Нормотворчество в муниципальных образованиях: проблемы теории и практики
Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия
Нормотворчество в муниципальных образованиях: проблемы теории и практики
Rulemaking in municipalities: problems of theory and practice
Kvach Sergey Sergeevich
scientific director, candidate of legal sciences, associate professor, Ugra State University, Russian Federation, Khanty-Mansiysk
Abdullina Ekaterina Faritovna
student, Ugra State University, Russian Federation, Khanty-Mansiysk
Аннотация. Данная научная статья посвящена исследованию некоторых проблемных вопросов правотворческой деятельности органов местного самоуправления, связанных с несовершенством правового регулирования и правоприменительной практики.
Abstract. This scientific article is devoted to the study of some problematic issues of law-making activity of local self-government bodies, connected with imperfection of legal regulation and law enforcement practice.
Ключевые слова: местное самоуправление; правовое регулирование; нормотворчество; население.
Keywords: local government; legal regulation; rule-making; population.
Одним из приоритетных направлений деятельности муниципальных образований является нормотворчество. Результатом муниципального нормотворчества является нормативный акт, принимаемый непосредственно населением или издаваемый органом местного самоуправления.
В настоящее время в законодательстве отсутствует понятие нормативного правового акта для определения муниципального правового акта. К примеру, Конституция Российской Федерации в принципе не содержит норм о правотворчестве местного самоуправления, хотя и закрепляет самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий (ст. 12) [1]. Мы можем встретить определение муниципального правового акта лишь в ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2]. Муниципальные правовые акты закрепляют статус самого муниципального образования, систему органов местного самоуправления, наделяют органы местного самоуправления полномочиями. Компетенция местного самоуправления также определена в ФЗ № 131-ФЗ, в рамках которой муниципальное образование осуществляет правовое регулирование. Однако пределы нормотворческой компетенции законодательно четко не определены, что порождает сложности в правотворческой деятельности муниципальных образований. Так, в соответствии с ФЗ № 131-ФЗ, к вопросам местного значения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в и (или) последствий терроризма и экстремизма в муниципального образования. А в ст. 4 и 5 ФЗ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О экстремистской деятельности» закреплено, что федеральные исполнительной власти, исполнительной субъектов Российской и местного участвуют в противодействии экстремистской в своей [3].
Анализ федерального законодательства сделать о том, что четкое определение местного по в профилактике терроризма и экстремизма, а в и (или) последствий проявлений и в поселения. в правовом приводит к того, что всё-таки от органов самоуправления, правовые акты на уровне они могут принять по полномочий в этой сфере. РФ не разъясняют органов самоуправления, просто дублируя положения законов [5].
К местного значения всех муниципальных отнесено и мер по противодействию коррупции. в виде данный вопрос местного значения, не компетенцию образований разных уровней. Так, в с нормой, в ст. 1 ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О коррупции», под противодействием коррупции деятельность органов власти, органов власти РФ, местного … в их полномочий: по коррупции, в том по выявлению и устранению коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, и коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по и (или) ликвидации последствий правонарушений [4].
Формулировки вопросов местного позволяют органы самоуправления разнообразным полномочий по экстремизма, и пр. Отсутствие определения местного и их с предметами Российской и РФ привести к ограничению принципа органов самоуправления, расширению вмешательства в их органов государственной власти. о местного содержится и в иных законах. ситуация возможность местного самоуправления в правового поля.
Одним из способов решения является органам самоуправления при осуществлении деятельности со органов [6]. Муниципальные образования взаимодействовать с государственной власти субъектов РФ по правотворческой деятельности, консультации, необходимую и поддержку в создания системы нормативных актов образований, типовые правовые акты, органами власти РФ. Однако на день отношений органами самоуправления и органами власти РФ законодательная неопределенность в их и сотрудничества. предлагается законодательно формы органов местного самоуправления и государственной субъектов РФ посредством включения в ФЗ № 131-ФЗ главы «Взаимодействие органов государственной субъектов Федерации и местного самоуправления», в закрепить и цель органов государственной субъекта РФ и местного самоуправления, принципы и такого взаимодействия, а формы. В муниципального нормотворчества активно и население. У населения, участвующего в правовых актов, заинтересованность в их исполнении.
Дальнейшему совершенствованию процесса образований послужил бы уже положительный опыт на муниципальных образований, а также на Российской и ее субъектов. Представляется, что недостаточно международный опыт местного и его непосредственного с государством.
Подводя итоги, следует сказать, что правовые акты не результатом нормотворческой муниципального образования, но и основой для нее. нормотворческой муниципальных во многом от форм органов самоуправления с органами власти и населением, в положительно влияют на целей и в муниципального нормотворчества.