Статья:

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

Конференция: LXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Международное право

Выходные данные
Мамедова В.Я. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 7(66). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

Мамедова Вафа Якубали кызы
доктор философии по праву, старший научный сотрудник Института Права и Прав Человека, Азербайджан, г. Баку

 

Аннотация. В данной статье проводится обзор различных международно-правовых документов, направленных на противодействие коррупции. В указанном контексте рассматривается деятельность различных организаций международного и регионального уровня, таких как ООН, ЕС, СЕ, СНГ и др. В хронологической последовательности приводятся важнейшие международно-правовые документы обязательного и декларативного характера, принятые в рамках данных организаций. Автор кратко характеризует содержание и основные положения рассматриваемых документов.

 

Ключевые слова: коррупции; международное право; борьба против коррупции; противодействие коррупции; антикоррупционные международные документы.

 

Коррупция является одной из актуальных глобальных проблем современности. Ее разрушительный эффект оказывает негативное влияние на демократические институты, замедляет экономическое развитие и способствует нестабильности правительства и системы общества. Учитывая разрушительные эффекты коррупции и сложность противодействия международным схемам на национальном уровне, государства усиливают сотрудничество против данного негативного явления, основу которого составляют различные международно-правовые документы [6], а также документы регионального уровня.

Одной из основных платформ международной кооперации между странами является ООН. В первую очередь внимание было уделено чиновничеству. Так, в 1979 году в рамках ООН был принят «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» и лишь спустя 10 лет (в 1989 году) были приняты «Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка». На международном уровне процесс разработки соответствующего юридически обязывающего документа занял долгие годы. «Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях» была принята в 1996 году. Декларация от 1996 г. отразила элементы, входящие в понятие «взяточничество», основополагающие правовые принципы каждого государства (с учетом конституции и соблюдением национальных законов и процедур) по противодействию коррупции. Лишь в 2000 году была принята «Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности» (вступила в силу в 2003 г.), а «Конвенция ООН против коррупции» была принята в 2003 году [1-3]. В Конвенции от 2000 г. содержится широкая терминологическая база, раскрывающая такие понятия как организованная преступная группа, имущество, конфискация и т.д. На данный момент Конвенция ООН от 2003 года является первым обязательным, наиболее полным международным соглашением в сфере борьбы с коррупцией. Принятие и ратификация этой конвенции обязывает страны модифицировать внутреннее законодательство, вводя уголовную ответственность за преступления, отраженные в положениях Конвенции.

Еще одной структурой международного характера, принявшей значимый документ в данном направлении, является Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Так, в 1997 году в рамках ОЭСР была принята «Конвенция о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций» (часто именуемая также как «Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок»).

Всемирный Банк (ВБ) также, начиная с середины 90-х гг. начал проявлять активное участие в вопросах борьбы против коррупции. Так, в качестве независимого следственного подразделения в рамках ВБ в 2001 году был учрежден «Департамент по борьбе с коррупцией, мошенничеством и корпоративными нарушениями». В 2007 году со стороны Группы ВБ совместно с ООН была запущена «Инициатива по возвращению похищенных активов (СтАР)». Основной целью которой является работа по предупреждению отмывания доходов от коррупции и по содействию более систематическому и своевременному возвращению похищенных активов. В 2010 году пять многосторонних банков развития (МБР) подписали «Соглашение о взаимном исполнении решений о санкциях», которое направлено на унификацию мер, предпринимаемых в случае обнаружения факта хищения.

В контексте противодействия коррупции на международном уровне также уместно отметить Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Так, в ее рамках еще в 1979 году было подписано первое соглашение, регулирующее сферу правительственных закупок, которое в течение последующих лет обновлялось и дополнялось. Так, в 2012 году было принято «Соглашение о государственных закупках», которое охватывает вопросы приобретения не только товаров и услуг, но и выполнения различных работ, имеющих государственный подряд, а также касающихся оказания услуг в направлении общественного пользования с целью обеспечения условий открытости и обеспечения прозрачности в контексте снабжения в рамках международного сотрудничества. Существенным же отличием данного документа стало выделение электронных торгов, как отдельного способа совершения государственных закупок.

Документы, принятые в рамках ВТО, играют значительную роль в контексте борьбы против коррупции не только на международном, но и на национальном уровне. Указанное соглашение ВТО от 2012 года стал важным инструментом в контексте обеспечения справедливой конкуренции в условиях рыночной экономики. Основополагающими принципами Соглашения являются недискриминация и прозрачность. Так, оно требует, чтобы стороны предоставляли товарам, услугам и поставщикам режим «не менее благоприятный», чем тот, который предоставляется их отечественным товарам, услугам и поставщикам, т.е. стороны не могут отдавать предпочтение отечественным товарам, услугам или поставщикам. А также, каждая сторона обязана публиковать информацию о своей системе закупок, включая применимые законы, постановления и судебные решения, в официально назначенном носителе, который широко распространяется и доступен для общественности. Стороны также обязаны собирать и сообщать статистические данные о контрактах, охватываемых соглашением. По запросу любой другой стороны она должна предоставить любую информацию, необходимую для определения того, была ли закупка проведена честно и в соответствии с соглашением [8].

