Статья:

МОДЕЛИ ПРАВООТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ В РОССИИ

Конференция: LXXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Хаблак Е.В. МОДЕЛИ ПРАВООТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ В РОССИИ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 12(83). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МОДЕЛИ ПРАВООТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ В РОССИИ

Хаблак Евгений Владимирович
аспирант Московского финансово-промышленного университета «Синергия», РФ, г. Москва

 

Аннотация. Регулирование отношений, возникающих на оптовом рынке электрической энергии и мощности, в рамках правовых норм, предполагает их специфический субъектный состав, устанавливает специальный правовой статус для субъекта, который может быть признан поставщиком в установленном законодательством порядке. Поставляются особенные товары: электрическая энергия и мощность, являющихся разновидностью объектов гражданских прав. Специфика энергетического рынка состоит в сохранении государственного контроля и его опосредованного через государственную корпорацию и подобные ей организации на коммерческой основе участвовать в процессе генерации электрической энергии. Это приводит к построению генерирующей системы и позволяет оптом торговать электрической энергией и в рамках моделей конкурентного рынка, при этом соблюдая правила построения отношений рынка, системы государственного участия в них.

Abstract. The standards of law regulation of the general market in the area arising of electric energy and its capacity presupposes, a subject with specific composition of such kind of relations, that may establish some specific status from the legal point of view for that with the law procedure established, and would be recognized as a supplier of such specific goods as electric energy and its power, which are some type of civil rights’ objects. The specifics of the energy market consists in maintaining state control and its indirect participation using state corporations and commercial organizations like that in the process of electric energy generating, which leads to the construction of a system of generation and wholesale trade of electric energy and within the framework of competitive market models and a model for building standards of market with a system of collaboration of state in developing its relations in the framework.

 

Ключевые слова: оптовый рынок электрической энергии и мощности; субъекты правоотношений на оптовом рынке электрической энергии и мощности; поставщики электрической энергии (генерирующие компании); покупатели электрической энергии; порядок получения статуса субъектов оптового рынка электрической энергии и мощности.

Keywords: wholesale market of electric energy and capacity; subjects of legal relations in the wholesale market of electric energy and capacity; suppliers of electric energy (generating companies); buyers of electric energy; the procedure for obtaining the status of subjects of the wholesale market of electric energy and capacity. 

 

Российский электроэнергетический оптовый рынок представляет собой особую сферу обращения электрической энергии и мощности как видов товаров, обладающих определенной гражданской оборотоспособностью. Несмотря на некоторые общие свойства энергии и мощности как объектов гражданских прав, электрическая энергия и мощность рассматриваются как самостоятельные объекты гражданского оборота, что, впрочем, является дискуссионным вопросом, особенно это касается мощности, поскольку правовая природа мощности как объекта гражданских правоотношений, возникающих в процессе оптовой торговли, отечественными исследователями раскрывается с совершенно противоположных позиций, как, например, в диссертационном исследовании С.А. Свиркова, относящего мощность к разновидностям опциона [4, с. 16], а также П.Г. Лахно, рассмотревшего ее как вариацию имущественных прав [1, с. 117, 119], с одной стороны, и идеей невозможности рассмотрения мощности в качестве объекта гражданских прав, с другой.  Подобное мы видим в работах А.Н. Лысенко [2, с. 46], С.А. Тебеньковой [5, с. 22], М.Т. Хамидуллина [6, с. 198].

Одной из актуальных проблем правового регулирования отношений, возникающих на оптовом рынке электрической энергии и мощности, является анализ моделей правоотношений с участием субъектов российского оптового рынка электрической энергии и мощности. Актуальность этой темы бесспорна в сфере гражданско-правовых исследований в области научного анализа субъектного состава отношений оптовой торговли электрической энергией и мощности. Ее усиливает динамика развития гражданского законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, а также постоянное развитие правового определения статуса субъектов ОРЭМ.

Состав субъектов оптового рынка электрической энергии и мощности (далее – ОРЭМ) определяется нормами п. 1 ст. 31 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» [7] (далее – Закон об электроэнергетике). Важнейшей особенностью оптового рынка принято считать заинтересованность в нем тех субъектов, наряду с традиционными участниками гражданско-правовых отношений купли-продажи правовой статус которых связан с реализацией двух моделей правового регулирования рассматриваемых правоотношений: отношений свободной конкуренции, опосредуемых договорной формой, и отношений административного характера, обусловленными необходимостью осуществления государственного контроля в сфере оборота таких стратегически важных для обеспечения функционирования всех отраслей социальной жизни в режиме стратегической безопасности товаров, как электрическая энергия и мощность.

В связи с указанным обстоятельством законодатель к субъектам оптового рынка электрической энергии и мощности относит, во-первых, совет рынка, во-вторых, коммерческого оператора и иные организации, обеспечивающие в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функционирование его коммерческой инфраструктуры. В-третьих, назначает организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка (организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системный оператор).

