Статья:

Интеллектуально-волевой вектор движения правоотношения: на примере гражданских правоотношений

Конференция: XL Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Машуков Р.А. Интеллектуально-волевой вектор движения правоотношения: на примере гражданских правоотношений // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XL междунар. науч.-практ. конф. — № 5(40). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 40-46.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Интеллектуально-волевой вектор движения правоотношения: на примере гражданских правоотношений

Машуков Роман Александрович
канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Луганский государственный университет имени В. Даля, Украина, г. Луганск

 

INTELLIGENT-WILL VECTOR OF MOVEMENT OF LEGAL RELATIONS: ON THE EXAMPLE OF CIVIL LEGAL RELATIONS

 

Roman Mashukov

Cand. legal sciences, associate professor, Associate Professor, Department of State Law Disciplines, Lugansk State University named after V. Dahl, Ukraine, Lugansk

 

Аннотация. В статье излагается идея о движении гражданского правоотношения как теоретико-процедурной стадии его существования. В исследовании автор выделяет отдельное направление движения гражданского правоотношения, которое основано на правосознании, воле и волеизъявлении участника такого правоотношения.

Abstract. The article sets forth the idea of the movement of civil legal relations as a theoretical and procedural stage of its existence. In the study, the author identifies a separate direction of the civil legal relationship movement, which is based on the legal consciousness, will and expression of will of the participant of such a legal relationship.

 

Ключевые слова: правоотношение; гражданское правоотношение; движение гражданского правоотношения; порядок движения; сознание; правосознание; воля; волеизъявление; участник гражданского правоотношения.

Keywords: legal relationship; civil legal relationship; civil legal relationship movement; order of movement; consciousness; legal consciousness; will; expression of will; participant in a civil legal relationship.

 

Совершенствование гражданских отношений на современном этапе становления общества заставляет обратить внимание на усложнение теоретических аспектов, связанных с изучением правовой природы данных отношений. В частности, речь идет о движении гражданского правоотношения как теоретико-процедурной стадии его существования.

Термин «движение» недостаточно распространен в текстах нормативно-правовых актов стран постсоциалистического пространства (РФ, Украина, Республика Беларусь и др.). Пример легального выражения движения гражданского правоотношения содержится в гражданском процессуальном законодательстве. Так, в содержании ГПК стран постсоциалистического пространства регламентировано оставление искового заявления без движения, что является как самостоятельным процессуальным статусом в пределах гражданского процесса, процессуальной стадией рассмотрения искового заявления, в том числе, как представляется, и самостоятельным видом движения гражданского процессуального правоотношения.

В цивилистике советского периода правовые вопросы движения гражданского правоотношения изучались в контексте исследования юридических фактов, динамики гражданских правоотношений и др. Одновременно с этим, на сегодняшний день в юридической науке обосновано самостоятельное значение юридических фактов, а именно, что они являются главным правовым средством, которое обеспечивает движение механизма правового регулирования гражданских правоотношений [2, с. 281]. Это дает основание полагать, что вопросы относительно исследования движения гражданских правоотношений на сегодняшний день в юридической науке являются не достаточно изученными.

Согласно подхода А. Р. Шишки, концепт ст. 1 ГК Украины предусматривает, что неотъемлемой составляющей факта возникновения гражданских отношений является качество воли его участников; свободное волеизъявление участника гражданских отношений происходит тогда, когда внешнее поведение человека подчиняется, определяется его сознанием и реализуется им [1, с. 413]. Следовательно, правосознание участника гражданского правоотношения, его воля, волеизъявление, могут обуславливать порядок движения гражданского правоотношения (как последовательный ход такого движения) и самостоятельный вектор (как возможное направление, вариант) такого движения. Изучение данного аспекта и составляет цель настоящей статьи.  

Категории «пространство» и «время» являются общими условиями, от которых зависит движение правоотношений, в том числе и гражданских. Учитывая свойство времени, представляется возможным констатировать, что любое гражданское правоотношение осуществляет свое движение перспективно и устремляется в будущее. Ретроградное движение правоотношения физически не возможно. Категории пространства и времени тесно взаимосвязаны и, зачастую, пересекаются относительно конкретного правоотношения.