Значительный пласт документов антикоррупционного характера имеет региональный характер и был принят со стороны различных организаций, таких как Совет Европы (СЕ), СНГ, Организация Американских Государств (ОАГ), Шанхайская организация сотрудничества и т.д. Например, в 1994 году на 19-й конференции министров юстиции стран европейского региона, состоявшейся в г. Ла-Валлетта, Мальта, было отмечено, что коррупционные явления представляют угрозу для прав человека и демократии, поэтому прозвучал призыв к реагированию на данную угрозу. В соответствии с данными рекомендациями Комитетом министров СЕ в сентябре 1994 г. была создана Междисциплинарная группа по проблемам коррупции (MAC), которая была призвана изучить различные меры, способные оказать положительное влияние на борьбу против коррупции, и включены в международную программу действий в этом контексте. Данная группа разработала Программу действий по борьбе с коррупцией, которая в 1996 г. была одобрена Комитетом министров. 6 ноября 1997 г. в ходе 101-й сессии Комитетом министров была принята Резолюция (97) 24 о руководящих принципах борьбы с коррупцией на общеевропейском пространстве. Конвенция СЕ об уголовной ответственности за коррупцию [4] была принята 27 января 1999 г. в Страсбурге и на сегодняшний день она подписана большинством стран - членов организации. Конвенция СЕ о гражданско-правовой ответственности за коррупцию была принята 9 сентября 1999 г. [7; 6, с.80] и стала первым документом, ставящим задачу обобщения международных норм в области гражданского права и коррупции. Данный документ охарактеризовал гражданско-правовые меры компенсации ущерба, возникающего в результате актов коррупции. Мониторинг выполнения обязательств стран, присоединившихся к Конвенции, осуществляется группой ГРЕКО. Присоединение к этой Конвенции доступно для стран-членом ЕС. СЕ, а также стран, не являющихся членами, которые приняли участие при ее подготовке. Модельный кодекс поведения для государственных служащих был принят Комитетом Министров СЕ 11 мая 2000 г.

В рамках Европейского Союза (ЕС) Конвенция о защите финансовых интересов Европейского сообщества была принята в 1995 году. Прилагаемые к данной Конвенции Протоколы, также как и сам текст документа отражают положения, касающиеся коррупции, мошенничества и отмывания денег, а также понятий их характеризующих. Конвенция «О борьбе против коррупции среди функционеров Европейского сообщества и функционеров стран - участниц ЕС», принятая в 1997 году, была подписана на базе Маастрихтских соглашений. Основной ее целью стало укрепление мер в отношении антикоррупционной политики и усиление в этом направлении межправительственного сотрудничества.

Подытожив выше отмеченное, отметим важность международного сотрудничества как одну из основных предпосылок для осуществления борьбы против коррупции, которая базируется на сотрудничестве правоохранительных органов в процессуальной и криминалистической областях. Эти предпосылки были обеспечены созданием и деятельностью Интерпола и Европола, а также принятием многочисленных документов о сотрудничестве между странами.

 

Список литературы:
1. Камынин, И. Конвенция ООН против коррупции: новые контуры международного сотрудничества // Российская юстиция, - 2004. № 4, - с. 101-111.
2. Конвенция ООН против коррупции // принята 31 октября 2003 года. – Нью-Йорк: ООН, - 2003. – 52 с.
3. Конвенция «О борьбе против коррупции среди функционеров Европейского Сообщества и функционеров стран - участниц Европейского союза»: [Электронный ресурс] / Российская ассоциация правовой информации ГАРАНТ. - 1997. URL: https://base.garant.ru/70558260/#friends  
4. Конвенция «Об уголовной ответственности за коррупцию» // была принята 27 января 1999 года. – Страсбург: Совет Европы, - 1999. – 15 с.
5. Модельный закон Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ «О борьбе с коррупцией» // принят на тринадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление N 13-4 от 3 апреля 1999 года). - Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, N 21, - 1999.
6. Номоконов, В.А. Коррупция в мире и международная стратегия борьбы с ней. – Владивосток: 2004. - 200 с.
7. Civil Law Convention on Corruption (ETS No. 174): [Electronic resource] / Council of Europe, - 1999. URL: https://www.coe.int/en/web/conventions/full-list?module=treaty-detail&treatynum=174