Статья:

ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ФСБ РФ

Конференция: LVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Трудовое право; право социального обеспечения

Выходные данные
Зайцев М.А. ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ФСБ РФ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LVI междунар. науч.-практ. конф. — № 9(56). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 40-47.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ФСБ РФ

Зайцев Максим Алексеевич
магистрант Тульского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Тула

 

LEGAL PROTECTION AND SOCIAL SUPPORT EMPLOYEES OF THE FSB OF THE RUSSIAN FEDERATION

 

Maxim Zaitsev

Undergraduate Tula Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA Ministry of Justice of Russia), Russia, Tula

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы правовой защиты сотрудников органов ФСБ. Анализируются актуальные вопросы правового защиты сотрудника ФСБ. Анализируются актуальные вопросы социальной защиты сотрудника ФСБ.

Abstract. This article discusses the problems of legal protection of employees of the FSB. Topical issues of legal protection of an FSB officer are analyzed. Topical issues of social protection of an FSB officer are analyzed.

 

Ключевые слова: правовой статус; права; обязанности; первичная информация.

Keywords: legal status; rights, duties; primary information.

 

Одним из основополагающих принципов государственной службы является социальная и правовая защита  государственных служащих,  в том числе и служащих органов ФСБ России.

Вопросы социальной защиты как никогда актуальны и актуальность эта выражена  в необходимости общества в эффективном обеспечении правопорядка, которая сможет гарантировать защиту, как личности и общества, так и всего государства от посягательств на их неприкосновенность.

Также социальная защита сотрудников органов охраны правопорядка является одним из условий антикоррупционной  по­литики государства (подп. «с» п. 8 Национальной стратегии противо­действия коррупции, утв. Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 [1, с. 54] п. 48 Стратегии националь­ной безопасности РФ до 2020 г., утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537) [2, c. 65]

Главной особенностью системы социальной защиты является сам субъект защиты, коим является сам сотрудник правоохранительных органов. Отражение эта особенность нашла в разных нормативных актах.

Что же касается правовой защиты, так это система мер, которая состоит в личной защите сотрудников органов от посягновения на их жизнь, имущество и  состояние здоровья, ради эффективного исполнения своих обязанностей.

Также важным аргументом для социальной и правовой защиты сотрудников органов ФСБ является их допуск к сведениям, которые составляют государственную тайну.

Частично список мер, которые являются элементами государственной защиты служащих, отражен в Федеральном законе от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [2, c. 65], применять которые стоит при угрозе жизни, здоровью и имуществу сотрудников органов безопасности.

Данный акт представляет государственную защиту в виде применяемых мер:

- безопасности, ради сохранения жизни и здоровья сотрудников органов безопасности, а также сохранения целостности имущества;

- правовой защиты, которые предполагают под собой повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество;

- социальной защиты, предусматривающих реализацию права на материальную компенсацию в случае гибели (смерти) сотрудников или вреда здоровью, повреждения или уничтожения их имущества в связи с их служебной деятельностью.

Данный нормативный акт представляет такие меры государственной защиты сотрудников, как охрана имущества и жилища, выдача оружия и специальных средств личной защиты, временное изолирование сотрудников в безопасном месте, обеспечение строгой конфиденциальности сведений о лицах, подверженных защите, изменение места работы или перевод на другую должность, изменение места проживании, замена документов, а также изменение внешнего вида.

Государственная защита является основой  эффективного и правильного исполнения сотрудниками своих полномочий. Также эффективное исполнение полномочий напрямую связано с недопущением вмешательства в деятельность со стороны лиц, которые не имеют никакого отношения к этой деятельности.

Меры государственной защиты не могли бы существовать без действенной системы штрафов и наказаний, в отношении лиц, препятствующих исполнению сотрудниками их полномочий. Под препятствованием понимается:

- оскорблениe;

- сопротивление;

- насильственные действия или угроза применения  этих действий к служащему органов ФСБ РФ.

