Статья:

ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

Конференция: LXXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Миниярова В.М. ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXX междунар. науч.-практ. конф. — № 9(80). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

Миниярова Вера Михайловна
магистрант, кафедра гражданско-правовых дисциплин, Восточно-Сибирский институт экономики и права, РФ, г. Иркутск

 

Аннотация. В представленной статье рассматривается общее понятие и особенности правовой регламентации договора перевозки грузов автомобильным транспортом, исходя из его понятия, субъектного состава и содержания.

 

Ключевые слова: автомобильные перевозки грузов, особенности договора перевозки грузов автомобильным транспортом, договор автоперевозки грузов, транспортные договоры.

 

Целью настоящей статьи является исследование правового регулирования, а также выявление характерных особенностей договора автомобильной грузоперевозки на основе действующего законодательства в данной сфере.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

- дать правовую оценку договору автомобильной грузоперевозки;

- изучить виды договоров автомобильной перевозки грузов;

- рассмотреть ответственность по договору автомобильной перевозки грузов.

В настоящее время при росте территориальной мобильности во всех сферах общественной жизни, повышении необходимости быстрого перемещения различных объектов в условиях интенсивного развития промышленности, сельскохозяйственного производства, выхода торговли в Интернет, расширении логистических цепочек, роль транспорта существенно выросла.

Реализация экономической деятельности в сфере транспортной отрасли осуществляется на основе специально установленных для нее правилах. Транспортная сфера нацелена на оказание специфических услуг, связанных с перемещением людей или грузов в пространстве и выступает одним из видов услуг, поэтому при ее осуществлении не происходит создание каких-либо предметов материального мира. Ценность транспортной деятельности в создаваемом экономическом эффекте, который проявляется при перемещении груза или пассажиров из одного места в другое.

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом входит в отдельную группу гражданско-правовых договоров, именуемых транспортными. В юридической науке уже неоднократно поднимался вопрос о необходимости выделения транспортных обязательств в отдельный вид, так как транспорт выполняет специфическую функцию по перемещению грузов в пространстве [3].

В связи с тем, что в Гражданском кодексе РФ нет специальных норм, регламентирующих договор перевозки грузов автомобильным транспортом, то высокую значимость приобретает рассмотрение правовой природы данного договора, в основу которого должны быть положены общие положения, свойственные перевозочным договорам.

В юриспруденции договор определяется как соглашение двух или нескольких лиц, определяющий порядок установления, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей. Договора регулируются нормами главы 9 ГК РФ о сделках [1]. Также к возникающим из договоров обязательствам применяются изложенные в ст. 307-419 ГК РФ положения, если иные правовые позиции не отражены правилами положений ГК РФ о договорах и в главах по отдельным видам договоров.

Заключение договора основано на свободном волеизъявлении. Условия, содержащиеся в договоре, определяются самими сторонами, кроме тех случаев, когда соответствующее условие установлено законом.

Возмездность договора определяется условием платы или иного встречного представления за исполнение обязанностей по нему стороной договора. Если же одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного представления, то такой договор является безвозмездным. Цена договора устанавливается соглашением сторон. В ряде случаев при определении в законе цены могут быть фиксированными (например, тарифы и ставки) и регулируемыми государственными органами. Цена после заключения договора может быть изменена только на условиях, определяемых договором, нормами закона или иным, установленным законом порядком.

С момента заключения договор вступает в силу и становится обязательным для его выполнения сторонами. В договоре или нормах закона могут предусматриваться положения, в соответствии с которыми истечение срока действия договора влечет за собой и прекращение обязательств сторон по договору.

Договор автомобильной перевозки грузов является публичным. При заключении публичного договора компания не имеет права отказать в заключении договора лицу, которое к ней обратилось, кроме исключений, которые установлены законом и иными правовыми актами.

Классификация договоров автомобильных грузоперевозок осуществляется по различным основаниям. При классификации по моменту заключения договора грузоперевозки определяется как реальный договор грузоперевозки конкретного груза. Любые другие виды договоров грузоперевозки являются консенсуальными, т.е. договор заключается в момент оплаты или предоплаты, с которого грузоотправитель получает право требования от перевозчика выполнения своих обязательств в рамках договора [7].

