Статья:

Беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних детей: фактор повышенного развития преступности среди подростковых школьников и тенденции становления

Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право

Выходные данные
Туркаева Л.В. Беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних детей: фактор повышенного развития преступности среди подростковых школьников и тенденции становления // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(28). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 148-153.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних детей: фактор повышенного развития преступности среди подростковых школьников и тенденции становления

Туркаева Лаура Вахитовна
старший преподаватель кафедры правовых дисциплин Чеченский государственный педагогический университет, РФ, г. Грозный

 

Homelessness and neglect of minor children: a factor in the increased development of crime among adolescent schoolchildren and the development trend

 

Laura Turkaeva

Senior Lecturer at the Department of Legal Disciplines Chechen State Pedagogical University, Russian Federation, Grozny

 

Аннотация. В настоящее время вопрос безнадзорности и беспризорности среди подрастающего школьного поколения является довольно-таки актуализированной проблемой. Неспроста законодатель уделил  особое внимание данной теме, ведь детская беспризорность, по сути своей, считается социально-правовым институтом общественной жизни. В  условиях модернизации современного государства приходится сталкиваться со многими сложностями в процессе воспитания и обучения детей, в частности, подростковых школьников. Казалось бы, испокон веков рождение ребенка считается приоритетной основой формирования семьи как ячейки общества, но, к сожалению, некоторые ценностные устои стали причиной исключения этой аксиомы в тенденции современного общества. Молодые люди, не имеющие соответствующего образования, собственного источника дохода и никакого  представления о взрослой семейной жизни, узаконивают себя узами брака, что пагубно отражается на будущем ребенке. Одна запись в актах гражданского состояния – это еще не показатель семейной полноценности, поскольку для нормального развития и воспитания ребенка должны быть созданы минимальные человеческие условия жизни. Семейный кодек Российской Федерации не дает точного определения понятию «брак», но в точности сводит к следующему: браком признается обоюдный и равноправный союз мужчины и женщины, порождающий для них личные имущественные и неимущественные права, а также направленный на создание семьи. Из чего следует определяющий фактор альтернативного процесса демографического развития российского общества.  

Abstract. Currently, the issue of homelessness and homelessness among the younger school generation is a rather topical issue. Not without reason the legislator has paid special attention to this topic, because children's homelessness is essentially considered to be a social and legal institution of public life. Here, it would seem, from time immemorial, the birth of a child is considered to be the priority basis for the formation of the family as a social unit, but, unfortunately, some values have led to the exclusion of this axiom in the trend of modern society. Young people who do not have the appropriate education, their own source of income and no idea of adult family life, legitimize the knot, which is detrimental to the future chad. One entry in acts of civil status is not yet an indicator of family usefulness, since for a normal development and upbringing of a child minimum human living conditions must be created. The family codec of the Russian Federation does not give a precise definition of the concept of “marriage”, but precisely reduces it to the following: marriage is a reciprocal and equal union of a man and a woman, generating for them personal property and non-property rights, as well as aimed at creating a family. From which follows the determining factor of the alternative process of the demographic development of Russian society.

 

Ключевые слова: беспризорность, безнадзорность, школьное воспитание, подростковая преступность, брак, современное общество, семейное законодательство.

Keywords: homelessness, neglect, school education, juvenile delinquency, marriage, modern society, family law.

 

Современная Россия XXI века остро нуждается в концентрации внимания на исследовательской работе в поиске эффективных приемов, способов предупреждения и предотвращения детской преступности. Обуславливающими детерминантами социального следствия в плане подростковой беспризорности и безнадзорности являются алкоголизм, наркомания, семейное неблагополучие. Выход нашей страны на инновационную глиссаду экономического развития подразумевает внедрение высококачественной рабочей силы, людей с профессиональными знаниями и культурой, а также психофизиологической устойчивостью, что станет своего рода «скорой помощью» в решении различных усложненных ситуаций. Именно поэтому мы просто обязаны сделать исключительный акцент на познание проблемы детской беспризорности и безнадзорности. Более того, это является приоритетной задачей государства, учитывая, что личностная эволюция человека начинается в детском возрасте.

В процессе изучения объективных аспектов научной направленности вырисовывается некий феномен детской безнадзорности и беспризорности. Данная проблема требует основательного нормативного и анализационного подхода в виду сложной организации самого явления. И естественно, складывающиеся отношения в преступном мире, напрямую зависят от среды обитания и ее многосубъектности. Психологическая динамика развития беспризорности и безнадзорности подростков на сегодняшний день является глобальной проблемой, нуждающейся в усиленной обработке на основе тщательного исследования.

И в ходе, аналитического познания данного специфического явления невольно складывается вопрос: какую же роль играет это отнюдь неприятное социальное явление в формировании личностной психологии школьного поколения?  Соглашусь с тем, что проблема очевидна, но лишь, определив саму сущность терминологии «беспризорность и безнадзорность», мы сможем прийти к общему логическому умозаключению.

