Статья:

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Конференция: CI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Административное право; административный процесс

Выходные данные
Рыжкова Е.И. ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам CI междунар. науч.-практ. конф. — № 6(101). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Рыжкова Елена Ивановна
магистрант, Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС, РФ, г. Новосибирск

 

Аннотация. Коррупция, как массовое и системное явление, поражает различные сферы общественных отношений. Не является исключением и природопользование. В настоявшей статье осуществлен анализ министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области. Рассмотрена карта коррупционных рисков, содержащая 30 коррупционно опасных полномочий (рисков), описывающая типовые ситуации возникновения указанных рисков и предлагающая меры по их минимизации (устранению).

 

Ключевые слова: коррупция, коррекционный риск, коррупционно опасные полномочия, карта коррупционных рисков, типовая ситуация, меры по минимизации (устранению) коррупционного риска, противодействие.

 

Проблема противодействия коррупции является сегодня одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых в науке, в средствах массовой информации и в обществе в целом. Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики. В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции [1], указом Президента «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы [2], антикоррупционная политика государства предполагает реализацию разносторонних мер по устранению (или максимальной минимизации) коррупционного фактора.

Несмотря на значительные усилия в борьбе с этим явлением, коррупция в нашей стране остается серьезной угрозой для ее политической, экономической и социальной стабильности. Коррупция, как массовое и системное явление, поражает различные сферы общественных отношений. Не является исключением и природопользование. Проблема противодействия коррупции в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации является сегодня одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых в органах исполнительной власти в данной области в средствах массовой информации и в обществе в целом. Стратегией экологической безопасности до 2025 года определены способы противодействия правонарушениям в указанной сфере.

Осуществление антикоррупционной политики государства предполагает реализацию разносторонних мер по устранению (минимизации) коррупционных рисков в сфере экологии и природопользования. Поручения, закрепленные в Национальном плане противодействия коррупции, распространяются не только на федеральные органы государственной власти, но и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В связи со сказанным актуализируется необходимость проведения анализа выявления и предупреждения коррупционных рисков в деятельности министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области.  

Полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее – МПР НСО), перечисленные в положении о данном областном исполнительном органе [3], обуславливают его структуру: министерство возглавляет министр, имеющий четверых заместителей. Для реализации возложенных государством функций, в МПР НСО созданы семь управлений, в ведении которых находятся отделы.

Одно из приоритетных направлений деятельности МПР НСО – реализация мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков. В законодательстве официальная дефиниция «коррекционный риск» не закреплена. Российские правоведы А.М. Цирин, Ю.В. Трунцевский В.В. Севальнев, проведя анализ научных исследований, посвященных обозначенному вопросу, предложили такую трактовку: «Коррупционные риски – это условия, мотивирующие и открывающие возможность вступления в коррупционные отношения» [4, с. 11].

Структурным подразделением, ответственным за проведение антикоррупционной политики, является отдел правового обеспечения деятельности управления правового, кадрового и документационного обеспечения МПР НСО [5]. С целью выявления и предупреждения коррупционных рисков в деятельности министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области решением комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области утверждена Карта коррупционных рисков [6].

Первым из коррупционных рисков названо внесение на рассмотрение Губернатору Новосибирской области проектов законов Новосибирской области, постановлений и распоряжений Губернатора Новосибирской области, Правительства Новосибирской области по вопросам, относящимся к сфере ведения МПР НСО. Следует отметить, что степень этого коррупционного риска определена как низкая. В качестве меры по минимизации (устранению) обозначенного коррупционного риска указано привлечение к разработке проектов нормативных правовых актов институтов гражданского общества в формах обсуждения, создания совместных рабочих групп [7] и участия в независимой антикоррупционной экспертизе [8].

Следующий коррупционный риск в деятельности МПР НСО – разработка и реализация государственных программ Новосибирской области в установленной сфере деятельности, участие в реализации федеральных программ. Меры по минимизации (устранению) обозначенного коррупционного риска аналогичны предыдущим.

Далее в анализируемой Карте коррупционных рисков указано финансовое обеспечение деятельности МПР НСО (в рамках компетенции министерства) и осуществление полномочий распорядителя и получателя средств областного бюджета Новосибирской области, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него полномочий.

Типовыми ситуациями возникновения названного коррупционного риска указаны: необоснованное распределение финансирования, предоставление необоснованных преимуществ отдельным субъектам, несоблюдение сроков распределения финансирования; при подготовке расчетов-обоснований для планирования на предстоящие периоды финансирования мероприятий по направлениям деятельности ответственный сотрудник в целях извлечения личной выгоды по обращению заинтересованного лица завышает планируемые затраты.