Правосознание, как представляется, порождает внутреннюю убежденность участника гражданского правоотношения в сущности определенного правоотношения или правового явления; воля является индикатором осознанности такого правоотношения или правового явления; волеизъявление – определенные действия (бездействия), как результат выражения воли. Одновременно с этим, правосознание может иметь и трансформированный характер, что может повлиять на порядок движения гражданского правоотношения. В этой связи приведем следующий пример относительно искажения участниками гражданского правоотношения категории «время» в рамках отдельного случая. Так, стороны заключили договор на определенный срок. За нарушение условий относительно соблюдения срока выполнения обязательства должником, в договоре предусмотрен способ обеспечения обязательства в виде неустойки. По истечению срока, указанного в договоре, должник не выполнил свои обязательства, но кредитор не предъявил претензий и требований, в том числе, не прибегнул к мерам обеспечительного характера. Из данного примера следует, что: 1) стороны обладают необходимым объемом дееспособности и обоюдно осознают значения и последствия невыполнения условий договора должником в обозначенный срок; 2) кредитор сознательно не предъявляет требований к должнику относительно выполнения условий основного обязательства, не применяет мер по обеспечению обязательств, предусмотренные договором в связи с нарушением срока его исполнения в отношении должника. При этом кредитором не выдан документ о прощении долга, не заключено дополнительное соглашении о приостановлении действия договора и др.

Следующий пример касается категории «пространство» применительно к порядку движению гражданского правоотношения. Так, кредитор считает конкретное обязательство исполненным в надлежащем месте, которое предусмотрено договором, несмотря на то, что реальное выполнение такого обязательства произошло в другой точке пространства (населенный пункт, не обозначенный условиями договора). Как результат, такой договор прекращается его надлежащим выполнением.  Таким образом, основываясь на данных примерах, следует полагать, что деформация (умышленная или не умышленная) правосознания участника правоотношения в сочетании с его волей является следствием искаженного восприятия им действительности и выражения конкретных действий (бездействий) на стадии реализации принадлежащих ему субъективных прав и обязанностей. Это означает, что «время» и «пространство» не являются объективными и абсолютными факторами движения гражданского правоотношения, но самостоятельными отдельными векторами (направлениями) такого движения. Правосознание, воля и волеизъявление участника гражданского правоотношения образовывают самостоятельный вектор движения гражданского правоотношения. Условно его можно обозначить как «интеллектуально-волевой».  Данный вектор имеет обособленный характер на ряду с векторами пространства и времени. Условно, соотнесение данных векторов можно представить на примере следующего уравнения:

В приведенном уравнении буквы «ГП» обозначают термин «гражданское правоотношение», что подчеркивает факт его образования (юридический факт, лежащий в основе его возникновения датируется прошлым либо настоящим). Латинская буква «Т»  означает категорию времени и знаменует самостоятельный вектор движения гражданского правоотношения – «темпоральный»; латинская буква «S» – категорию пространства, и, соответственно, самостоятельный вектор – «территориальный»; буквы ИВВ обозначают «интеллектуально-волевой» вектор; стреловидная прямая с указателем – перспективная прямая, обозначающая движение правоотношения в соответствии со всеми векторами из настоящего в будущее (наличие трех перспективных прямых в рамках пути движения ГП подчеркивает самостоятельный характер каждого вектора, возможность их не совпадения на пути движения правоотношения); математический знак «{» – объединенное соответствие всех трех векторов, что, как правило, характерно для большей части порядков движения гражданских правоотношений вначале пути такого движения (данный знак так же может находиться и в конце обозначенного пути движения, однако, с учетом контекста данного исследования, умышленно его там не указываем).

Поскольку интеллектуально-волевой вектор движения гражданского правоотношения напрямую зависит от сознания и психологического восприятия действительности участником правоотношения, следует полагать, что ему свойственны определенные фазы. Т.е. восприятие действительности в рамках конкретного правоотношения его участником имеет фазы, которые сжидятся на перспективном пути движения правоотношения в пространстве и времени.

М. С. Строгович отмечает, что сам факт издания закона и его опубликования ко всеобщему сведению оказывает определенное воздействие на сознание людей, побуждая их совершать одни действия и воздерживаться от других [3, с. 81]. Данный подход представляется справедливым и для участников гражданских правоотношений, в частности, относительно заключения между ними договора и появления обязательных для сторон норм. Следовательно, первая фаза интеллектуально-волевого вектора движения гражданского правоотношения – фаза «позитивного выражения правоотношения» (далее – ПВП) характеризуется облачением его в определенную форму, например, появления системы норм, которые обуславливают его правовое регулирование (сделка, договор и др.).

