Статья:

Актуальные направления по оптимизации системы административных регламентов по предоставлению государственных и муниципальных услуг

Конференция: XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Административное право; административный процесс

Выходные данные
Котова Е.С. Актуальные направления по оптимизации системы административных регламентов по предоставлению государственных и муниципальных услуг // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(23). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 33-39.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Актуальные направления по оптимизации системы административных регламентов по предоставлению государственных и муниципальных услуг

Котова Екатерина Сергеевна
Ведущий документовед Муниципального автономного учреждения Увельского муниципального района «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Челябинский государственный университет РФ, г. Челябинск

 

Аннотация. Рассматриваются актуальные направления по совер­шенствованию содержания и структуры административного регламента по предоставлению государственных и муниципальных услуг, обеспечи­вающие улучшение административного процесса в органах исполни­тельной власти. Проведен анализ действующего законодательства, требующего незамедлительного внесения изменений в документы органов исполнительной власти по административной регламентации.

 

Ключевые слова: административный регламент, государственная услуга, должностное лицо, жалоба, муниципальная услуга, оптимизация, электронное межведомственное взаимодействие.

 

Разработка административных регламентов как обязательных доку­ментов сегодня стоит на первом месте в органах местного самоуправ­ления.

При этом данная работа часто выполняется с трудом в связи с отсутствием либо недостаточностью специалистов или отдела в структуре органа местного самоуправления, ответственного за решение данного вопроса либо вопрос решается несколькими ответственными лицами, причем каждым по-разному. Иногда принятие административ­ного регламента приостанавливается до внесения изменения в положение о том или ином структурном подразделении или органе местного самоуправления.

Все это приводит к тому, что разработка административных регла­ментов в органах местного самоуправления становится проблематичной и затруднительной.

Самой большой проблемой является профессиональный уровень специалистов, осуществляющих подготовку проектов административных регламентов. Отсутствие у них навыков, опыта и знаний приводит к ошибкам при разработке документов административной регламентации [2].

Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» требует от органов исполнительной власти принятия административных регла­ментов, без которых нелегитимно предоставление государственных и муниципальных услуг населению [10].

При разработке административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг следует помнить, что услуга отличается от функции, прежде всего заявительным характером начала административных процедур по её оказанию.

При разработке административных регламентов предоставления услуг следует максимально использовать имеющиеся муниципальные правовые акты и локальную регламентацию структурных подразделений местной администрации.

Насыщение административных регламентов всеми особенностями предоставления государственных услуг является неверным направлением их совершенствования, особенно учитывая на сегодняшний день процесс развития электронного оказания услуг и расширение межведомственного электронного взаимодействия.

Ранее исследователи Конин Н.Н. и Маторина Е.И. уже указывали на необходимость перехода регламентов за рамки административного акта и на значимость приобретения ими нормативных свойств тех источников законодательства, направления которых систематизируют данные административные регламенты [4].

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ административный регламент является основным инструментом, осу­ществляющим основные требования и гарантии обеспечения прав заявителей при предоставлении соответствующих услуг. Но при этом дей­ствующие положения административных регламентов не соответствуют динамичному развитию сферы государственных и муниципальных услуг в течении использования современных информационных технологий и систем межведомственного электронного взаимодействия.

Разработка, внедрение и практическое применение администра­тивных регламентов сыграли значительную роль в оптимизации деятельности органов власти и в развитии системы государственных и муниципальных услуг. Результаты реформирования показали, что именно через систему государственных и муниципальных услуг обеспе­чивается качество жизни населения.

Но тем самым, на практике не раз подтверждается, что административный регламент не является универсальным средством регулирования деятельности органов исполнительной власти в сфере государственных и муниципальных услуг, а также не может своевре­менно реагировать на постоянные изменения в законодательстве.

Дальнейшая оптимизация системы административных регламентов должна учитывать накопленный практический опыт по их разработке, утверждению и исполнению. Следовательно, решение названных проблем может осуществляться по двум основным направлениям. Первое направление должно быть ориентировано непосредственно на полную практическую реализацию всех возможностей, заложенных в рег­ламентах. Второй метод совершенствования данной системы может быть направлен на устранение избыточных административных процедур и предоставление государственных и муниципальных услуг путем оптими­зации их структуры. Данные направления могут существенно исключить недостатки и значительно сократить противоречия в законодательстве.

Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регламенти­ровано право гражданина при получении государственных и муници­пальных услуг на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную или муниципальную услугу, а также их должностных лиц. А судебный порядок обжалования решений и действий (бездействия) субъектов, предоставляющих услуги, регулируется главой 24 Арбитражного процес­суального кодекса РФ [1].

Потенциальные возможности, заложенные в действующих админи­стративных регламентах, реализуются, к сожалению, в неполном объеме [5]. Права потребителей государственных и муниципальных услуг определены и гарантированы целым рядом самостоятельных законов. При этом на практике имеется ряд существенных ограничений, которые не позволяют потребителям услуг полностью реализовать свое право на административное (досудебное) обжалование решений или действий (бездействия) должностного лица.

Ежегодно граждане направляют в органы государственной власти, органы местного самоуправления десятки тысяч жалоб на решения и действия (бездействие) должностных лиц.