Следует отметить, что степень этого коррупционного риска определена как средняя. В качестве меры по минимизации (устранению) обозначенного коррупционного риска указаны:

– использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления служебной деятельности;

– исключение единоличного принятия решения по вопросам использования/ расходования бюджетных средств;

– один раз в полугодие знакомить государственных гражданских служащих МПР НСО с ограничениями, запретами и обязанностями, установленными для государственных гражданских служащих Новосибирской области в целях противодействия коррупции;

– один раз в полугодие разъяснять государственным гражданским служащим: меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений; обязанность незамедлительно сообщать представителю нанимателя о склонении его к совершению коррупционного правонарушения и порядка такого сообщения; установленный порядок для случаев выполнения гражданским служащим иной оплачиваемой работы [9].

Отдельной строкой выделен такой коррупционный риск, как осуществление государственных закупок: планирование закупок, подготовка описания объекта закупки, обоснование начальной максимальной цены контракта, организация проведения процедур закупок, заключение государственных контрактов, приемка товаров, работ, услуг.

Ситуации, в которых может возникнуть названный коррупционный риск, достаточно многочисленны: получение взятки, получение выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав за оказание/неоказание государственной услуги, конфликт интересов, личная заинтересованность; проведение вместо аукциона конкурса для включения качественных показателей; объединение большого объема разноплановых товаров, работ, услуг в один лот.

Важно указать, что данный коррупционный риск имеет высокую степень. Для его минимизации предлагаются следующие направления:

– усиление контроля исполнения требований нормативных актов;

– один раз в полгода разъяснять государственным гражданским служащим меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений [10].

Такой коррупционный риск, как представление в судебных органах прав и законных интересов Новосибирской области, министерства, имеет место в ситуации бездействия в случаях, требующих принятия решений в соответствии со служебными обязанностями (высокая степень риска).

Коррупционный риск осуществления мероприятий по профилактике коррупции в пределах своих полномочий (средняя степень риска) может возникнуть в следующей ситуации: по результатам доклада сотрудника, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений, необходимо принять управленческое решение о проведении проверки по выявленным фактам нарушений. При этом, от сотрудника, допустившего коррупционное правонарушение, поступает предложение за вознаграждение убрать доклад «в дальний ящик стола» и решение о проверке не принимать. Меры по минимизации двух названных коррупционных рисков аналогичны мерам, предложенным для проведения закупок.

В целом, карта коррупционных рисков, содержащая 30 коррупционно опасных полномочий (рисков), описывающая типовые ситуации возникновения указанных рисков и предлагающая меры по их минимизации (устранению), выступает эффективным инструментом выявления и предупреждения коррупционных рисков в деятельности министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области.  

 

Список литературы:
1. О противодействии коррупции: Федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ: принят Гос. Думой 19 дек. 2008 г.: одобрен Советом Федерации 22 дек. 2008 г. [ред. от 08 авг. 2024 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 52 (часть I). – Ст. 6228. 
2. О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы: указ Президента РФ от 16 авг. 2021 г. № 478 [ред. от 26 июня 2023 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 34. Ст. 6170.
3. О министерстве природных ресурсов и экологии Новосибирской области: постановление Правительства Новосибирской области от 03 окт. 2017 г. № 383-п [ред. от 01 апр. 2024 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru/
4. Цирин А.М., Трунцевский Ю.В., Севальнев В.В. Оценка коррупционных рисков в федеральных органах исполнительной власти: методическое пособие. М., 2019. С. 11.
5. Об определении структурного подразделения, ответственного за проведение антикоррупционной политики: приказ министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области от 02 июля 2018 г. № 808 [ред. от 14 авг. 2020 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru/
6. Решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области: об утверждении карты коррупционных рисков (протокол от 21 нояб. 2024 г. № 9) // https://mpr.nso.ru/page/3692
7. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: Федер. закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ : принят Гос. Думой 04 июля 2014 г.; одобрен Советом Федерации 09 июля 2014 г. [ред. от 25 дек. 2023 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 30. – Ст. 4213.
8. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов : Федер. закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ : принят Гос. Думой 03 июля 2009 г.; одобрен Советом Федерации 07 июля 2009 г. [ред. от 30 сент. 2024 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 29. – Ст. 3609.
9. Об утверждении порядка предварительного уведомления представителя нанимателя о выполнении государственными гражданскими служащими министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области иной оплачиваемой работы: приказ министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области от 03 июня 2020 г. № 564 [ред. от 17 нояб. 2022 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru/
10. О порядке сообщения руководителями государственных учреждений Новосибирской области, подведомственных министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области от 29 мая 2023 г. № 647-НПА [ред. от 13 дек. 2023 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru/