Статья:

НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ: ПОНЯТИЕ, ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ

Конференция: LXXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Выходные данные
Андрей Т. НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ: ПОНЯТИЕ, ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(87). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ: ПОНЯТИЕ, ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ

Андрей Т
слушатель Санкт-Петербургского университета МВД России, РФ, г. Красноярск

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением термина «Нормативный правовой акт», охарактеризована его природа как источника (формы) права, как акта документа, а также его сущность, как одного из основных источников права в современном Российском государстве. Рассматриваются вопросы издания нормативных правовых актов в Российской Федерации в современных реалиях.

 

Ключевые слова: правовая норма, нормативный правовой акт, источник права, документ.

 

Современная наука и практика предлагает различные дефиниции нормативного правового акта:

Нормативный правовой акт - это официальный письменный документ, принятый и изданный в форме определенной соответствующим правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.[1].

Учёный - теоретик С.С. Алексеев, в своем труде определил «нормативный правовой акт как письменный официальный документ установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его

компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, то есть общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение». [2, С360].

В свою очередь профессор А.Ф. Черданцев рассматривает нормативный правовой акт - как официальный документ управомоченного субъекта, содержащий нормы права, обязательные для неопределенного числа лиц. [3, С429]

Дав определение нормативному правовому акту, нельзя не упомянуть признаки его характеризующие, которыми в совокупности можно считать:

-деятельность нормативного правового акта направлена на регулирование отношений в социуме и во всех сферах его жизни.

-нормативный правовой акт разрабатывается и принимается в результате процесса правотворчества соответствующими органами законодательной власти.

-нормативный правовой акт имеет официальный характер и строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу.

В Российской Федерации нормативные правовые акты издаются в соответствии с правилами установленными постановлением правительства РФ № 1009 от 13 августа 1997 г. «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».[4], которые в свою очередь должны соответствовать требованиям приказа Министерства Юстиции РФ «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» №105 от 23 апреля 2020 года [5]. Данный приказ Министерства Юстиции рекомендует, при разработке нормативных правовых актов руководствоваться пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» [6, С32].

Положения издаваемых нормативных правовых актов не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным законам о поправках в Конституцию Российской Федерации, Федеральным Конституционным Законам, Федеральным законам Российской Федерации.

Говоря о природе нормативного правового акта ученые - правоведы приходят к выводу о ее тройственности:

  • во-первых, нормативный правовой акт служит источником права;
  • во-вторых, НПА выступает формой права;
  • в-третьих, это акт-документ

Ученый - правовед С.С. Алексеев, определяя природу, естественное предназначение нормативного акта как одной из форм выражения позитивного права, пишет: «… позитивное право призвано внести в остро сложные ситуации, характерные для общественной жизни в условиях цивилизации и обостренные классовой, политической борьбой, этническими, групповыми и иными столкновениями, личностными конфликтами, постоянные и твердые (определенные по содержанию, обеспеченные, гарантированные) нормативные начала, построенные на принципах гражданского мира, умиротворения, согласия, учета различных интересов, взаимных скоординированных уступок». [7, С221].

Многие исследователи в области теории права придерживаются мнения, что правила, не имеющие такого внешнего выражения как письменный формально определенный нормативный акт, имеющий общеобязательное значение, не могут в полной мере расцениваться как внешнее выражение права как социального общественного явления. Такие нормы имеют отдельные элементы характера источниковости, к примеру, письменное формальное закрепление. Они занимают свое определенное место в правовом пространстве государства, но они и не могут выступать формальным выражением права как социального явления. Дело в том, что такие акты не имеют свойства порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц и отношений, не могут выступать универсальным регулятором, а, следовательно, и элементом системы источников права. [8, С273].

В настоящее время, в системе российского права, основным, его легитимным источником является нормативный правовой акт, сущность которого, как одного из основных источников права сводится к тому, что он позволяет быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни, может быть относительно быстро издан, в любом объеме изменен или отменен. Нормативные правовые акты исходят из единого центра, они объединены Конституцией Российской Федерации и не должны ей противоречить. Такая их особенность позволяет направить развитие общества в целом в единое русло и с большей эффективностью установить порядок. Нормативные правовые акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание установленных в них правовых норм, поскольку являются письменным источником права. Это обеспечивает надлежащую определенность права, является одним из условий последовательного проведения начал законности, преградой для местничества. И если выражение юридических норм в обычае и прецеденте имеет казуистический и не всегда определенный характер, то в нормативном акте правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.

Во всех правовых системах под нормативным правовым актом понимается акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и содержащий нормы права. Он рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Этими признаками нормативный правовой акт отличается как от актов применения права (приложение нормы к конкретному случаю, конкретному лицу), так и от актов толкования права (разъяснение того, как нужно понимать уже действующую норму).

Нормативный правовой акт имеет определенные преимущества перед другими источниками права: государственные органы имеют большие координационные возможности для выявления общего интереса. В силу определенных правил изложения нормативный правовой акт признается лучшим способом оформления устоявшихся норм. На него можно легко ссылаться при разрешении дела, вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль за его исполнением.

Переход к нормативному регулированию посредством нормативных правовых актов осуществлялся постепенно. Вначале они применялись для регламентации тех сфер общественной жизни, которые непосредственно касались государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем действие нормативных правовых актов расширилось. Они стали использоваться и в других областях общественной жизни, становясь преобладающей формой правового регулирования.

Нормативные правовые акты, во всем многообразии являются неотъемлемой частью правовой системы современного Российского государства, служат базовой основой для всех правоприменителей.

 

Список литературы:
1. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» //Официальный Интернет-портал правовой информации.-URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения:27.03.2024).
2. Алексеев С.С. Общаяя теория права в 2-х т.Т.1 – М.; Юридическая литература, 1982. С.360.
3. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебник; . – М.; Юрайт, 1999. С. 429.
4. Постановление правительства РФ № 1009 от 13 августа 1997 г. «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» .-URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 27.03.2024).
5. Приказ Министерства Юстиции Российской Федерации от 23 апреля 2020 года №105 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» //Официальный Интернет-портал правовой информации.-URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 27.03.2024).
6. Бюллетень Верховного суда Российской Федерации №2, февраль 2019г.С.32.
7. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. – М.; Норма, 1999. С.221.
8. Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник / Под ред. Алексеева С.С. –М.: изд-Норма.2005.С..307; Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца.,- М.: Норма 2006.С.273.