ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
LXXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF CONSUMER PROTECTION IN CIVIL LAW
Nikolay Nekrasov
Student, Belgorod State National Research University (NRU "BelSU"), Russia, Belgorod
Denis Ryazanov
Student, Belgorod State National Research University (NRU "BelSU"), Russia, Belgorod
Inna Peremyshlnikova
Scientific supervisor, Assistant of the Department of Civil Law and Procedure, Belgorod State National Research University (NRU "BelSU"), Russia, Belgorod
Аннотация. В статье представлен анализ проблем и перспектив развития института защиты прав потребителей в гражданском праве. Автором статьи представлены дефиниции таких понятий как институт защиты прав потребителей, права потребителя, защита прав потребителя. В качестве проблем института защиты прав потребителей затронут аспект правового регулирования прав потребителя при приобретении непродовольственных товаров надлежащего качества дистанционным способов продаж.
Abstract. The article presents an analysis of the problems and prospects of the development of the institute of consumer protection in civil law. The author of the article presents definitions of such concepts as the institution of consumer protection, consumer rights, consumer protection. As problems of the Institute of consumer protection, the aspect of legal regulation of consumer rights when purchasing non-food products of appropriate quality by remote sales methods is touched upon.
Ключевые слова: защита прав потребителей, потребитель, институт защиты прав потребителей, дистанционный способ продаж, перспективы развития, товары надлежащего качества, обмен, возврат.
Keywords: consumer protection, consumer, consumer protection institute, remote sales method, development prospects, goods of good quality, exchange, return.
На сегодняшний день гражданское законодательство Российской Федерации исходит из необходимости защиты прав и законных интересов более слабой стороны гражданских правоотношений. В качестве примера таких отношений можно назвать отношения, складывающиеся в сфере приобретения товаров, работ и услуг, стороной, которая приобретает указанные блага для личного, семейного, бытового использования. Следует также сказать о том, что для российской правовой действительности понятие «защита прав потребителей» является относительно новым, оно введено в практический оборот принятием Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» [2].
Указанный нормативный правовой акт принимался в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночной экономике. Значение правового регулирования защиты прав потребителей в условиях рыночной экономики состоит в том, что при возникновении рыночных отношений государством создаются условия для стремительного развития большого числа субъектов предпринимательской деятельности. Более того, рынок становится насыщен различными товарами, работами и услугами. Однако, при таких условиях на государство возлагается бремя осуществления большего контроль за качеством реализуемых товаров (работ, услуг), соблюдением субъектами предпринимательской деятельности требований закона в области реализации товаров (работ, услуг). В таких отношениях более всего уязвим потребитель, и поэтому он нуждается в усиленной защите государства.
Понятие института защиты прав потребителей не содержится в действующем гражданском законодательстве, однако под ним можно понимать совокупность правовых норм, направленных на обеспечение защиты прав и законных интересов гражданина-потребителя в отношениях, возникающих в процессе приобретения товаров (работ, услуг) у субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг гражданам.
Понятие гражданина как потребителя в контексте рассматриваемых отношениях является следствием политического и социально-экономического развития российского государства, в котором права и свободы человека поставлены на вершину конституционных ценностей. Потому, «права потребителей - это широкая теоретико-прикладная правовая категория, включающая в себя не только гражданско-правовые возможности неопределенного круга лиц, но и субъективные права конкретного человека, и охраняемая со стороны государства»[3, с. 235].
Что касается самого понятия защиты прав потребителей, то его можно определить как «…официально установленные законодательством России и другими нормативными документами…многочисленные правила, нормы, направленные на охрану и защиту самого уязвимого субъекта потребительских отношений – потребителя» [1, c.105].
В последние годы институт защиты прав потребителей демонстрирует динамичность своего развития, о чем свидетельствует множество изменений, направленных на ужесточение правил продажи товаров, выполнению работ, оказанию услуг гражданам. Однако при ряде положений законодательства о защите прав потребителей остаются пробельными и требуют дополнительной модернизации.
В связи с тем, что в настоящее время все большее распространение имеет практика продажи товаров дистанционным способом, предлагается проанализировать проблемы и перспективы развития института защиты прав потребителей в части регулирования дистанционного способа продажи товаров и защиты интересов потребителя в отношениях, возникающих в процессе дистанционной торговли субъектами предпринимательской деятельности.
