Статья:

Невыполнение алиментных обязательств в отношении несовершеннолетних детей: анализ проблемы и поиск путей решения

Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Хренов Н.М. Невыполнение алиментных обязательств в отношении несовершеннолетних детей: анализ проблемы и поиск путей решения // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(28). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 105-109.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Невыполнение алиментных обязательств в отношении несовершеннолетних детей: анализ проблемы и поиск путей решения

Хренов Никита Михайлович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», РФ, Москва

 

Failure to fulfill maintenance obligations in respect of minor children: analysis of the problem and search for solutions

 

Nikita Khrenov

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)", Russia, Moscow

 

Аннотация. Актуальность данной проблемы обуславливается высоким процентом неполных семей в России и большим количеством случаев уклонения от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей в таких семьях. Целью данной работы является способствование улучшению материального положения детей, воспитывающихся в неполных семьях, посредством поиска способов для усовершенствования системы взыскания алиментов на несовершеннолетних детей. Результатом работы выступают выполненные задачи по анализу действующего законодательства в сфере выплаты алиментов, а также вынесенные предложения по его усовершенствованию.

Abstract. The urgency of this problem is caused by a high percentage of single-parent families in Russia and a large number of cases of evasion from paying alimony for the maintenance of minor children in such families.  The purpose of this work is to contribute to the improvement of the material situation of children brought up in single-parent families by finding ways to improve the system for collecting alimony for minor children. The result of the work is the performed tasks of analyzing the current legislation in the field of alimony payments, as well as made suggestions for its improvement.

 

Ключевые слова: алименты; невыплата; уклонение; несовершеннолетние дети; неполные семьи; содержание детей; Семейный кодекс; Уголовный кодекс; Гражданский кодекс.

Keywords: alimony; non-payment; evasion; minor children; single-parent families; child support; Family Code; Criminal Code; Civil Code.

 

Несовершеннолетний ребенок нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей [1]

Однако каждый год растет количество неполных семей и не только в России, во всех развитых странах остро стоит вопрос роста количества разводов. И тогда встает вопрос не только воспитания, но и содержания ребенка. Каждый ребенок имеет право на заботу и одинаковую ответственность обоих родителей за воспитание и развитие. К сожалению, не все родители добросовестно относятся к реализации этих прав. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность обоих родителей [2]. При этом порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяется родителями самостоятельно. Но зачастую родитель, который проживает отдельно от ребенка, снимает с себя материальные обязанности. В таком случае обязанность родителей по уплате алиментов на несовершеннолетних детей предусматривается на законодательном уровне.

Способы выплаты алиментов устанавливаются: а) самостоятельно; б) в нотариальном соглашении; в) судебным приказом; г) судебным решением.

Многие плательщики алиментов пытаются всеми способами уклониться от их уплаты: снимаются с регистрационного учета по месту жительства, устраиваются на неофициальную работу, не сообщают приставам о своем имуществе и источниках дохода, переоформляют имущество на других лиц, не являются по вызовам приставов. При уклонении родителей от выплаты алиментов законодательством предусмотрены определенные санкции: гражданско-правовая ответственность (обычно это неустойка в виде штрафа или пени, для взыскания которой необходимо обращаться в суд) [3], при этом она возникает только при наличии вины должника, т.е. если должнику задержали зарплату, и неуплата имела место именно в связи с данным фактом, то его вины в этом нет, и неустойка с него взыскана быть не может; административная ответственность (предусмотрена в соответствии со статьей 5.35.1 КоАП РФ, а также в том случае, если должник нарушил законодательство об исполнительном производстве); уголовная ответственность (за злостное уклонение от уплаты алиментов) [4].

На практике к уголовной ответственности привлекут, только если судебный пристав-исполнитель письменно под роспись предупредил должника о недопустимости уклонения от уплаты алиментов, и соответствующий документ имеется в материалах исполнительного производства. Однако, как правило, правоохранительные органы отказываются привлекать к ответственности должников, которые платят хотя бы символическую сумму раз в месяц. Чтобы иметь представление о том, как приблизительно обстоят дела с выплатой алиментов, следует обратиться к статистическим данным. В России, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года каждая четвертая семья - неполная. В неполных семьях воспитывается 7,1 млн. детей, а их доля от общего числа несовершеннолетних составляет 23,3% [7].

