Статья:

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Конференция: LII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

Выходные данные
Макеева В.Н. Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(52). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 53-57.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Макеева Виктория Николаевна
студент, ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина, РФ, г. Саратов

 

PROBLEMS OF PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER THE OBSERVANCE OF HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS

 

Victoria Makeeva

Student, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration - Volga region Institute of management named After p. A. Stolypin, Russia, Saratov

 

Аннотация. Статья посвящена комплексному исследованию современных проблем прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Особое внимание уделяется таким вопросам, как защита прокурором трудовых и жилищных прав граждан.

Abstract. The article is devoted to a comprehensive study of modern problems of prosecutor's supervision over the observance of  human and civil rights and freedoms in the Russian Federation. Special attention is paid to such issues as the protection of the labor and housing rights of citizens by the prosecutor.

 

Ключевые слова: прокурорский надзор; прокуратура Российской Федерации; права; свободы; соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Keywords: prosecutor supervision; The prosecutor's office of the Russian Federation; rights; freedom; observance of the rights and freedoms of man and citizen.

 

Функционирование правового и демократического государства невозможно без признания и соблюдения прав и свобод граждан.

Права и свободы − это высшая ценность, установленная и гарантированная Конституцией РФ. Она является основой всех общественных ценностей и представляет собой совершение конкретных действий (права) или возможность выбора поведения (свободы).

Конституция РФ закрепила ряд учреждении и органов, деятельность которых направлена на защиту прав и свобод граждан, в том числе и внесудебные органы. Ключевая роль во внесудебном механизме защиты прав и свобод граждан принадлежит прокуратуре. Именно на прокуратуру возложена обязанность не только по защите, но и по охране прав граждан, так как этот орган независим от других ветвей власти.

Надзор за соблюдением прав и свобод граждан выделен в отдельную главу в ФЗ «О прокуратуре РФ», что свидетельствует о том, что данная отрасль приоритетна для органов прокуратуры и является лидером по числу выявляемых нарушений и количеству принятых актов прокурорского реагирования. Поэтому ключевой задачей современной юридической науки является поиск проблем, решение которых поможет увеличить эффективность правозащитной деятельности органов прокуратуры на указанном направлении надзора. По данным Генеральной прокуратуры, за январь - декабрь 2020 г. выявлено 2 427 878 нарушений закона в сфере соблюдения прав и свобод граждан, за аналогичный период прошлого года выявлено 2 478 600 нарушений закона. Наблюдается тенденция к снижению вынесения актов прокурорского реагирования, так за 2020 г. было принесено протестов – 231 015, внесено представлений – 490 518, к дисциплинарной ответственности привлечено - 399 411 лиц, направлено исков, заявлений в суд – 332 971, по постановлению прокурора привлечено лиц к административной ответственности – 146 741, направлено материалов для решения вопросов об уголовном преследовании в порядке п.2 ч.2 ст. 37 УПК РФ – 9 081 [4].

Таким образом, статистические данные Генеральной прокуратуры отражают стабильность надзора за соблюдением прав и свобод граждан и свидетельствуют о качественной работе органов прокуратуры.

Реагирование на обращения граждан – это значимое направление деятельности органов прокуратуры. Нормативно-правовой базой, которой руководствуются прокуроры при рассмотрении обращении граждан является ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [1] от 02.05.2006 N 59-ФЗ и Приказ Генпрокуратуры «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ» от 30.01.2013 N 45 [2].

Организация работы с жалобами и иными обращениями граждан в прокуратурах субъектов и нижестоящих прокуратурах, как правило, закреплена за специальным сотрудником, который осуществляет прием граждан в течении всего рабочего дня. Принятые жалобы и иные обращения граждан рассматриваются в установленные действующим законодательством сроки: в течении 15 дней со дня их регистрации или в течении 30 дней, если требуется проверка и изучение обращения.

Прокуратурам следует контролировать разрешение обращении, направленных в поднадзорные органы для рассмотрения по существу и добиваться фактического устранения нарушений закона.

В особой защите от государства нуждаются социально-незащищенные слои населения: несовершеннолетние, Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды, так как эти категории населения ограничены в возможности самостоятельно защищать свои права. При осуществлении надзора в данной сфере прокурор вправе применять весь спектр мер прокурорского реагирования, в том числе обращаться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Одно из центральных мест занимают надзор за соблюдением трудовых и жилищных прав граждан. Данные области общественной жизни вовлекают практически каждого человека, что во многом обуславливает их приоритетное положение в качестве надзорных участков.

Прокурор, осуществляя надзор за соблюдением жилищных прав граждан, обязывает управляющих многоквартирными домами своевременно ремонтировать имущество общего пользования, а также в случае необходимости инициирует проведение конкурса по отбору управляющего.

Также, наиболее часто встречаются нарушения в сфере трудовых прав граждан, а именно: незаконное увольнение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком; несоблюдение работодателем срока расчета при увольнении, установление испытательного срока для категорий граждан, для которых испытательный срок не устанавливается, не предоставление льгот и гарантии, установленных трудовым договором и т. д.

Осложняется разрешение трудовых споров неравным характером взаимоотношений работника и работодателя. Работники могут длительное время не реагировать на нарушение своих трудовых прав, так как занимают подчиненное положение и бояться ухудшения своего положения.

Прокуроры активно используют право обращения в суд с заявлением в случае нарушения трудовых прав граждан, которое закреплено в Гражданском – процессуальном кодексе. «Защита прокурором трудовых прав, свобод и законных интересов граждан в гражданском судопроизводстве является самостоятельным необходимым продолжением надзорной деятельности в сфере трудовых отношений и значимой составной частью защиты конституционных прав и свобод граждан» [3, c. 11]. Таким образом, прокуратура – как важнейший элемент государственного механизма, который принимает активное участие в восстановлении прав и свобод граждан и возмещению причиненного им ущерба. Надзор за соблюдением прав и свобод граждан направлен, в первую очередь, на реализацию гражданами своих прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ и иных нормативно-правовых актах. Прокурорам следует уделять данной отрасли надзора особое внимание, так как в связи с эпидемиологической ситуацией, мировым кризисом соблюдение прав граждан становится одной из значимых проблем. При работе с жалобами и иными обращениями рекомендуется использовать возможности «горячих линий» и «телефонов доверия», а также в целях повышения качества правозащитной деятельности увеличить возможность личного приема граждан, в том числе и руководящим звеном, активно участвовать в выездных приемах и в работе приемных Президента РФ.

Необходимо развивать и совершенствовать формы взаимодействия с государственными органами и общественными организациями, в частности, с институтом Уполномоченного по правам человека на федеральном и региональном уровнях, придать актам прокурорского реагирования максимальный императив в части обязанности не только их рассмотрения, но и неукоснительного исполнения требований в них содержащихся. Прокурорам при осуществлении надзора в указанной сфере необходимо широко освещать свою деятельность в СМИ и использовать их возможности для разъяснения гражданам действующего законодательства. Таким образом, осуществление прокурорами всех уровней данных мер приведет к повышению качества правозащитной деятельности органов прокуратуры, что, в конечном итоге, повысит престиж прокуратуры в современной России среди населения.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // "Российская газета». −  N 95. − 05.05.2006.
2. Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (ред. от 12.04.2021) "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации" // "Законность". − N 4. − 2013.
3. Головко И. И. Защита прокурором трудовых прав в гражданском судопроизводстве: Автореф. дис. канд. юр. наук. − М., 2013. − 30 с.
4. Портал правовой статистики // Генеральная Прокуратура Российской Федерации. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: URL: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения: 10.03.2021 г.).