Применение необходимых мер безопасности по отношению к лицу, нуждающемуся в данных мерах, начинается сразу после того как будет вынесено постановление о необходимости применения мер безопасности или после согласования с лицом, нуждающимся в защите. Также некоторые меры исполняют учреждения, организации и предприятия на основании постановления из органов безопасности.

Решения органов государственной безопасности, которые сделаны на основе их полномочий и компетенции, обязаны исполнять должностные лица организация и предприятий, в адрес которых было вынесено постановление о применении мер безопасности. Для исполнения данных мер безопасности в случае необходимости проводятся  оперативно-розыскные мероприятия, которые регламентируются Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Если орган безопасности уведомляется об изменении характера и степени угрозы лицу, подлежащему защите, то производятся проверочные мероприятия и по ее итогам в течение 3 дней принимается решение о необходимости применения дополнительных мер, которое закрепляется соответствующим постановлением.

Если все факторы, составляющие угрозу жизни, имуществу и здоровью лицу, находящемуся под государственной защитой, устранены, то выносится соответствующее постановление о прекращении применения мер безопасности, которые в течение 3 дней доносятся до защищаемого лица.

Комплекс мер, которые обеспечивают фактическую защиту служащего, членов его семьи и его имущества является одной из мер, применяемых для защиты сотрудников ФСБ России. В связи с этим есть и понятие косвенной защиты, суть которой состоит в выплате пострадавшему лицу компенсации. Существуют следующие меры косвенной защиты:

- государственное страхование жизни и здоровья;

- компенсация за поврежденное имущество.

Что же касается социальной защиты, так это система мер, которые осуществляются государством, частными компаниями и организациями, а так же обществом и его структурными элементами, для гарантированного обеспечения минимальных условий, необходимых для жизни и поддержания этой самой жизни нуждающихся в этом слоев населения. Например помощь многодетным семьям, инвалидам и т.д.

Систему социальной защиты на федеральных, региональных и местных уровнях составляют различные бюджетные и внебюджетные фонды.

Высшим нормативно-правовым актом, а то есть Конституцией РФ устанавливается гарантия каждому на социальное обеспечение, как одно из прав, которое принадлежит человеку с рождения и является неотчуждаемым.

Социальная защита собственных граждан является одной из важнейших обязанностей государства, для выполнения которой необходим как набор социальных услуг, смягчающих тяжелое социальное положение лица так и реализация всех механизмов социальной защиты.

Более подробно меры социальной защиты регламентируются в основном законе о ФСБ РФ.

Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»  [4, с. 65] в основу социальной защиты закладывает принцип разграниченного деления между категориями сотрудниками, которые зависят от наличия заслуг, общего стажа  и условий службы и конечно же от звания.

Весь перечень социальных гарантий и льгот делится на группы:

- социальные гарантии в области пенсионного обеспечения;

- социальные гарантии и компенсации материальных и нематериальных затрат, понесенных во время службы;

- обеспечение служебной деятельности ради более комфортного решения возложенных задач.

Стимулирующими социальными гарантиями гражданским служащим органов безопасности, законодатель предусматривает увеличение их окладов на 25%.

Трудовым кодексом РФ устанавливается система оплаты труда с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и рабочих профессий, квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также учитывая государственные гарантии по оплате труда, устанавливаются рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений [4, с 42]

Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» вводит новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений, федеральных государственных органов и гражданского персонала подразделений федеральных органов власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная служба. Оплата таких работников происходит на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений  [5, c. 32]

Законом определены правила пользования военнослужащими органов безопасности различными видами транспорта при необходимости в этом во время исполнения служебных полномочий.

Сотрудники ФСБ России, которые проходят службу в сельской местности, обладают правом на бесплатный проезд на попутном транспорте, кроме такси. Для реализации данного права необходимо предъявить служебное удостоверение. Лица, управляющие транспортом, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности обязаны безоговорочно подчиниться требованию сотрудника органов безопасности. Исключение составляет личный транспорт граждан.