С 01.01.2024 г. круг субъектов ОРЭМ несколько видоизменяется в соответствии с определенными изменениями в содержание п. 1 ст. 31 Закона об электроэнергетике, которые вносятся ст. 1 Федерального закона от 02.11.2023 г. № 516-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» [8].   

Правовой статус участников отношений, связанных с оборотом электрической энергии и мощности, реализуется в рамках модели саморегулирования деятельности участников ОРЭМ в соответствии с нормами п. 2 ст. 31 Закона об электроэнергетике. Указанную норму заменяет образец лицензионного регулирования и контроля, что ранее было апробировано, например, при контроле деятельности участников строительного рынка, при регламентации проектных работ, при установлении деятельности партнеров в отношениях по предоставлению риэлтерских услуг и т.д.

Первоначально в качестве саморегулируемой организации, объединяющей субъектов ОРЭМ, законодателем рассматривался Совет рынка, который отечественными исследователями трактовался как «квазисаморегулируемая организация» [4]. По мнению, например, Д.А. Петрова, это единственно возможная саморегулируемая организация, объединяющая всех игроков ОРЭМ по принципу обязательности участия, содействием уполномоченного Правительством РФ представителя государства в его составе и по ряду других признаков [4, с. 58].

В настоящее время саморегулируемые организации участников ОРЭМ являются самостоятельными объединениями некоммерческого характера, которые могут иметь региональный или межрегиональный характер, а вот вовлеченность Совета рынка в государственный контроль сохранилась, о чем свидетельствует ряд положений п. 4 ст. 33 Закона об электроэнергетике, прежде всего, посредством деятельности в работе наблюдательного совета уполномоченного представителя Правительства РФ, который, среди прочего, обладает правом вето в отношении решений органов управления совета рынка. В то же время, и сам Совет имеет статус некоммерческой организации, несмотря на присутствие в составе наблюдательного органа представителей структур публичной власти.   

Круг субъектов ОРЭМ определен нормативными положениями, объединенными законодателем в п. 2 ст. 35 Закона Об электроэнергетике, а правовой статус субъекта ОРЭМ лицо может получить в соответствии с выполнением им требований п. 1 ст. 35 означенного федерального закона и с соблюдением установленного нормативными актами порядка. При этом законодатель разграничивает участие субъектов ОРЭМ

Указанное выше обстоятельство свидетельствует, что, несмотря на переход к модели ОРЭМ с полной коммерциализацией отношений по обороту электрической энергии и мощности, в большей части сохраняется и модель администрирования при определении правового статуса, которая проявляется, в частности в отсутствии реализации гражданско-правового принципа свободы договора в отношениях, связанных с оборотом электрической энергии и мощности. Описанное выше доказывается, во-первых, невозможностью для сторон составить договор на своих согласованных условиях (они могут пользоваться только типовыми договорами, разработанными Советом рынка). Во-вторых, наличием права и Совета рынка и организаций коммерческой инфраструктуры изменять во внесудебном порядке содержание любого договора, предметом которого является поставка электрической энергии или доступ к мощности, а также рядом других норм, определяющих правовой статус субъектов, имеющих полномочия участия в контрольной деятельности на ОРЭМ.

Таким образом, в настоящее время следует признать наличие в правовом регулировании отношений, возникающих в рамках функционирования ОРЭМ, собственно гражданско-правовой модели правового регулирования участия в этих отношениях законодательно закрепленного круга субъектов, формами которых является реализация правомочий субъектов в рамках саморегулируемых организаций, а также модели административно-правового характера, предполагающей участие органов публичной власти не только в сфере контрольной деятельности, но и в управлении собственно коммерческой деятельностью субъектов ОРЭМ, построенной на конкурентных началах.

 

Список литературы:
1. Лахно П.Г. Энергетическое право Российской Федерации: Становление и развитие. – М.: Изд-во Московского университета, 2014. – 480 с.
2. Лысенко А.Н. «Мощность» как самостоятельный объект гражданского оборота // Хозяйство и право. – 2008. – № 12. – С. 43–47.
3. Петров Д.А. Квазисаморегулируемые организации в сфере предпринимательства // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. – № 4. С. 54–59.
4. Свирков С.А. Гражданско-правовое регулирование в сфере энергоснабжения: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. – М., 2019. – 48 с.
5. Тебенькова С.А. Правовая природа мощности (в сфере электроэнергетики) // Юрист. – 2014. – № 7. –  С. 22.
6. Хамидуллин М.Т. Правовая природа договора технологического присоединения: новый взгляд на проблему // Актуальные проблемы российского права. –  2020. – № 12. – С. 190–199.
7. Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 13. – С. 1177.
8. Федеральный закон от 02.11.2023 г. № 516-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства РФ. – 2023. – № 45. – С. 7987.