Статья:

К вопросу о возможности существования стадии покушения при совершении разбоя

Конференция: XLVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право

Выходные данные
Гиоргидзе А.Б. К вопросу о возможности существования стадии покушения при совершении разбоя // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XLVII междунар. науч.-практ. конф. — № 12(47). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 82-85.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о возможности существования стадии покушения при совершении разбоя

Гиоргидзе Александр Бондович
доктор права, ассоцированный профессор, Кавказский Международный Университет, Грузия, г. Тбилиси

 

TO THE ISSUE OF POSSIBILITY THE STAGE OF ATTEMPT AT THE TIME OF COMMIT ROBBERY

 

Alexander Giorgidze

PhD in Law,  Associate Professor Caucasus International University, Georgia, Tbilisi

 

Аннотация. В статье вопреки господствующему мнению в науке и практике уголовного права Грузии рассматривается возможность существования стадии покушения при совершении разбоя. Автор пытается обосновать возможность стадии покушения при разбое, изходя из правильного толкования видов покушения и приводя соответствующие примеры.

Abstract. In the article contrary to prevailing opinion in the science and practice of Georgian criminal law, author discuss the issue of possibility the stage of attempt to crime at the time of commit robbery.  The author tries to argue  the stage of attempt to crime at the time of commit robbery, proceeding from the correct interpretation of the types of attempt and giving relevant examples. 

 

Ключевые слова: разбой; покушение на преступление; стадия покушения; виды покушения.

Keywords: robbery; attempt to crime; stage of attempt; types of attempt.  

 

Согласно статье 179 УК Грузии: ,,Разбой, то есть нападение в целях противоправного присвоения чужой движимой вещи, совершенное с применением насилия опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия”. Исходя из законодательного определения разбоя, в науке и практике уголовного права стало господствующим мнение, согласно которому разбой является оконченным преступлением в момент совершения нападения с применением насилия, либо угрозы применения насилия опасного для жизни или здоровья, несмотря на то, достиг ли нападавший цели, то есть смог ли завладеть движимой вещью. Поскольку разбой является преступлением с формальным (усеченным) составом и считается оконченным в момент совершения деяния, поэтому господствует мнение, что  при совершении разбоя не может иметь место стадия покушения, поскольку на стадии покушения разбой является оконченным преступлением [1, с. 493].

Согласно ст. 19 УК Грузии: ,,Покушением на преступление признается умышленное деяние лица, которое непосредстенно хотя и было направлено на совершение преступления, но преступление не было доведено до конца”. Но тут необходимо обратить внимание на то, что само покушение в доктрине уголовного права делится на два вида − оконченное и неоконченное покушение. Покушение признается оконченным если преступник полностью осуществил все признаки объективной стороны состава преступления предусмотренного уголовным законом, минус последствие преступления [2, с. 308]. При  неоконченном покушении преступник совершает только лишь часть объективной стороны состава преступления, а не полностью всю объективную сторону состава преступления предусмотренного уголовным законом. Например, А. с целью убийства направил ружье на Б., но не успел нажать на курок, потому что ему помешал В., выхвативший у него ружье. Во втором случае А. выстрелил из ружья в Б., и попал в него, но своевременное оказание Б. медицинской помощи спасло ему жизнь. В первом случае, мы имеем дело с неоконченным покушением, а во втором с оконченным, поскольку во втором случае, А. полностью осуществил все признаки объективной стороны состава убийства предусмотренного уголовным законом.

Деление покушения на оконченное и неоконченное имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, поскольку дает возможность выделить в формальных (усеченных) составах стадию покушения, в том числе в составе разбоя можно выделить вид неоконченного покушения. Например, А. с целью завладения движимой вещи подкрался к  Б., чтобы ударить и оглушить его  большой палкой, но в этот момент В. остановил его выхватив у него из руки палку. Другой пример, А. вошел в микрофинансовое учреждение с целью разбойного нападения. Находясь в здании он направился к кассе и взялся за оружие, которое у него было в кармане, но не успел достать его и совершить нападение, поскольку охранник заметил и задержал его. Эти случаи нельзя квалифицировать как оконченный разбой, поскольку  опасное для жизни покушение не было завершено, оно было только в стадии начала. Квалификацию этих случаев как приготовление к разбою, также нельзя считать правильным.  