Увы, в настоящее время нам часто приходится сталкиваться с таким оборотом, как «дети, лишенные родительского внимания и заботы», что нашло отражение в семейном законодательстве. Возможно, на первый взгляд это прозвучит весьма не устрашающе, но проблема имеет место в нашей стране, и не только представителям власти в лице соответствующих правоохранительных органов, а также педагогам и психологам стоило бы приложить максимум усилий в решении наболевшего вопроса последнего десятилетия. А научные исследования и выводы, нашедшие отражение в научных изданиях, станут своеобразным «гидом» в нелегком поприще во имя искоренения подростковой преступности. [4, с. 7]

По сути своей, мы столкнулись с глобальной по нравственным и правовым канонам проблемой всего человеческого сообщества - «безнадзорность» и «беспризорность», которая как сложное социально-психологическое воззрение впервые нашло отражение в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Здесь вообще неуместна всякого рода дилемма в определении тождественности двух этих понятий, ведь невооруженным глазом видно, какую общественную угрозу несет неквалифицированная методика в профилактической деятельности по ликвидации беспризорности и безнадзорности. [5, с. 1]

С точки зрения педагогической отрасли и «беспризорный», и «безнадзорный» являются понятиями с общим смысловым знаменателем, так как в обоих случаях прослеживается некая бытовая планка, выраженная в элементарном отсутствии уютного места в виде жилой территории, куда можно было бы «причалить» ребенку, уставшему от долгих скитаний, проблем и иных трудностей. Однако, почему-то многие родители не могут понять, что сущность воспитательной политики может заключаться не в изоляции детей от общества, всеобъемлющем контроле над сферой досуга и т.д., а в простом человеческом доверии, понимании и стабилизации внутреннего баланса духовных убеждений. Как бы больно не звучало, но родители сами навлекают беду на себя и своих детей столь халатным отношением к существующей социально-правовой проблеме вместо того, чтобы оказать активное содействие в ее решении. [2, с. 18]

В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации реализация государственной власти осуществляется на основе принципа разделения на законодательную, исполнительную и судебную, действие последней из которых направлено на осуществление правосудия в соответствии с «буквой» закона. Судебная система представлена различными судами, но, к сожалению, отсутствует специальная инстанция по рассмотрению дел в отношении несовершеннолетних, именуемая в дальнейшем - ювенальная юстиция. [1]

Учитывая существующую на сегодняшний день проблему защиты прав и интересов детей, стоило бы прислушаться к мнению некоторых ученых и приложить возможные усилия по внедрению такой формы рассмотрения судебных дел. Концептуальная работа создания ювенальной юстиции уже начата Советом при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и пока остается надеяться, что все-таки к скорому времени этот пробел в праве будет восполнен. Историческая хроника повествует об эпохе реформирования советского уголовного и уголовно-процессуального законодательства (1959-1961 гг.), в которой были предприняты попытки создания института судебной власти, прокуратуры в целях установления своеобразного прототипа правосудия по делам несовершеннолетних. Но, видимо, вышеназванные конвертации не дали положительного результата, судя по тому, что вопрос относительно ювенальной юстиции до сих пор остается на стадии рассмотрения.

Общая процедура судопроизводства, предусмотренная современным законодательством, распространяется в более упрощенном варианте и на подростковую категорию лиц в качестве обвиняемых или подсудимых. По мнению ряда авторов, достаточно юрисдикции общего формата касательно защиты прав несовершеннолетних граждан. [3, с. 40]

И в резолюции нашего исследования, хотелось бы отметить фундаментальную значимость своего рода критерия духа эмоциональности домашней атмосферы, когда ребенок, будучи еще в возрасте младенца может отдавать большее предпочтение кому-либо из родителей, а порой даже иным членам семейного социума. Поэтому очень важно, чтобы ребенок на стадии психологического созревания чувствовал и понимал, как он любим, важность своего появления на свет, что в случае наступления беды ему будет оказана защита, поддержка в лице папы и мамы. Возможно, не все со мной согласятся, но ориентируясь на личный жизненный опыт, с уверенностью могу сказать, что никакие материальные ценности, сопряженные с последующими развлечениями, культурными досугами не заменят полноценного семейного счастья, когда есть понимающие тебя родные люди (точнее родители), порой способные простить даже самые тяжкие погрешности.

Вот было же время, когда библиотечная литература, научные публикации, монографические работы ученых достойным образом отмечались ценителями духовного богатства, когда дети были заняты учебным процессом, развлекательными играми и им просто-напросто физически не хватало времени на всякие бесцельные деяния. Нынешнему поколению предоставляется столько свободного времени, что и является первым фактором, ведущим к безнадзорности.

Несовершеннолетними правонарушителями являются обычные дети, которым родители дали жизнь, но в силу определенного стечения обстоятельств и иных причин не сумели создать благоприятные социальные условия, где ребенок ощущал бы себя полноценным членом общества. Поэтому при квалификации вины несовершеннолетнего следует учитывать некоторые критерии, способствовавшие совершению данного общественно-опасного деяния.

Такая проблемная группа, как беспризорные и безнадзорные несовершеннолетние, оказывает активное влияние на социально-психологическую адаптивность человека в системе государственной власти. И лишь детальная реставрация представлений о подростковом поведении, возможно, станет базисной основой научного аспекта социальной психологии и педагогики. 

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 – ФКЗ) // СПС «Консультант плюс»; 
2. Кривоносов А.Н. Правовые и организационные основы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних органами внутренних дел: дис. … канд. юрид. наук. – М., 2003. – 18 с;
3. Мельникова Э. Будет ли в России ювенальная юстиция? // Российская юстиция. - 1998. - № 11. – С.  40;
4. Озеров В.А. Детская беспризорность и безнадзорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России. // Право и образование. - 2002. - № 1. – С. 7;
5. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 года № 120 – Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 1 с.