Избирательные права граждан Российской Федерации и иностранных граждан на выборах в органы местного самоуправления
Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
XI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Избирательные права граждан Российской Федерации и иностранных граждан на выборах в органы местного самоуправления
ELECTORAL RIGHTS OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND FOREIGN CITIZENS ON ELECTIONS TO THE LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES
Michael Mnatsakanyan
Bachelor of Law, Russian Peoples' Friendship University, Russia, Moscow
Аннотация. Политические права и свободы, а так же право избирать и быть избранными, предоставляются каждому гражданину любого государства. Данные права, обеспечивают участие в управлении делами на местном уровне гражданам, помимо этого данные права предполагают решение проблем реализации властных полномочий, определение задач, содержания и форм деятельности государства. Но в настоящее время на данном этапе развития местного самоуправления многие государства наделяют правом избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и иностранных граждан.
Abstract. Political rights and freedoms, as well as the right to elect and be elected, are granted to every citizen of any state. These rights, provide for participation in the management of affairs at the local level to citizens, in addition, these rights presuppose the solution of problems of exercising power, the definition of tasks, content and forms of state activity. But at the present time, at this stage of local government development, many states give the right to elect and be elected to local self-government bodies and foreign citizens.
Ключевые слова: избирательное право; местное самоуправление; право; гражданин; иностранный гражданин; муниципальное образование.
Keywords: suffrage; local government; law; citizen; foreign citizen; municipal entity.
Выборы в органы местного самоуправления – это мероприятие, в процессе которого граждане РФ, проживающие в муниципальных образованиях реализуют свое конституционное право самостоятельно, непосредственно, посредством голосования осуществлять формирование органов местного самоуправления и реализовывать другие права, которые позволяют упорядочивать и структурировать местное самоуправление. Другими словами, выборы в органы местного самоуправления – это совокупность организационно-правовых мероприятий, направленных на избрание депутатов местных представительных органов, а также различных выборных должностных лиц муниципальной власти. В соответствии с Конституцией РФ выборы представляют собой высшее непосредственное выражение народной власти, способ реализации гражданами местного самоуправления. Выборы в органы местного самоуправления являются основой формирования местной публичной власти, поскольку выступают единственным способом по формированию представительных органов и замещения должностных лиц в муниципальных образованиях Российской Федерации.
Выборы в органы местного самоуправления осуществляются при реализации избирательного права. Понятие «избирательное право» используется в двух смыслах: в объективном и в субъективном.
Объективное избирательное право – это комплекс правовых норм, регламентирующих совокупность социальных отношений, которые возникают при проведении выборов. В современном мире именно посредством выборов осуществляется формирование большей части органов государственной власти. Посредством объективного избирательного права регламентируется важная форма участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства.
Субъективное избирательное право – это возможность граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции РФ за гражданами РФ закреплено как право избирать (пассивное), так и право быть избранным (активное) субъективное избирательное право[1,с.13]. Но также одновременно установлены и определенные ограничения. В частности, Конституцией РФ устанавливается возрастной ценз, ценз оседлости и ценз гражданства. Помимо этого, какого-либо избирательного права в силу лишаются две категории граждан РФ: недееспособные граждане и граждане, которые отбывают в виде лишения свободы уголовное наказание.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к субъективным избирательным правам относятся права: выдвигать на выборные должности кандидатов, участвовать в предвыборной агитации, наблюдать за проведением выборов и участвовать в прочих связанных с проведением выборов мероприятиях.
Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ уточняются территориальные пределы по действию активного избирательного права и вводятся ограничения пассивного избирательного права. В частности, активное избирательное право гражданин РФ ограничивается пределами избирательного округа, в котором граждане имеют место жительства. По отношению к пассивному избирательному праву закон вводит более серьезные ограничения. Так, пассивным избирательным правом не могут обладать граждане РФ, имеющие гражданство иного государства, постоянно проживающие за рубежом граждане РФ.
