Статья:

ПРЕСТУПНЫЕ СООБЩЕСТВА (ПРЕСТУПНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ) В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Конференция: LXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право

Выходные данные
Симонова А.Н. ПРЕСТУПНЫЕ СООБЩЕСТВА (ПРЕСТУПНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ) В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(78). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРЕСТУПНЫЕ СООБЩЕСТВА (ПРЕСТУПНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ) В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Симонова Анастасия Николаевна
учитель обществознания, МБОУ «СОШ №16 с УиОП», РФ, г. Лысьва

 

Аннотация. В данной статье рассматривается понятие преступного сообщества (преступной организации). Законодательное определение преступных группировок. Проблемы разграничения понятий «преступное сообщество» и «преступная организация».

 

Ключевые слова: Преступное сообщество, преступная организация, организация преступного сообщества.

 

Происходящие на территории РФ политические, социальные и экономические изменения не могли не сказаться на деятельности криминально ориентированных групп, и одним из негативных последствий указанных предпосылок стало усиление влияния организованных преступных формирований на общественные процессы.

Очевидно, что численный рост преступных группировок, характеризующихся сложной структурой, сплоченностью членов и кадровой устой­чивостью, влечет значительное увеличе­ние негативных последствий, проявляющихся в нарушении прав и законных интересов граждан, организаций и государства. В сложившихся условиях важным факто­ром обеспечения их должной защиты от криминальных посягательств выступает эффективный нормативный инструмента­рий. Ключевым условием, позволяющим реализовать задачи государства в борьбе с преступностью, является качество уго­ловно-правовых норм, обеспечивающих противодействие организованной пре­ступности.

Актуальность проблемы организованной преступности является безусловной, так как она в современной российской действительности превратилась в реальную угрозу безопасности общества и государства.

Угроза общественной безопасности, возникающая при создании и функционировании преступного сообщества (преступной организации) обусловливается тем, что: 1)сообщество (организация) – это институт, неподконтрольный обществу и обладающий механизмами защиты от общественного контроля; 2)свои институциональные возможности сообщество (организация) использует не в соответствии с интересами общества, а вопреки им; 3)сообщество (организация) обладает возможностями осуществлять преступную деятельность на долговременной основе и в крупных масштабах [3]. Общая формулировка понятия «преступное сообщество (преступная организация)» раскрывается в статье 35 Уголовного кодекса РФ: «Преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено структурированной организованной группой или объединением организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды».

Также в Уголовный кодекс включена статья 210: «организация преступного сообщества (преступной организации)». Данную норму законодатель внес с целью противодействия организованной преступности. Это необходимо, потому что деяния, совершаемые преступным сообществом (преступной организацией) отличаются повышенной общественной опасностью и вредоносностью, оказывают негативное влияние на все сферы общественной жизни [1].

Объектом преступления, предусмотренного ст. 210 УК, является общественная безопасность, так как совершение тяжких и особо тяжких преступлений не только дестабилизирует социально-экономическую обстановку в стране, но и несет потенциальную угрозу для жизни и здоровья граждан.

С объективной стороны ответственность за данное преступление дифференцируется в зависимости от характера и степени участия конкретного лица в совершении деяния и выражается: во-первых, в создании преступного сообщества (организации), а равно в создании объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп; во-вторых в руководстве таким сообществом (организацией) или входящими в него структурными подразделениями; в-третьих, в участии в преступном сообществе (преступной организации); в-четвертых, в участии в объединении организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп.

Создание преступного сообщества (организации) выражается в определении направлений деятельности преступного сообщества, в разработке структуры, материальном обеспечении преступной деятельности, вербовке членов и т.п. Особенностью создания объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп является то обстоятельство, что оно создается для координации действий различных групп в едином направлении. В состав такого объединения могут входить неформальные лидеры, преступные авторитеты и т.п. Объединение может быть как постоянным, так и эпизодически собирать своих членов.

Однако, как показывает практика, применение данных норм оказалось низко результативным. Это объясняется несовершенством законодательных положений, нечеткостью формулировок, в связи с чем возникают трудности в их толковании в процессе правоприменения. Вызывает также сомнения соразмерность наказаний, установленных в санкции статьи 210 УК РФ, ее степени общественной опасности.