Похожим по содержанию правом обладаю военнослужащие органов ФСБ России, которые обеспечивают безопасность объекта транспорта. Они имею право проезда на всех видах транспорта, в пределах территории, на которую распространяется юрисдикция территориального органа безопасности, где лицо проходит службу.

Проезд на транспорте без покупки проездного билета осуществляется в целях исполнения служебных полномочий, которые связаны с обеспечением безопасности охраняемых объектов.

Если сотруднику ФСБ России необходимо использовать личный транспорт для выполнения поставленных задач, то он обладает правом получения денежной компенсации. Порядок и условия получения этой компенсации установлены Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией»  [6, с 36.]

Служащий органов ФСБ России имеет право подать заявление в учреждение или организацию связи об установке телефона по месту жительства. Данная установка осуществляется по действующим тарифам в срок, не превышающий одного года. Тарифы на услуги связи устанавливает оператор связи самостоятельно.

Бесспорным аргументом для увольнения военнослужащего является получение травмы, ранения или контузии во время исполнения им служебных обязанностей. Для увольнения сотрудника по данной причине необходимо заключение военно-врачебной комиссии о негодности для дальнейшего прохождения службы. Увольнения не происходит в случаях когда сотрудник получил травмы, после которых возможно восстановление и продолжение несения им службы.

Охрану здоровья сотрудников ФСБ России обеспечивает создание благоприятных условий прохождения службы и мер по  устранение факторов, являющимися опасными для прохождения службы. Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Для осуществления права сотрудников органов ФСБ России на получение квалифицированной медицинской помощи в составе ведомства, а также его территориальных подразделениях,  создаются военно-медицинские учреждения, которые оказывают необходимую медицинскую помощь сотрудникам органов ФСБ России и их семьям. Сотрудникам ФСБ, которые были уволены со службы в органах безопасности, все виды услуг, включая лекарства и прочее, предоставляются в данных учреждениях бесплатно.

Приказом Минздравмедпрома России «Об оказании медицинской помощи военнослужащим и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности в учреждениях здравоохранения» устанавливается беспрепятственное оказание всех видов медицинской помощи вышеупомянутым категориям граждан в учреждениях здравоохранения в соответствии с заключенными договорами без взимания платы за дорогостоящие виды медицинской помощи согласно перечню, утвержденному Минздравмедпромом России, в последующем с обязательным проведением финансовых расчетов за оказанные медицинские услуги  [7, с 34]

Итак, правовая защита сотрудников органов ФСБ представляет собой комплекс мер, применение которых неразрывно связано со служебной деятельностью лиц, направленную на обеспечение своевременного и беспрепятственного выполнения возложенных на них задач.

Социальная защита – это меры социальной поддержки и социального обеспечения сотрудников органов ФСБ РФ и членов их семей.

Анализируя перечень всех нормативно-правовых актов и их норм, затрагивающих аспекты социальной и правовой защиты, можно сделать вывод, что сотрудник органов ФСБ Российской Федерации  в полной мере находится под государственной защитой, которая опекает его во всех аспектах его службы.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, ОТ 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398. —  Текст: электронный // КонсультантПлюс. Профиль: Юрист [Электрон. периодич. изд.]. – Москва: КонсультантПлюс, 2019. – Загл. с титул. экрана. – (дата обращения 02.11.2019). – Режим доступа : по подпискеГражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14.11.2002 г. N 138-ФЗ // Российская газета.— N 220.— 2002 г.
2. Уголовный Кодекс Российской Федерации. —  НОРМА . — М. — 2020.
3. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" // Российская газета. — 12.04.1995 г. — N 72
4. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР № 31 от 22 марта 1966г. (с изм. и доп.) «О судебной практике по делам о грабеже и разбое». – Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда СССР и РСФСР (РФ) по уголовным делам. — М. — 1995.
5. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР №11 от 5 сентября 1986 г. (с посл. изм.) «О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности». – Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда СССР (РФ) по уголовным делам. — М., 1995.
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ №5 от 25 апреля 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности». Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1995. — №7.