Статья:

Проблемы правотворческой деятельности органов местного самоуправления

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Выходные данные
Миннебаева Г.А., Аминов И.Р. Проблемы правотворческой деятельности органов местного самоуправления // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 89-93.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы правотворческой деятельности органов местного самоуправления

Миннебаева Гузель Айдаровна
студент, Башкирский государственный университет, РФ, г. Уфа
Аминов Ильдар Ринатович
канд. юрид. наук, доцент, Башкирский государственный университет, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы, которые возникают при осуществлении правотворческой деятельности органами местного самоуправления. Они связаны как с низким кадровым уровнем и юридической безграмотностью работников муниципалитета, так и с правоприменением норм нынешнего действующего законо­дательства, что особенно проявляется в сельских поселениях, где часто они вообще отсутствуют.

 

Ключевые слова: правотворческая деятельность на местах; орган местного самоуправления; муниципальный нормативный акт.

 

За последние двадцать лет Россия сделала свой стратегический выбор и несколько раз корректировала политический курс своего развития. Данные процессы ставили перед государством, политическими элитами и гражданами ряд некоторых проблем, связанных не только с формированием конституционного дизайна, гражданского общества, правового государства и рыночной экономики. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) наделяет полномочиями по решению вопросов местного значения органы местного власти в рамках действующего законодательства.

Муниципальные образования наделяются довольно объемным количеством полномочий, которые постоянно увеличиваются, и их осуществление должно соответствовать действующим законам, посред­ством принятия качественных правовых актов органами соответствую­щего муниципального образования. Вследствие этого, можно сказать, что данная деятельность органов местной власти в сфере право­творчества является ее важным элементом.

В соответствии с Федеральным законом № 131-Ф3 органы муниципальных образований наделяются таким полномочием, как принятие уставов и других муниципальный актов соответствующих муниципальных образований.

Такая деятельность, согласно действующему закону, является самостоятельной, что означает, что при осуществлении правотвор­ческой деятельности органы местной власти неподвластны органам государственной власти.

При этом, муниципальные правовые акты могут приниматься как самими органами местного самоуправления, так на референдумах, сходах граждан, т. е. непосредственно населением. Принятый муници­пальный нормативный акт должен обязательно соответствовать ныне действующему законодательству, содержать юридическое предписание, а также отвечать требованиям юридической техники и быть логически завершенным, вне зависимости от того, должностным лицом или органом он принят. То есть, муниципальный акт признается не соответствующим действующему законодательству, если он был принят лицом, который не имел данных полномочий.

Следует сказать, что такая проблема нередко возникает при реализации органами местной самоуправления права на правотворческую деятельность, устранить которую, по нашему мнению, возможно посредством классификации и систематизации правовых актов данных органов. В реальности, всей муниципальной правовой системе необходима упорядочение. Федеральное, региональное и муниципальное правотворчество представляют из себя единое правовое пространство, цель которого - согласование и повышение качества актов на всех уровнях власти как в юридическом плане, так и в юридико-техническом.

Очевидно, что на сегодняшний день создание правового государства выражается в формировании комплексной системы правовых актов и обеспечении доступа к ним для населения, которая осуществляется при помощи государственных и коммерческих информа­ционных систем, средств массовой информации, в особенности с помощью сети Интернет. Для ведения регистра проводится государ­ственный учет, также юридическая экспертиза актов, что должно обеспечивать единую правовую систему России и соответствие законов регионального уровня федеральному законодательству.