В 2017 году Федеральная служба судебных приставов возбудила 55 тыс. уголовных дел за неуплату алиментов на детей или нетрудоспособных родителей (по ст. 157 УК РФ), что на 27,9% больше, чем годом ранее, когда было возбуждено 43 тыс. таких дел [8]. Даже не углубляясь в статистические данные, можно заметить, что действительно существуют определенные проблемы в сфере выплаты алиментов, а также в самой системе взыскания алиментов на несовершеннолетних детей. В соответствии со сложившейся ситуацией предлагается внести следующие изменения в законодательство для усовершенствования данной системы:

Во-первых, в связи с вышеуказанной проблемой нежелания правоохранительных органов взыскивать алименты с должника, выплачивающего хотя бы символическую сумму раз в определенный срок, необходимо мотивировать сотрудников заниматься данным вопросом. Предлагается выплачивать судебным приставам сумму, прямо пропорционально связанную с размером задолженности по алиментным обязательствам (в процентах от задолженности) (к слову, данная практика уже применялась в истории нашего государства [9]). Это будет способствовать более эффективному осуществлению поиска должников и взыскания с них задолженности.

Во-вторых, внести соответствующие поправки в УК РФ, позволяющие определять как соучастников родственников неплательщика алиментов, на которых зачастую последние переписывают свое имущество, чтобы уклониться от уплаты. В целом данный факт можно предотвратить посредством проверок при переписи имущества, есть ли у нынешнего собственника какие-либо задолженности по алиментам, и если таковые имеются - отказывать должнику в этом действии вплоть до уплаты долга. Если же после уплаты долга и переписи имущества на кого-либо из родственников задолженность возникает снова, то уже можно квалифицировать данное деяние как злостное уклонение от уплаты алиментов и, следовательно, привлекать к уголовной ответственности как должника, так и тех, на кого имущество было переписано (в случае, если будет доказано, что те, на кого имущество было переписано, на момент перехода права собственности были в курсе намерений должника уклониться от последующей уплаты алиментов данным способом; в свою очередь, об этом факте будет достаточно явно говорить тот момент, что неуплата алиментов возникла вновь только после переписывания имущества).

В-третьих, следует пересмотреть действующее административное законодательство. Как известно, в 2016 году была введена административная ответственность за неуплату алиментов. Согласно статистическим данным, за 2017 год к административной ответственности за уклонение от уплаты алиментов было привлечено около 120 тыс. человек [8]. Данное нововведение позволило устанавливать признак злостности для последующего привлечения должника к уголовной ответственности. С одной стороны, это, безусловно, может положительно сказаться на общей ситуации в сфере выплаты алиментов, ведь угроза наступления уголовной ответственности за повторную неуплату определенно должна мотивировать должника выплачивать алименты в пользу ребенка в необходимом объеме. С другой стороны, нельзя однозначно утверждать, что все должники являются таковыми по своей воле. В некоторых случаях имеет место быть, например, многократная задержка зарплаты или иные обстоятельства, в связи с которыми человек не может платить алименты. В связи с этим необходимо установить, что лицам, доход которых (или иные веские причины) действительно может не позволять выплачивать алименты в полном объеме, административный штраф назначаться не может. Объясняется это тем, что конечная цель юридической ответственности за неуплату алиментов  - это получение денежных средств в пользу ребенка, а не в пользу государства. А в случае назначения административного штрафа лицу, доход которого не позволяет выплачивать достаточную сумму в счет алиментов, еще больше будет ограничена его (лица) платежеспособность, то есть попросту часть средств, которые потенциально могли бы быть использованы на благо ребенка, будут выплачены в пользу государства.

Также следует обратить внимание на идею создания единого алиментного фонда. В этот алиментный фонд государство будет вносить деньги на выплату алиментов в тот период, пока приставы будут разыскивать родителя-неплательщика алиментов. Соответственно, после того, как должник будет найден, взыскиваемая с него сумма будет направляться уже в данный фонд, т.е. он будет восполняемым. Пополнение фонда также будет происходить посредством взыскания административных штрафов в пользу государства с должников. Данная инициатива, предложенная Общественной палатой Российской Федерации в Правительство Российской Федерации, стала бы действенной государственной гарантией защиты прав несовершеннолетних. Также следует отметить, что многие высказались в поддержку создания данного алиментного фонда, в большинстве регионов Российской Федерации этот вопрос обсуждался на уровне Уполномоченных по правам ребенка. Однако эта идея, являясь довольно перспективной, так и осталась до сих пор нереализованной. Считаю необходимым возобновить работу по созданию данного фонда.

Таким образом, считаю, что данные меры поспособствуют улучшению материального положения детей, воспитывающихся в неполных семьях, а также станут своего рода гарантией их финансового обеспечения.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019);
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018)(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019);
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018)(с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019);
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.03.2019)(с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2019);
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ(ред. от 27.12.2018).
7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.gks.ru/ (дата обращения: 10.05.2019)
8. Известия: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   https://iz.ru/ (дата обращения: 10.05.2019)
9. История органов и учреждений юстиции России. Учебное пособие / П.В.Никитин - М.: ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2007. - 168 c.