Согласно ст. 18 УК. Грузии: ,,Приготовлением к преступлению признается умышленное создание условий для совершения преступления”. Как известно, одним из основных признаков разграничения приготовления к преступлению от покушения является то, что при приготовлении к преступлению происходит только создание условии для совершения преступления, которое во времени и пространстве настолько далеко от последствия, что не может быть непоследственно реализовано в последствии. Иными словами, приготовление заканчивается и покушение начинается тогда, когда преступник совершает во времени и пространстве к последствию близкое деяние, которое непоследственно может повлечь за собой последствие преступления. Также на стадии покушения преступник переходит к началу совершения какого-либо признака объективной стороны состава преступления [3, с. 374]. В наших примерах, действие преступника когда он подкрался к жертве, чтобы ударить его палкой, а затем завладеть вещью, или когда он вошел в здание и направился к кассе, настолько близко во времени и пространстве к последствию, что может непосредстенно в нем реализоватся. Поэтому эти действия, и подобные им другие деяния нельзя оценить как приготовление к преступлению. Но эти действия также нельзя оценить, как законченное преступление, поскольку нападение с применением насилия опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения такого насилия не имело место. Если бы преступник ударил жертву палкой, или пригрозил что ударит и причинит его здоровью вред с целью завладения вещи, или выхватил оружие из кармана, то естественно такое деяние можно оценить как оконченное разбойное нападение, поскольку в этих случаях преступник осуществляет объективную сторону состава разбоя. К сожалению, во время ознакомления с судебной практикой по уголовным делам о разбоях, нам не удалось найти ни одного прецедента квалификации покушения  на разбой.

Исходя из вышесказанного в заключении следует отметить, что при разбое может иметь место стадия покушения, но лишь только неоконченного, поскольку если покушение оконченно, то разбой является оконченным преступлением. К сожалению, в теории и практике уголовного права Грузии такой подход не пользуется поддержкой, поскольку по инерции до сегодняшнего дня считается общепризнанным, что при разбое не может иметь место стадия покушения. 

Нами был проведен опрос 12 прокуроров и 7 судей по поводу возможности существования покушения на разбой, а также были ли в их практике случаи подобной квалиикации. Все прокуроры единогласно ответили, что покушение на разбой невозможно из-за законодательной конструкции состава разбоя и в их практике подобной квалификации не было. Аналогичнымы были ответы судей. Приведенные нами примеры  9 прокуроров квалифицировали, как оконченный разбой, три прокурора, как приготовление к разбою. Из судей лишь один ответил, что подобные случаи теоретически можно калифицировать как покушение на разбой, но практически такая квалификация не будет поддержана. Остальные ответили что, подобные случаи на практике будут квалифицированы, как оконченное преступление. Несмотря на то, что в доктрине уголовного права давно не отрицается возможность существования стадии покушения в формальных составах [4, с.153], эта правильная позиция до сих пор не находит соответствующего толкования и применения на практике.  

 

Список литературы:
1. Особенная часть уголоного права. Учебник / Под. ред. Г. Мамулашвили, Н. Тодуа. − Тбилиси:,,Меридиани”, 2019 (на грузинском языке) – 847 с.
2. Турава М. Уголовное право. Обзор общей части. − Девятое издание. − Тбилиси:, Меридиани”, 2013 (на грузинском языке) – 545 с.
3. Общая часть уголовного права. Учебник // Под. ред. Г. Начкебия, Н. Тодуа.− Тбилиси: Изд-во ,,Меридиани”, 2019 (на грузинском языке) – 783 с.
4. Церетели Т. Приготовление к преступлению и покушение на преступление. − Тбилиси: Издательсто Академии Наук ГССР, 1961 (на грузинском языке) − 246 с.
5. Уголовный кодекс Грузии, 1999 [Электронный ресурс]. − Режим доступа:  www.matsne.gov.ge (дата обращения 24.11.2020)