ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Секция: Информационное право

XCIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
FORMATION AND DEVELOPMENT OF A CULTURE OF INFORMATION SECURITY FOR MINORS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Anastasia Bredikhina
Student, Rostov Institute (branch) All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Russia, Rostov-on-Don
Elena Voropaeva
Teacher, Rostov Institute (branch) All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. Статья посвящена исследованию процесса формирования и развития культуры информационной безопасности несовершеннолетних в Российской Федерации. Рассмотрены основные этапы становления системы защиты детей от угроз в цифровой среде, а также современные вызовы, связанные с использованием интернета и цифровых технологий. Особое внимание уделено роли государства, образовательных учреждений и семьи в формировании культуры информационной безопасности. Предложены рекомендации по совершенствованию мер защиты несовершеннолетних в цифровом пространстве.
Abstract. The article is devoted to the study of the process of formation and development of the information security culture of minors in the Russian Federation. The main stages of the formation of the system of protection of children from threats in the digital environment, as well as modern challenges associated with the use of the Internet and digital technologies are considered. Particular attention is paid to the role of the state, educational institutions and family in the formation of the information security culture. Recommendations are proposed for improving measures to protect minors in the digital space.
Ключевые слова: информационная безопасность, цифровая грамотность, культура информационной безопасности, несовершеннолетние, кибербезопасность.
Keywords: information security, digital literacy, information security culture, minors, cybersecurity.
С развитием цифровых технологий и широким распространением интернета вопросы информационной безопасности несовершеннолетних становятся всё более актуальными. Дети и подростки активно используют интернет для обучения, общения и развлечения, однако цифровая среда таит в себе множество угроз, таких как кибербуллинг, мошенничество, доступ к нежелательному контенту и другие. Формирование культуры информационной безопасности несовершеннолетних является важной задачей для государства, образовательных учреждений и семьи.
По мнению кандидата юридических наук Сустиной Т.И. культура информационной безопасности — это совокупность знаний, навыков и установок, которые позволяют пользователям безопасно взаимодействовать с цифровой средой. Для несовершеннолетних это особенно важно, так как они являются одной из наиболее уязвимых групп пользователей интернета. Актуальность проблемы обусловлена следующими факторами: рост числа интернет-пользователей среди детей и подростков; увеличение количества киберпреступлений, направленных против несовершеннолетних; недостаточная осведомлённость детей и родителей о рисках в цифровой среде [8, С. 14].
Согласно исследованию "Дети России в цифровом пространстве" (2022), более 90% детей в возрасте от 6 до 17 лет регулярно используют интернет, при этом 40% из них сталкивались с кибербуллингом или другими формами онлайн-агрессии [11, С. 169].
Формирование культуры информационной безопасности несовершеннолетних в России можно разделить на несколько этапов:
Начальный этап (2000-е годы): в этот период началось активное распространение интернета в России, однако меры по защите детей в цифровой среде были недостаточно развиты. Основное внимание уделялось техническим аспектам, таким как фильтрация контента. Примером ранних мер стало создание "белых списков" сайтов, доступных для детей в школах и библиотеках. Однако эти меры были недостаточно эффективными из-за быстрого развития интернета и появления новых угроз.
Развитие законодательной базы (2010-е годы): в 2010-х годах в России начали приниматься законы, направленные на защиту детей в интернете. Например, в 2012 году был принят Федеральный закон № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Этот закон установил возрастные категории контента и обязал провайдеров ограничивать доступ к нежелательным материалам [10]. Также в этот период были запущены образовательные программы, направленные на повышение цифровой грамотности. Например, проект "Сетевичок" стал одной из первых инициатив, направленных на обучение детей основам безопасного поведения в интернете [12].
Современный этап (2020-е годы): сегодня в России активно развиваются программы по формированию культуры информационной безопасности. К ним относятся: образовательные проекты, такие как "Урок цифры" и "Безопасный интернет"; сотрудничество с IT-компаниями для разработки инструментов родительского контроля; проведение информационных кампаний для родителей и педагогов. Например, в 2021 году Министерство цифрового развития запустило программу "Цифровая грамотность", которая включает курсы для детей, родителей и учителей [3].
Несмотря на принимаемые меры, проблема информационной безопасности несовершеннолетних остаётся актуальной. Одной из основных проблем в современном мире является травля в интернете, которая может привести к серьёзным психологическим последствиям. Согласно исследованию "Лаборатории Касперского" проведенного в 2023 году, 45% российских школьников сталкивались с кибербуллингом, при этом только 20% из них обращались за помощью [2]. Примером может служить случай в одной из московских школ, где ученик стал жертвой травли в социальных сетях, что привело к его уходу из школы и длительной психологической реабилитации.
Порнография, пропаганда насилия и экстремизма остаются серьёзной угрозой. Несмотря на фильтрацию контента, дети могут случайно или намеренно получить доступ к таким материалам. Например, в 2022 году было зафиксировано более 500 случаев, когда дети получали доступ к экстремистским материалам через социальные сети [4].
Фишинг, кража личных данных и денежных средств. В 2022 году было зарегистрировано более 10 000 случаев мошенничества с участием несовершеннолетних. Примером может служить случай, когда подросток стал жертвой фишинговой атаки, потеряв доступ к своим социальным сетям и электронной почте.
Кандидат юридических наук Бабанина Д.В., указывает, что не стоит забывать о чрезмерном использовании гаджетов, которое может негативно сказаться на здоровье и развитии детей [1, С. 9]. По данным ВОЗ, более 30% детей в России проводят в интернете более 4 часов в день.
Для успешного формирования культуры информационной безопасности необходимо взаимодействие всех заинтересованных сторон, в первую очередь государства, которое обязано разрабатывать и совершенствовать законодательство, финансировать образовательные программы, а также сотрудничать с IT-компаниями для создания безопасной цифровой среды.
Примером успешной государственной инициативы является создание Единого реестра запрещённых сайтов, который позволяет оперативно блокировать опасный контент.
Следующим не менее важным агентом в формировании культуры информационной безопасности по мнению кандидата юридических наук Туркулец В.А. являются образовательные учреждения, которые должны внедрять курсы по цифровой грамотности, ввести проведение тренингов и семинаров для учащихся и педагогов, создавать школьные программы по кибербезопасности [9, С. 17]. Например, в рамках проекта "Урок цифры" школьники изучают основы кибербезопасности в игровой форме [5, С. 221].
Семья также имеет очень важную роль, в первую очередь это обучение детей основам безопасного поведения в интернете, использование инструментов родительского контроля, регулярное обсуждение с детьми их онлайн-активности [6, С. 486].
Необходимо увеличивать уровень информационной безопасности, ведь несовершеннолетние являются одной из самых уязвимых пользователей современной сети интернет, благодаря указанным ниже мерам это становится возможным [7, С. 661].
Подводя итог, можно сделать вывод, что формирование и развитие культуры информационной безопасности несовершеннолетних в Российской Федерации требует комплексного подхода и активного участия государства, образовательных учреждений и семьи:
Расширение образовательных программ, включая в них практические занятия по кибербезопасности.
Разработка мобильных приложений и онлайн-платформ для обучения детей и родителей.
Усиление контроля за соблюдением законодательства в области защиты детей в интернете.
Проведение регулярных информационных кампаний для повышения осведомлённости о рисках в цифровой среде.
Создать национальную систему мониторинга киберугроз для детей.
Современные вызовы, такие как кибербуллинг и доступ к нежелательному контенту, требуют новых подходов и решений, которые позволят обеспечить безопасность детей в цифровой среде.