По этой причине в научной литературе появилось множество толкований основных положений указанной нормы. Для решения разногласий Верховный Суд РФ принял постановление с разъяснением положений статей 35 и 210 УК РФ[4]. Исходя из содержания, законодатель полностью отождествляет понятия «преступное сообщество» и «преступная организация». Следовательно (как поясняется в постановлении Верховного Суда РФ), и преступное сообщество, и преступная организация выражаются в двух формах: 1)в форме структурированной организованной группы и 2)в форме объединения организованных групп под единым руководством.

В данном случае такой подход к разъяснению понятий указывает на смысловое различие между ними. Наделение одинаковым содержани­ем двух различных понятий – «преступное сообщество» и «преступная организация», безусловно, не является образцом зако­нодательной техники, однако, по замыслу законодателя, они должны пониматься правоприменителями как тождественные[2].

Термин «организация» определяется как группа людей, объединенных общей программой и целью на основе определенных правил и процедур. Указанная трактовка приводит к убеждению, что и преступная организация подпадает под данное понятие. Следовательно, «преступная организация»- это «структурированная организованная группа», которая законодателем не предусмотрена как отдельное понятие. В свою очередь, преступное сообщество имеет совсем другую сущность. Понятие «преступное сообщество» совпадает со второй формой соучастия- «объединение организованных групп».

Преступная организация — объединение лиц либо организованных групп для совместной преступной деятельности с распределением между участниками функций: по созданию организации; руководству ею; иным формам обеспечения создания и функционирования преступной организации.

Преступное сообщество — объединение организаторов, или руководителей, или других представителей преступных организаций, организованных групп, или иных лиц для совместной разработки либо реализации мер по координации, поддержанию и развитию преступной деятельности или по созданию благоприятных условий для преступной деятельности и лиц, участвующих в ней.

Данное разграничение понятий имеет большое значение для оценки общественной опасности деяний и назначения меры наказания участникам каждого из этих формирований.

Актуальность рассматриваемой про­блематики говорит  об очевидной необходимости в фундаментальных научных исследованиях, не только направленных на оптимизацию действующих норматив­ных установлений, но и определяющих новые концепции уголовной политики противодействия наиболее развитым фор­мам совместной преступной деятельности.

Для обеспечения эффективности уголовно-правовой нормы, регулирующей ответственность за создание преступного сообщества, необходимо расширить рамки данного понятия с учетом новых тенденций в формировании структур организованной преступности и их трансформации от иерархических к сетевым формам. В этих целях можно предложить следующее (рабочее) определение: преступное сообщество — это объединение организованных групп или структурированная организованная группа в составе нескольких лиц (не менее трех), которые объединились по иерархическому принципу (под единым руководством) либо по сетевому принципу (на основе комплементарности) с целью занятия преступной деятельностью.

Выводы и полученные результаты

Социальные системы в настоящее время имеют тенденцию к структурной перестройке от иерархической формы организации к сетевой. Преступность, представляющая собой одну из негативных подсистем общества, развивается одновременно с ним, приспосабливая свои структурные характеристики к инновационным процессам, происходящим в обществе. Это

выражается в стихийной перестройке структур организованной преступности и в переходе от иерархических форм к сетевым, получившим наибольшее распространение в террористической и киберпреступности.

Уголовно-правовые меры противодействия преступности нуждаются в разработке новых понятий, соответствующих изменениям в способах формирования организованных групп и сообществ. Научные проблемы, поднятые в настоящей статье, требуют дальнейшего углубленного исследования, так как сетевые преступные организации (сообщества), стихийно формирующиеся в криминальной среде, еще не были предметом глубокого научного исследования. Назрела необходимость в широкомасштабных исследованиях вопросов трансформации преступных сообществ с использованием статистических и иных материалов и с созданием категориального аппарата, соответствующего современному состоянию организованной преступности в глобальном мире.

 

Список литературы:
1. Комиссаров В.С., Кузнецов А.П., Сучков Ю.И. Ответственность за деяния, совершаемые преступным сообществом (преступной организацией): проблемы и пути разрешения // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. акад. МВД России. -2021. - № 1 (14). - С. 194-200.
2. Петров С. В.  Преступное сообщество и преступная организация: вопросы соотношения//Юридическая наука и правоохранительная практика. -2020.- № 4 (38). -С.73-76.
3. Прозументов Л. М. Вопросы квалификации по статье 210 УК РФ, обусловленные особенностями субъекта//Вестник Омского университета. Серия «Право». -2016. - № 1 (38).- С. 181–184.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. № 12 “О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)”//Бюллетень Верховного Суда РФ.-2010.- №8.