При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательное право реализуется на тех же условиях, что и при федеральных и региональных выборах.
Необходимо отметить, что гражданин РФ, достигший 21 года, имеет право избираться депутатом в представительный орган местного самоуправления или на должность главы муниципального образования. Отдельно стоит выделить тот момент, что гражданин РФ вправе имеет право избираться депутатом в представительный орган местного самоуправления или на должность главы муниципального образования в независимости от того проживает он на территории данного муниципального образования или нет.
Большой интерес в ходе выборов в органы муниципальной власти имеет избирательные права иностранных граждан. Иностранные граждане, проживающие постоянно на территории Российской Федерации, в соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в порядке и случаях, предусмотренных федеральным законодательством, обладают правом избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» иностранным гражданам предоставляется активное и пассивное избирательное право.
Необходимо отметить также ряд других нормативно-правовых актов, регламентирующие избирательные права иностранных граждан. К их числу можно отнести:
1) Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ иностранные граждане, преимущественно или постоянно проживающие на территории муниципального образования, при осуществлении местного самоуправления обладают правами на основании международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.[2,с.5]
2) Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»:
В соответствии с ч.10 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ на основании международных договоров РФ и в установленном законом порядке, постоянно проживающие на территории муниципального образования иностранные граждане обладают правом избирать и быть избранными в органы муниципальной власти, участвовать в избирательных действиях, в местном референдуме на одинаковых с гражданами РФ условиях [3,с. 7].
3) Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ постоянно проживающие в муниципальном образовании иностранные граждане, на основании международных договоров РФ и в установленном законом порядке, обладают правом избирать депутатов представительных органов и выборных должностных лиц муниципальной власти, являться избранными депутатами данных органов и выборными должностными лицами, а также принимать участие в других избирательных действиях на одинаковых с гражданами РФ условиях.
Таким образом, иностранные граждане способны обладать возможностью принятия участия в российских местных выборах при соблюдении трех условий:
1) постоянного их проживания на территории определенного муниципального образования;
2) заключение международного договора Российской Федерацией с иностранным государством, напрямую фиксирующего в себе избирательные права российских и иностранных граждан;
3) порядок принятия участия иностранных граждан в выборах должен предусматриваться законом, в связи с чем необходимо регламентировать как материальные, так и процессуальные права иностранных граждан.
Необходимо отметить недостаток, с одной стороны, понятного перечня избирательных прав для иностранных граждан, которые связаны с процедурами и стадиями избирательного процесса[4,с.40]. Так, с назначением выборов, выдвижением кандидатов, составлением списков избирателей, поддержкой инициативы по выдвижению, участию в предвыборной агитации и пр., которые, бесспорно, должны обладать содержательной спецификой для данных лиц. С иной стороны - должного механизма их реализации, который регламентирован Федеральным законом об основных гарантиях. Кроме этого, анализ вышеуказанных норм законов дает возможность утверждать о расхождениях в точки зрения законодателя, который называет разные критериальные формулы, обусловливающие одно условий участия иностранных граждан в выборах: постоянное проживание либо постоянное или преимущественное проживание.
К двусторонним международным договорам РФ, которые регулируют статус граждан иностранных государств, проживающих в Российской Федерации постоянно, относятся соглашения, которые были заключены со странами СНГ. Наряду с этим в Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках СНГ содержится норма, которая запрещает какое-либо косвенное или прямое участие иностранных граждан в реализации деятельности, содействующей либо препятствующей выборам как в органы местного самоуправления[5]. Но ее нельзя расценивать как факт отрицания принадлежности избирательных прав к указанным лицам, о чем в Конвенции, кстати, не сказано прямо. Здесь идет речь о деятельности иностранных граждан при избирательной кампании, способной оказать на ее результаты определенное влияние (участие в предвыборной агитации, в финансировании и прочее)[6,с.101].