Статья:

К вопросу о государственных гарантиях деятельности государственных гражданских служащих в РФ

Конференция: XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Административное право; административный процесс

Выходные данные
Никитина Ю.В. К вопросу о государственных гарантиях деятельности государственных гражданских служащих в РФ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(18). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 29-32.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о государственных гарантиях деятельности государственных гражданских служащих в РФ

Никитина Юлия Витальевна
студент Института права Башкирского государственного университета, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В данной статье проводится анализ государственных гарантий, которые действуют в отношении государственных гражданских служащих. Вопросы терминологической трактовки понятия «гарантии» приобретают все большую актуальность в условиях современной правовой системы Российской Федерации в связи с распространенностью служебных отношений в рамках деятельности государственных органов управления, а также за счет увеличения количества государственных гражданских служащих. Целевая направленность научной работы обусловлена необходимостью определить особенности государственных гарантий гражданским служащим на основе действующего законо­дательства, данные особенности рассматриваются в связи с необходи­мостью определения наличия или отсутствия оснований для расширения перечня таких гарантий.

 

Ключевые слова: правовой статус; государственная гарантия; орган управления; система государственной гражданской службы; государственный служащий.

 

В условиях функционирования современной системы управления, соблюдение государственных гарантий на государственной гражданской службе становится одним из основных направлений построения эффективной системы государственной службы [3, с. 90]. Проблематика гарантий государственных гражданских служащих в Российской Федерации недостаточно изучена, именно поэтому возникает значи­тельный интерес в аспекте отношения государственных гражданских служащих к гарантиям, что позволяет оценить их востребованность в условиях личностного и профессионального роста [7, с. 69].

Государственные гарантии можно определить, как основной элемент правового статуса каждого государственного гражданского служащего, который является достаточно значительным наряду с основными правами государственного гражданского служащего, а также обязанностями, ограничениями, запретами и требованиями, которые предъявляются к деятельности государственных гражданских служащих [8, с. 187].

Основные государственные гарантии государственного служащего регламентируются в положениях главы 11 Федерального закона «О государственной гражданской службе» № 79-ФЗ [10]. Система гарантий государственного гражданского служащего может быть представлена основными и дополнительными гарантиями. Основные гарантии находят свое закрепление в положениях ст. 52 указанного нормативно-правового акта, а дополнительные в положениях ст. 53 [2, с. 112].

В тоже время, помимо указанных на законодательном уровне основных гарантий законодатель предоставляет возможность расширения этой системы и предоставления иных государственных гарантий. Наиболее частое применение иных государственных гарантий встреча­ется на уровне регионов, так, в некоторых государственных органах субъектов Российской Федерации введен определенный спектр меди­цинских услуг, понесенные расходы на получение которых государ­ственным гражданским служащим, компенсируются из средств регионального бюджета [5, с. 175].

Государственные гарантии гражданским служащим имеют компен­сационный, мотивирующий и обеспечивающий характер. Наделение государственного служащего данного рода гарантиями, в первую очередь, компенсирует определенные запреты и ограничения, которые последнему приходится претерпевать в связи с осуществляемой служебной деятель­ностью, а также, система гарантий определяющим образом воздействует на эффективность выполнения служащим своих обязанностей, в то же время, государственные гарантии позволяют успешным образом реализовывать функции правовой и социальной защиты служащих, что также является немаловажным в связи с публичным характером основной деятельности данной категории граждан [7, с. 110].

Наконец, гарантии государственных гражданских служащих можно разделить на три основные группы:

1. Гарантии, которые обеспечивают государственному граждан­скому служащему исполнение служебных обязанностей (создание необходимых условий для прохождения гражданской службы, которые обеспечивают исполнение должностных обязанностей данной категории государственных служащих);

2. Государственные гарантии, которые обеспечивают материальное обеспечение государственных гражданских служащих (предоставление равных условий в аспекте оплаты труда, а также в рамках оценки результатов профессиональной деятельности в случае замещения должностей гражданской службы, предоставление права на получение в полном объеме денежного содержания государственного гражданского служащего);

3. Гарантии, имеющие социальный характер, в том числе, гарантии, которые направлены на осуществление социального и медицинского страхования служащего, направленные на восстановление рабочей силы, то есть, обеспечивающие отдых и здоровье государственного граж­данского служащего.

В настоящее время, государственные гарантии деятельности государственных гражданских служащих также распространяются на необходимость обеспечения роста профессионализма служащего, а также на создание условий для эффективного исполнения служебных обязанностей. Рост профессионализма государственного гражданского служащего достигается путем обеспечения возможности посещения семинаров, курсов, получения дополнительного образования, переквали­фикации государственных гражданских служащих. Данная гарантия в настоящий момент реализует себя не в полной мере, большое количество служащих и по настоящий момент не реализовало возможность повышения квалификации для перевода на более высокие должности или для более эффективного исполнения возложенных на них обязанностей [4, с. 65].

В то же время, недостаточно обеспечивается также и мотиви­рующий характер предоставляемых гарантий, в частности, большинство государственных гражданских служащих считает, что предоставля­емых государственных гарантий и их объема не вполне достаточно для увеличения стремления к эффективному исполнению своих обязанностей, а некоторые гарантии же в настоящий момент не относятся к реально действующим. Опрос государственных гражданских служащих показывает, что отсутствует необходимость также и введения новых государственных гарантий помимо существующих [1, с. 67]. Однако, наиболее существенными гарантиями деятельности в данном направлении могли бы стать гарантии решения жилищного вопроса, увеличение пенсионного обеспечения. На этом основании следует предположить, что в настоящее время перечень государственных гарантий является достаточным, однако объем предоставляемых гарантий и их качество должно совершенствоваться. Следовательно, в качестве основной задачи в данной области является не расширение списка гарантий, а реализация уже имеющихся в полном объеме.

 

Список литературы:
1. Волков А.М., Дугенец А.С. Административное право. М.: ИНФРА-М, 2016. 288 с.
2. Кваша А.А., Капранова Ю.В., Соколов В.А. Административная ответствен-ность: учебное пособие. М: РИОР, 2016. 212 с.
3. Кикотя В.Я. Административное право России. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 759 с.
4. Миронов А.Н. Административное право. М.: ИНФРА-М, 2014. 320 с.
5. Попов Л.Л. Административное право. М.: ИНФРА-М, 2016. 704 с.
6. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М.: ИНФРА-М, 2017. 928 с.
7. Соколов А.Ю. Административное право Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2016. 352 с.
8. Четвериков В.С. Административное право. М.: РИОР, 2016. 351 с.
9. Федеральный закон «О государственной гражданской службе» от 27.07.2004 № 79-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
10. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.