Фаза «восприятия позитивного права участником правоотношения» (далее – ФВПП) интеллектуально-волевого вектора движения гражданского правоотношения обуславливает степень интеллектуального восприятия конкретной нормы права участниками правоотношения. Так, например, ГК РФ предусмотрена возможность признать сделку недействительной, если она совершена под влиянием заблуждения (ст. 178). Т. е. на стадии ПВПП, например, одна из сторон знала содержание системы норм, обеспечивающих правовое регулирование гражданского правоотношения, в частности, имевшего форму сделки. Однако, ложно восприняла их сущность и значение. Субъективное убеждение лица в правильности полученной информации в соединении с его волей руководило его дальнейшими действиями, что повлекло или возникновение гражданского правоотношения и / или, послужило «разрешением» для дальнейшего его движения. Следовательно, ФВПП является судьбоносной касательно движения конкретного правоотношения, т. к. обуславливает весь путь движения гражданского правоотношения в пространстве и времени, либо его части.

Третья фаза интеллектуально-волевого вектора движения гражданского правоотношения обусловливает выражение воли участника гражданского правоотношения, что на практике имеет форму конкретных действиях, либо воздержание от таковых. Условно ее обозначим как фазу «выражения воли» (далее – ФВВ) участником гражданского правоотношения. На этой фазе интеллектуально-волевого вектора движения гражданского правоотношения представляется зримой сама динамика (процесс движения) гражданского правоотношения: происходят действия, направленные на приобретение или прекращение права собственности, внешнее выражение приобретают правоотношения по оказанию услуг (предоставляется услуга и представляется возможным оценить ее качество) и др. На этой фазе интеллектуально-волевого вектора движения гражданского правоотношения, такое правоотношение может вступать во взаимодействие со смежными правоотношениями (административными, трудовыми, налоговыми и др.). Одновременно с этим, если все фазы, предшествующие фазе ФВВ не привели к ее наступлению, указанные смежные правоотношения так же не появятся на орбите социальных отношений.

Представляется, что вышеприведенные фазы интеллектуально-волевого вектора движения гражданского правоотношения имеют самостоятельное значение. Каждая последующая фаза зависит от предыдущей. Например, невозможна реализация субъективных прав стороны договорного обязательства без «внешнего» выражения данного договора, без уяснения значения сути правоотношения (например, договора), невозможна логичная, добросовестная и законная реализация субъективных прав и обязанностей сторон такого правоотношения. Следовательно, для указанных фаз характерна упорядоченная поочередность, что схематически можно выразить в следующем уравнении:

ИВВ = ПВПП > ФВПП > ФВВ

В данном уравнении ИВВ – означает сам «интеллектуально-волевой вектор» движения гражданского правоотношения; математический знак «=» – указание на содержание данного вектора; математический знак «>» – обязательность последовательности наступления фазы за фазой; «ПВПП», «ФВПП», «ФВВ» – самостоятельные фазы интеллектуально-волевого вектора движения гражданского правоотношения, содержание которых мы приводили выше. 

Исходя из изложенного следует, что случаи, когда сознание и воля участников гражданских правоотношений образовывают самостоятельный порядок движения гражданского правоотношения распространены на практике. Ситуации, когда правосознание и воля главенствуют над векторами пространства и времени являются, скорее, исключением из общепринятых правил применительно к движению гражданских правоотношений. Тем не менее, такие исключения порождают необходимость исследования вариантов движения гражданского правоотношения, когда, например, участники умышленно искажают алгоритм движения гражданского правоотношения, а когда нет, в том числе, изучение последствий такого волеизъявления участников правоотношения на ход его движения. В изучении данного аспекта и усматривается перспектива дальнейших исследований. 

 

Список литературы:
1. Пленюк М. Юридичні факти в доктрині приватного права України: монографія / М. Пленюк, А. Коструба. − К.: Науково-дослідний інститут приватного права і підприємництва імені академіка Ф.Г. Бурчака НАПрН України, 2018. − 288 с.
2. Шишка А. Р. Концепт статьи 1 Гражданского кодекса Украины: методологический путь к познанию и проблемы / А.Р. Шишка // Методология исследования проблем цивилистики. Сборник статей, посвященных памяти профессора А. А. Пушкина. − Харьков.  «Право». 2017. − С. 389 – 414. 
3. Строгович М. С. Избранные труды. Проблемы общей теории права. − Т.1. Отв. ред. С.Н. Братусь. − М.: «НАУКА», 1990. − 304 с.