Право покупателя отказаться от товара, приобретенного дистанционным способом, подробно регулируется в ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В данной статье речь о праве покупателя отказаться от товара, как до его передачи, так и после. Однако, обращая внимание на буквальное толкование терминов, право отказаться от товара значительно шире, чем право заменить товар. В указанной норме также закрепляется право покупателя вернуть товар надлежащего качества. Право отказаться от товара шире право на возврат товара, поскольку покупатель вправе отказаться от товара, как надлежащего качества, так и ненадлежащего. Вернуть возможно только товар надлежащего качества.
Однако многие потребители сталкиваются с проблемой обмена и возврата товаров, приобретенных дистанционным способом продажи, и являющихся непродовольственными и надлежащего качества.
Прежде всего, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 предусмотрен Перечень товаров надлежащего качества, которые потребитель не может обменять [4].
Практика большинства апелляционных и кассационных судов не признает право потребителей на возврат или замену товара, входящих в Перечень, даже если потребителем использовался дистанционным способ приобретения. Кроме того, правило, предусматривающее запрет на обмен и возврат товаров, входящих в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, является специальной нормой по отношению к правилам продаж товаров дистанционным способом, установленных ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Суды первой инстанции в большинстве случаев признают право покупателей, приобретших товар дистанционным способом, на замену товара, обосновывая тем, что положения ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» не устанавливают никаких ограничений прав покупателей, приобретших товар дистанционным способом, вернуть товар надлежащего качества, даже если такой товар входит в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену.
Верховный Суд Российской Федерации конкретизирует, что при рассмотрении судами вопроса о правомерности покупателями вернуть товары надлежащего качества, должны быть оценены юридически значимые обстоятельства, а именно такие как «соблюдение покупателем установленных законом сроков отказа от товара, обеспечение продавцу возможности проверить возвращаемый товар на предмет сохранности его товарного вида, потребительских свойств, в том числе его количества (объема), а также совершение действий по передаче данного товара продавцу» [6].
Более того, иные правоприменительные решения российских судов демонстрируют, что при продаже товаров дистанционным способом потребителья может воспользоваться правом на возврат товара в случае, если ему была предоставлена информация о порядке и сроках возврата товаров, приобретенных дистанционных способом продаж. Между тем, при таких отношениях защищаются и интересы самого продавца. В частности, судебная практика гласит о том, что, в тех случаях, когда продавец пропускает срок возврата товара, приобретенного дистанционным способом, однако ссылается на то, что ему не была предоставлена информация о порядке и сроках возврата, то он должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается. Иначе говоря, при указанных обстоятельствах именно на продавце лежит обязанность доказать, что ему не была предоставлена информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества [5].
Мы полагаем, что способ приобретения товара не может повлиять на существо ограничения прав покупателей обменивать непродовольственные товары надлежащего качества, входящие в установленный Правительством Российской Федерации Перечень. Один и тот же продавец может реализовать товары как непосредственно, так и дистанционным способом. Однако, от способа приобретения товара покупателем не меняются потребительские свойства непродовольственных товаров надлежащего качества, предусмотренных Перечнем. На наш взгляд, норма, устанавливающая запрет обменивать непродовольственные товары надлежащего качества, включенные в Перечень Правительства Российской Федерации, носит императивный характер, и является специальной по отношению ко всем иным нормам, закрепляющим права покупателей обменивать товар надлежащего качества вне зависимости от способа его приобретения.
Таким образом, представленный анализ проблемы настоящей статьи демонстрирует, что на сегодняшний день в условиях стремительного развития общественных отношений, появления новых способов торговли, в том числе популяризации среди населения приобретения товаров, реализуемых дистанционным способом продаж, законодателем должны быть усилены положения, регламентирующие особенности продажи товаров дистанционным способом и защиты прав потребителя и продавца в таких отношениях. Рассматривая перспективы развития института защиты прав потребителей, следует сказать о том, что комментируемый институт не теряет своей востребованности. Более того, современные условия развития отношений между потребителя и продавцами демонстрирует нам необходимость совершенствования ряда положений института защиты прав потребителей, обеспечивающих правовую регламентацию отношений, возникающих между участниками таких отношений по поводу продажи дистанционным способом.