Необходимо сказать, что возникают определенные нарушения во время организации, ведении регистра нормативно-правовых актов органов местного самоуправления и в ходе проведения юридической экспертизы, которые выявляются в уже принятых актах и непосред­ственно связаны с человеческим фактором. Это приводит к созданию некачественных проектов актов, в которых содержатся противоречия или определенные нарушения норм действующего законодательства, где помимо этого встречаются и нарушения, связанные с юридической техникой. Это можно объяснить тем, что в частности готовятся они сотрудниками органов местного самоуправления, у которых нет юридического образования. Особенно остро данная проблема чувствуется в сельских поселениях, где на всю администрацию имеется только 3-4 сотрудника, которые в большинстве случаев не имеют юридического образования, т. е. являются юридически безграмотными. Прокурор М. обратился в Миловславский районный суд с заявлением, о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим соответствующие пункты административного регламента по предостав­лению муниципальной услуги «Предоставление муниципального имущества в аренду», который был утвержден Постановлением главы муниципального образования - Б. сельское поселение. В абзаце 1. данного регламента устанавливалось, что в случае, если в жалобе (обращении) содержится вопрос, на который заявителю должны были даваться письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом, если в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, то уполномоченное лицо администрации было вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу. Об этом решении должен уведомляться заявитель, который направил жалобу (обращение). Однако, как указывал прокурор, отношения в сфере муниципальных услуг, связанных с порядком подачи и рассмотрения жалобы, регулируются Федеральным Законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которому прекращение переписки с заявителем не предусмотрено. Также, п. 2 регламента установлено, что обращения заявителей считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы по существу всех вопросов, которые поставлены в обращении. Однако частью 8 статьи 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ установлено, что не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы. С учетом изложенного, суд удовлетворил требования прокурора, поскольку исполнение этих актов ложится на неопределенный круг лиц, права которых могут быть нарушены.

Поэтому, проблему юридической безграмотности, на наш взгляд, можно решить, если будет введен факультативный курс «Юридическая техника» на государственных должностях.

Также, кроме преподавания данной дисциплины, необходимо и закрепить на федеральном уровне правила оформления проектов актов. Ведь именно однообразие в подготовке документов даст возможность специалистам этой сферы успешно работать и осуществлять свои полномочия в разных регионах нашей страны, кроме того, это поможет провести глобальную систематизацию правовых актов муниципальных органов в масштабе всего государства.

К тому же, юридико-техническую безграмотность специалистов можно выявлять при приеме на службу в муниципальных органах, при проведении конкурса, а также в периоды испытательного срока.

Будет разумно, если будут внесены уточнения именно в данные типовые квалификационные требования, чтобы лица, которые претен­дуют на замещение муниципальных должностей, имели юридическое образование, так как в их прямые обязанности входит подготовка проектов актов.

В свою очередь, данное нововведение к квалификационным требования повлечет уточнение и конкретизацию должностных инструкций тех специалистов, обязанностью которых является подготовка проектов нормативных актов.

Еще одним методом получения знаний при реализации органами местного самоуправления правотворческой деятельности является глобальная информационная сеть “Интернет”. Но, к сожалению, не все органы местного власти и их структурные подразделения имеют доступ к данной сети, зачастую в органах отсутствуют даже локальные сети.

Поэтому, мы считаем, что необходимо электронное обеспечение, которое способствовало бы решению проблемы нехватки времени, недостатка информации, навыков, а также обеспечило бы взаимо­действие с соседними муниципальными образованиями, центрами поддержки местного самоуправления. На сегодняшний день возможности сети “Интернет” стремительно расширяются, и оно бы помогало органам местного самоуправления в реализации своих полномочий в сфере правотворчества.

Если говорить о результативности и эффективности правотвор­ческой деятельности органов местного самоуправления, можно заметить, что на него оказывают влияние не только внутренние факторы, которые касаются ее обеспечения организации, но и внешние, зависящие от обычаев, опыта и культуры муниципального образования, и государства в целом. Если нормативные предписания закрепляются только для создания видимости реальных гарантий обеспечения граждан, общества и государства, то их действительная ценность способствует не только нивелированию значения законодательства, но и потери доверия общества к государству.

В заключение можно сделать вывод, что осуществление право­творческой деятельности органами местного самоуправления путем взаимодействия органов между собой, с государственными органами, через сеть “Интернет”, на конференциях и семинарах будет совершен­ствоваться, значит и будет развиваться правотворчество в целом, что приведет к повышению уровня нормативно правовых актов, их право­применения, а, следовательно, к повышению уровня жизни населения.

 

Список литературы: 
1. Алексеева С.В., Аминов И.Р. Проблема реализации института голосова¬ния по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления // В сборнике: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЮРИСПРУДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ. 2014. С. 20-21.
2. Аминов И.Р. О фундаменте национальной безопасности России // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2015. № 2 (27). С. 56-61. 
3. Лукьянов А.А. Основные концепции Интернет-права. Информационное право. № 3. 2007. С. 9-11. 
4. Решение Милославского районного суда Рязанской области от 07.02.2014 № 2-58/2014 Режим доступа: http:// www.consultant.ru/cons/.cgi?req=doc&bas Дата обращения: (27.11.2017). 
5. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. ст. 3822. (с изм. и доп.).