Анализ судебной практики показывает, что жалобы заявителей на решения и действия (бездействия) субъектов, предоставляющих государ­ственные или муниципальные услуги, рассматриваются судами общей юрисдикции по правилам гражданского судопроизводства. Следова­тельно, установлен не административный, а судебный порядок защиты прав и свобод граждан.

Ранее, в утратившем силу Федеральном законе № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», решение государственного регистратора об отказе в регистрации прав на недвижимое имущество возможно было обжаловать только в судебном порядке [8]. Такое положение подтверждало то, что влияние административного регламента на данную сферу считалось незначительным.

В свою очередь, действующий закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступивший в силу с 01 января 2017 года, решил эту проблему путем отказа от однозначных формулировок о порядке обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц Росреестра и определения конкретного перечня причин, препятствующих государственной регистрации недвижимости и кадастровому учету [7].

Это пример того, что основными преимуществами администра­тивного порядка обжалования решений и действий (бездействия) органа исполнительной власти, теперь являются простота его исполнения, возможность компетентного органа оперативно рассматривать жалобу и принять по ней решение, устранить нарушение.

К действию (бездействию) относится неисполнение органом госу­дарственной власти, либо его должностным лицом, многофункциональ­ным центром либо его работником обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. Сюда, например, относится нарушение срока регистрации зап­роса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги; нарушение срока предоставления государственной или муници­пальной услуги; отказ в приеме документов у заявителя; отказ в пре­доставлении государственной или муниципальной услуги; затребование с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги платы, не предусмотренной законодательством; отказ органа (либо его должностного лица), многофункционального центра (либо его работника), предоставляющего государственную или муниципальную услугу, в исправлении допущенных ими опечаток и ошибок в выданных документах либо нарушение установленного срока таких исправлений; нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной или муниципальной услуги, а также не рассмотрение жалобы заявителя уполномоченным должностным лицом.

Таким образом, можно выделить два порядка признания решений и действий (бездействия) органа исполнительной власти незаконными: административный (досудебный) и судебный.

Как показывает судебная практика, заявители активно пользуются своим правом обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную или муниципальную услугу.

Жалобой на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги признается требование заявителя или его законного представителя о восстановлении или защите нарушенных прав или законных интересов заявителя органом (либо его должностным лицом), многофункциональным центром (либо его работником), предос­тавляющим государственную или муниципальную услугу, государствен­ным или муниципальным служащим при получении данным заявителем государственной или муниципальной услуги [10].

Административный (досудебный) порядок разрешения спора направлен на его оперативное решение, предусматривает возможность устранения нарушения ещё в процессе предоставления государственной или муниципальной услуги. Процедура подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушение порядка предоставления государственных или муниципальных услуг, выразившееся в неправомерных решениях и действиях (бездействии) органов и должностных лиц, нарушение срока предоставления государственных услуг, на отказ в предоставлении государственных услуг регулируется рядом нормативно-правовых актов (Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ; Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ; Постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 г. № 840).

Постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 г. № 840 «О по­рядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц госу­дарственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государ­ственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона «Об орга­низации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предостав­ления государственных и муниципальных услуг и их работников» введен единый порядок подачи и рассмотрения жалоб граждан, с установлением единых сроков их рассмотрения [6].

Как уже отмечалось выше, необходим учет всех изменений при разработке проектов новых нормативных актов о предоставлении госу­дарственных или муниципальных услуг, в том числе в действующих административных регламентах.

Иначе говоря, требуется незамедлительное приведение в соответ­ствие административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг в части административного (досудебного) порядка решения спора согласно новым единым требованиям.

В частности, дополнить существующий перечень случаев, при которых получателем услуги может быть подана жалоба; дополнить перечень мест подачи жалобы, а также способов подачи жалобы в уполномоченный орган; внести сроки рассмотрения жалобы.

На наш взгляд, всё вышесказанное будет направлено на повышение доступности государственных и муниципальных услуг, снижение мате­риальных и временных издержек граждан.

 

Список литературы:
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2002 № 95-ФЗ // Рос. газ. 2002. – 24 июля. – № 3534.
2. Зенин С.С. Теоретические вопросы использования административных регламентов в механизме нормативно-правового регулирования государ-ственных и муниципальных услуг // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 3. С. 66-73. 
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – 07 января. – № 1 (ч.1). – Ст. 1.
4. Конин Н.Н., Маторина Е.И. Современные тенденции в государственном управлении // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 4 (99). С. 33-37. 
5. Куликова Т.В. Правовое обеспечение представления государственных услуг // Наука и образование: хозяйство и экономика, предпринимательство, право и управление. 2014. № 8 (51). С. 113-116. 
6. Постановление Правительства РФ от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государствен-ных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полно-мочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муни¬ципальных услуг и их работников» // Рос. газ. 2012. – 22 августа. – № 192.
7. Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 29 (часть I). – ст. 4344.
8. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 30. – ст. 3594.
9. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ // Рос. газ. 2006. – 05 мая. – № 95.
10. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ // Рос. газ. – 2010. – 30 июля.