НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ: ПОНЯТИЕ, ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ
Секция: Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
LXXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ: ПОНЯТИЕ, ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением термина «Нормативный правовой акт», охарактеризована его природа как источника (формы) права, как акта документа, а также его сущность, как одного из основных источников права в современном Российском государстве. Рассматриваются вопросы издания нормативных правовых актов в Российской Федерации в современных реалиях.
Ключевые слова: правовая норма, нормативный правовой акт, источник права, документ.
Современная наука и практика предлагает различные дефиниции нормативного правового акта:
Нормативный правовой акт - это официальный письменный документ, принятый и изданный в форме определенной соответствующим правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.[1].
Учёный - теоретик С.С. Алексеев, в своем труде определил «нормативный правовой акт как письменный официальный документ установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его
компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, то есть общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение». [2, С360].
В свою очередь профессор А.Ф. Черданцев рассматривает нормативный правовой акт - как официальный документ управомоченного субъекта, содержащий нормы права, обязательные для неопределенного числа лиц. [3, С429]
Дав определение нормативному правовому акту, нельзя не упомянуть признаки его характеризующие, которыми в совокупности можно считать:
-деятельность нормативного правового акта направлена на регулирование отношений в социуме и во всех сферах его жизни.
-нормативный правовой акт разрабатывается и принимается в результате процесса правотворчества соответствующими органами законодательной власти.
-нормативный правовой акт имеет официальный характер и строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу.
В Российской Федерации нормативные правовые акты издаются в соответствии с правилами установленными постановлением правительства РФ № 1009 от 13 августа 1997 г. «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».[4], которые в свою очередь должны соответствовать требованиям приказа Министерства Юстиции РФ «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» №105 от 23 апреля 2020 года [5]. Данный приказ Министерства Юстиции рекомендует, при разработке нормативных правовых актов руководствоваться пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» [6, С32].
Положения издаваемых нормативных правовых актов не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным законам о поправках в Конституцию Российской Федерации, Федеральным Конституционным Законам, Федеральным законам Российской Федерации.
Говоря о природе нормативного правового акта ученые - правоведы приходят к выводу о ее тройственности:
- во-первых, нормативный правовой акт служит источником права;
- во-вторых, НПА выступает формой права;
- в-третьих, это акт-документ
Ученый - правовед С.С. Алексеев, определяя природу, естественное предназначение нормативного акта как одной из форм выражения позитивного права, пишет: «… позитивное право призвано внести в остро сложные ситуации, характерные для общественной жизни в условиях цивилизации и обостренные классовой, политической борьбой, этническими, групповыми и иными столкновениями, личностными конфликтами, постоянные и твердые (определенные по содержанию, обеспеченные, гарантированные) нормативные начала, построенные на принципах гражданского мира, умиротворения, согласия, учета различных интересов, взаимных скоординированных уступок». [7, С221].
Многие исследователи в области теории права придерживаются мнения, что правила, не имеющие такого внешнего выражения как письменный формально определенный нормативный акт, имеющий общеобязательное значение, не могут в полной мере расцениваться как внешнее выражение права как социального общественного явления. Такие нормы имеют отдельные элементы характера источниковости, к примеру, письменное формальное закрепление. Они занимают свое определенное место в правовом пространстве государства, но они и не могут выступать формальным выражением права как социального явления. Дело в том, что такие акты не имеют свойства порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц и отношений, не могут выступать универсальным регулятором, а, следовательно, и элементом системы источников права. [8, С273].
В настоящее время, в системе российского права, основным, его легитимным источником является нормативный правовой акт, сущность которого, как одного из основных источников права сводится к тому, что он позволяет быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни, может быть относительно быстро издан, в любом объеме изменен или отменен. Нормативные правовые акты исходят из единого центра, они объединены Конституцией Российской Федерации и не должны ей противоречить. Такая их особенность позволяет направить развитие общества в целом в единое русло и с большей эффективностью установить порядок. Нормативные правовые акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание установленных в них правовых норм, поскольку являются письменным источником права. Это обеспечивает надлежащую определенность права, является одним из условий последовательного проведения начал законности, преградой для местничества. И если выражение юридических норм в обычае и прецеденте имеет казуистический и не всегда определенный характер, то в нормативном акте правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.
Во всех правовых системах под нормативным правовым актом понимается акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и содержащий нормы права. Он рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Этими признаками нормативный правовой акт отличается как от актов применения права (приложение нормы к конкретному случаю, конкретному лицу), так и от актов толкования права (разъяснение того, как нужно понимать уже действующую норму).
Нормативный правовой акт имеет определенные преимущества перед другими источниками права: государственные органы имеют большие координационные возможности для выявления общего интереса. В силу определенных правил изложения нормативный правовой акт признается лучшим способом оформления устоявшихся норм. На него можно легко ссылаться при разрешении дела, вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль за его исполнением.
Переход к нормативному регулированию посредством нормативных правовых актов осуществлялся постепенно. Вначале они применялись для регламентации тех сфер общественной жизни, которые непосредственно касались государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем действие нормативных правовых актов расширилось. Они стали использоваться и в других областях общественной жизни, становясь преобладающей формой правового регулирования.
Нормативные правовые акты, во всем многообразии являются неотъемлемой частью правовой системы современного Российского государства, служат базовой основой для всех правоприменителей.