ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА
Секция: Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право
LXXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА
Аннотация. Возникшие в прошлом веке серьезные экологические проблемы наносят значительный ущерб как национальным, так и региональным системам окружающей среды, создавая при этом угрозу благополучию отдельным странам и всему мировому сообществу. В результате производственно-хозяйственной и иной деятельности продолжается негативное воздействие на окружающую среду. Происходящие на планете климатические изменения требуют адаптации к новым условиям. В связи с этим совершенствование экологического законодательства является одной из главнейших задач в нашей стране. Данная статья рассматривает отдельные вопросы правовой охраны окружающей среды, касающиеся изменения климата.
Ключевые слова: загрязнение окружающей среды, климатические изменения, Рамочная конвенция, климатическая доктрина, законодательные акты, озоновый слой.
Следует отметить, что в настоящее время антропогенное загрязнение окружающей природной среды приобрело огромный размах. Различные промышленные предприятия по всей стране выбрасывают в атмосферный воздух, сливают в водные источники, складируют на неприспособленных площадках тонны отходов, тем самым загрязняя окружающую среду. Происходит разрушение озонового слоя, идет быстрое таяние льдов в Арктике, всему миру угрожает парниковый эффект, всё это крайне негативно сказывается не только на природе, но и на человеке, являющемся неотъемлемой частью окружающей среды.
За последние два десятилетия в России значительно возросло количество опасных гидрометеорологических явлений: наводнений, ураганного ветра, града, ливневых дождей, засух и паводков. Следует отметить, что сами эти опасные явления становятся более интенсивными и разрушительными, чем когда-либо. Такая же тенденция наблюдается по всему миру.
Глобальное изменение климата порождает глубокие политические, экономические социальные изменения в окружающем мире. С целью предотвращения деградации окружающей среды принимаются различные законодательные акты на национальном и международном уровне, которые являются мерой реагирования на климатические изменения. С целью противодействия указанным угрозам заключены различные международные соглашения, такие как Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН) и Парижское соглашение, участником которых является наша страна. Целью РКИК ООН стала достижение такого уровня парниковых газов в атмосфере Земли, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему в целом. В дополнение к РКИК ООН в Киото (Япония) в декабре 1997 года был принят Киотский протокол. Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» был принят Госдумой РФ 22 октября 2004 года и одобрен Советом Федерации 27 октября 2004 года. Протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года [1].
Российская Федерация является важным игроком мировой климатической политики, оказывает большое влияние на глобальный климат в силу своей огромной территории, богатейших запасов водных, земельных, лесных и других природных ресурсов, большого промышленного потенциала [2].
В Российской Федерации регулирование климата на законодательном уровне началось в 2009 г. после издания распоряжения Президента РФ «О Климатической доктрине Российской Федерации» [3]. Климатическая доктрина базировалась на фундаментальных и прикладных научных знаниях в области климата и в различных других науках. Научное обоснование Климатической доктрины «включает признание способности антропогенного фактора оказывать воздействия на климатическую систему, приводящие к значимым, в первую очередь неблагоприятным и опасным для человека и окружающей среды, последствиям».
Подчеркнем, что Климатическая доктрина определила основной вектор развития нормативно-правовой базы, экономических и других инструментов, которые призваны обеспечить защиту страны от неблагоприятных последствий этих изменений. Однако в настоящее время данная доктрина утратила силу.
На сегодняшний день весьма обширен список принятых в Российской Федерации правовых актов, касающихся изменений климата. Среди них следует отметить: указ Президента РФ от 04.11.2020 №666 «О сокращении выбросов парниковых газов» [4], Федеральный закон от 02.07.2021 №296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» [5], Стратегию социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г., национальный план по адаптации к изменениям климата и многие другие.
С целью адаптации к изменению климата и выполнения своих международных обязательств в Указе Президента Российской Федерации от 04.11.2020 №666 «О сокращении выбросов парниковых газов» поставлена задача обеспечить к 2030 году сокращение выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем и при условии устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития России.
В 2022 году постановлением Правительства РФ была утверждена федеральная научно-техническая программа в области дальнейшего экологического развития нашей страны и климатических изменений на период 2021-2030 гг. [6]. Хотя действие Программы начинается с 22 февраля 2022 года, но она также распространяется на правоотношения, возникшие с 2021 года.
Целью программы является повышение эффективности научно-технической деятельности в области экологического развития РФ и климатических изменений.
Разрабатываемые наукоемкие технологические решения должны быть направлены на:
- обеспечение экологической безопасности, улучшение состояния окружающей среды;
- изучение климата, механизмов адаптации к климатическим изменениям и их последствиям;
- обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов;
- принятие мер по уменьшению негативного воздействия парниковых газов на окружающую среду.
Реализация проанализированных нормативных документов является важным фактором обеспечения национальной безопасности и долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, одним из ключевых направлений деятельности нашей страны в ближайшем будущем. При этом необходима гармонизация законодательства Российской Федерации в сфере вопросов изменения климата с соответствующими нормами международного права в рамках международных обязательств РФ.