельности, спортсмен не только выполняет «трудовую функцию», но еще и обладает специальным правовым статусом. Между тем законодательство не отвечает на вопрос о соотношении норм права при регулировании профессионального спорта, при регулировании правового статуса спортсмена.
Так, ст. 351 ТК РФ гласит, что трудовое законодательство распространяется на спортсменов с изъятиями, предусмотренными законодательством. Это положение не противоречит ст. 25 Федерального закона № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте» [2], которая подтверждает, что спортивный контракт составляется на основании законодательства о труде Российской Федерации. То есть, и данный закон не несет в себе никаких новшеств и не вносит изменений в сферу правового регулирования профессионального спорта. За исключением только тех правовых норм, которые регулируют смену спортсменами их спортивных организаций.
В реальной жизни можно увидеть, что в трудовых договорах, заключаемых со спортсменами-профессионалами, нормы законодательства о труде не только несоблюдаются, но порой и нарушаются. Еще больше усугубляют сложившуюся ситуацию отсутствие каких-либо гарантий со стороны законодателя и зависимость субъекта профессионального спорта от административного аппарата, который навязывает последнему свои «правила игры». Нередко положения, включенные в спортивные контракты, ущемляют права менее защищенной стороны - спортсмена. Данный факт в определенной степени объясняется спецификой отношений, возникающих в области спорта и физической культуры.
Трудовое законодательство не всегда это учитывает и, соответственно, не всегда отчетливо отражает данный факт и законодательство о спорте.
Нередко заказчик, будучи одновременно и работодателем, для повышения эффективности может предъявлять к спортсмену завышенные требования, при этом сводя к минимуму свои обязательства перед ним.
Спортсмен часто наоборот, будучи слабой стороной спортивного контракта, стремясь к самореализации, для достижения своей цели проявляет высочайшую активность, чаще всего сознательно рискуя своим здоровьем и благополучием.
В этой связи нельзя утверждать то, что спорт для спортсмена служит только средством существования, поскольку спорт определяет все его существование, влияя и на личную жизнь спортсмена, на состояние его здоровья, на его экономическое благополучие, на его безопасность и социальный статус. При достижении спортсменом определенного уровня, при котором он попадает в систему специфических отношений большого спорта, он становится все менее свободным, т. к. является, по сути, «винтиком» и заложником системы, действующей в условиях жесткой профессиональной конкуренции.
Все, выше написанное, позволяет нам сделать вывод о том, что множество вопросов, которые сегодня, к сожалению, не нашли отражения в нормах российского законодательства, нуждаются в дальнейшей проработке, а законодательное регулирование статуса профессионального спортсмена и связанные с этим проблемы – дальнейшего совершенствования.