Правовые основы применения кадровых технологий на государственной и муниципальной службе
Секция: Административное право; административный процесс
XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Правовые основы применения кадровых технологий на государственной и муниципальной службе
Legal bases for the personnel technology of state and municipal services
Lyudmila Antaeva
graduate student, Samara state University of Economics. Russia, Samara.
Pavel Paulov
candidate of law Sciences, associate professor, Samara state University of Economics, Russia, Samara
Аннотация. В статье анализируются современные процессы инновационного развития кадровых технологий на государственной и муниципальной службе. Рассматриваются основные направления развития кадровых технологий в данной области, приведены примеры их использования на федеральном и региональном уровне управления.
Abstract. In the article modern processes of innovative development of personnel technologies on the state and municipal service are analyzed. The main directions of development of human resources technologies in this field are considered, examples of their use at the federal and regional levels of government.
Ключевые слова: государственные служащие; кадровые технологии; государственная служба; кадровый резерв.
Keywords: government official; personnel technology; public service; personnel reserve.
Современное развитие российской государственности характеризуется повышенным вниманием к проблемам, относящимся к эффективности государственной власти и управления. В настоящее время одной из важных проблем стратегического характера является построение стабильной и эффективной системы государственного управления в современной России. Все большую актуальность в государственном секторе экономики получают разнообразные технологии управления, администрирования и организации деятельности государственных служащих.
В соответствии с Указом Президента РФ от 11 августа 2016 года № 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы» [6], одним из основных направлений реформирования и развития в области государственной службы является совершенствование управления в области кадрового обеспечения гражданской службы. Обозначено усовершенствование и внедрение эффективных технологий и инновационных методов работы в сфере кадровой политики в области государственной службы.
Успешное развитие государственной службы предусматривает внедрение эффективных технологий, в том числе в области кадровой политики, способствующих повышению уровня качественных показателей служащих, а также формированию профессионального, качественного кадрового резерва.
Нормативно-правовой базой в области применения кадровых технологий в сфере государственной и муниципальной службы являются федеральные законы и законы субъектов РФ, а также указы Президента, регулирующие аспекты прохождения службы, замещения вакантных должностей, аттестацию государственных служащих и ряд других [4, c.1432].
Например, вопросы кадровой работы регламентированы в ст. 44 федерального закона №79-ФЗ [7]. Данная статья содержит направления кадровой работы, обеспечивающие деятельность по управлению кадрами на государственной службе.
Кадровые технологии представляют собой способы управления как количественными, так и качественными характеристиками кадрового состава, способствующие повышению эффективности и функционирования государственных органов в целом [1, c. 12].
В плане формирования профессионально подготовленного кадрового состава, являющегося приоритетным, наибольшей актуальностью пользуются программы по аттестации и адаптации для граждан, поступающих на государственную службу впервые, также внимание уделяется стажерским программам для молодых специалистов. На постоянной основе в субъектах РФ стали проводиться конкурсы «Лучший государственный служащий», а на федеральном уровне, начиная с 2015 года, Министерством труда РФ проводится конкурс «Лучшие кадровые практики на государственной гражданской и муниципальной службе» в целях популяризации на государственной службе применения современных кадровых технологий [5].
Резерв управленческих кадров также является одним из инструментов современной кадровой политики. Он подразделяется на президентский, федеральный и региональный. Резервы представляют собой базы данных высококвалифицированных, профессиональных и перспективных сотрудников государственных органов и состоят из трех уровней: высший (руководящий состав), базовый (руководители среднего уровня), перспективный (государственные гражданские служащие до 35 лет).
Количество лиц, включенных в федеральный резерв управленческих кадров в июле 2017 года составляло 1959 человек, из которых 389 находилось в высшем уровне, 700 - в базовом и 870 в перспективном. Региональный резерв РФ включает в себя 8724 человека, из которых число резервистов Самарской области – 153 человека [2].
В настоящее время в сети интернет действует официальный портал федеральной государственной службы и управленческих кадров, на котором размещаются сведения о вакантных должностях государственной службы. На сайте размещается актуальная информация о вакансиях, составе кадрового резерва, присутствует новостная лента, размещены официальные документы. Интерфейс сайта довольно прост, что позволяет пользователям без труда разобраться в его организации. Об актуальности и востребованности сайта можно судить по статистическим данным портала: по состоянию на 3 ноября 2017 года: всего посещений - 9 183 793, количество актуальных вакансий - 4 298, количество лиц, разместивших анкету - 112 582, количество лиц, включенных в кадровый резерв - 9262[2].
Актуальным является вопрос о принятии юридически значимых документов для участия в конкурсах на замещение вакантных должностей в электронном виде, используя возможности портала.
В рамках единого информационно-коммуникативного пространства в системе государственной службы Правительством РФ утверждено Постановление от 3 марта 2017 года №256 «О федеральной государственной информационной системе "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ» [3], в котором определены функции системы и ее участников, а также полномочия и обязанности в процессе их информационного взаимодействия. Создание данной системы способствует внедрению современных ИТ в области кадровой работы государственных органов, постепенному переходу к кадровому документообороту в электронной форме и оптимизации расходов.
Таким образом, в настоящее время в органах власти активно развивается применение инновационных решений в сфере управления кадрами. Существенную роль при этом играют технологии, которые обеспечивают существенное повышение эффективности работы с кадрами. Разработка качественной нормативно-правовой базы в сфере информационного обеспечения кадровой политики на государственной службе, внедрения современных кадровых технологий, перехода к современным и более гибким формам обучения, регулирования применения квалификационных требований - является главной составляющей повышения эффективности государственного управления в целом.