Выделяя в качестве критерия классификации договоров автомобильной перевозки предмет договора, можно определить, например, договоры перевозки грузов, к которым относится, в том числе, реальный договор перевозки конкретного груза, а также договор об организации перевозок, имеющий консенсуальный характер. Предметом договора является перевозка в первом случае и организация перевозок грузов во втором случае.

При выборе в качестве основания классификации субъектного состава отношений в рамках договора перевозки, можно выделить договор перевозки грузов (может быть и реальным, и консенсуальным), заключаемый между перевозчиком и грузоотправителем, а также договор о порядке организации работы по обеспечению перевозок, заключаемый между различными транспортными организациями.

Обязательства, заключающиеся в перевозке людей и грузов, являются одним из ключевых элементов системы правоотношений, входящих в гражданское право. Оказание услуг, связанных непосредственно с реализацией процесса перевозки на различных этапах, основано на обязательствах в сфере деятельности по перемещению материальных ценностей и связано с деятельностью по экспедиционному обслуживанию. Согласно утверждению Н.А. Бочкаревой, с которым следует согласиться, основой транспортного обязательства выступают обязательства по перевозке, что связано с тем, что возникновение отношений по перевозке обуславливается потребностями потребителей в перемещении в пространстве грузов или людей с помощью транспортных средств [4].

В качестве субъектов правоотношений по перевозке, как правило, выступают следующие участники: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в осуществлении перевозки (владелец груза или заказчик услуг перевозки).

В главе 40 ГК РФ [2] содержится формулировка перевозки груза. Предметом договора определяется деятельность перевозчика, направленная на перемещение грузов к месту назначения, определенного заказчиком, а также выдачу груза лицу, которое имеет право на его получение, суть которой не меняется в зависимости от вида транспорта, задействованного в перевозке, а также от вида договора перевозки.

П. 1 ст. 785 ГК РФ содержит положение, указывающее на обязанности сторон по договору перевозки грузов автомобильным транспортом, заключающиеся в доставке перевозчиком переданного ему грузоотправителем груза с последующей передачей этого груза грузополучателю, имеющему право на его получение. При этом грузоотправитель обязан сделать оплату за оказанные услуги по перевозке в объеме, предусмотренном договором. В свою очередь М.В. Таралин отмечает, что нормативно закрепленное определение договора перевозки обуславливает взаимный и возмездный его характер [8]. Возмездный характер обуславливается тем, что за перевозку перевозчик получает вознаграждение. Взаимность договора основана на взаимных правах и обязанностях перевозчика и заказчика.

Перевозчик имеет обязанность по перевозке груза и право на получение соответствующей оплаты за указанные услуги, а грузоотправитель имеет обязанность оплатить услуги перевозчика и право на перевозку обозначенного в договоре груза и в указанное место. После принятия груза перевозчиком у грузоотправителя, договор считается заключенным и относится к виду действительных договоров. Данное положение подтверждается высказываниями и других цивилистов. Так, О.В. Карпеев и А.В. Котов указывают на то, что отнесение договора перевозки груза к реальным договорам основывается на том, что обязательства перевозчика распространяются только на те грузы, которые он получил от грузоотправителя и принял их согласно определенному законом и договором порядку для доставки в место назначения [5]. Но следует отметить, что частные случаи договоров перевозки грузов могут быть консенсуальными. Консенсуальным договор перевозки груза становится в случае принятия на себя перевозчиком обязательства по предоставлению транспортного средства еще до вверения ему груза для перевозки. Договор перевозки грузов является к тому же публичным при соблюдении условий, обозначенных в ст. 789 ГК РФ. Ст. 793 ГК РФ предусматривает ответственность за неисполнение обязательств по перевозке или при их ненадлежащем исполнении. В ст. 797 ГК РФ содержит норму, обязывающую предъявить претензии перевозчику, прежде чем предъявить ему иск. По обязательствам договоров грузоперевозки сроки исковой давности составляют один год, который исчисляется с момента возникновения обстоятельств, влекущих за собой гражданско-правовую ответственность.

Особо следует обратить внимание на отграничение договора перевозки грузов автомобильным транспортом от смежных гражданско-правовых договоров, как, например, договоры подряда, аренды, хранения и др. В связи с этим, Д.А. Токарев и А.В. Бородычев считают, что отличать договор перевозки от смежных гражданско-правовых договоров, следует на основе особенностей предмета договора перевозки груза автомобильным транспортом [9]. Например, договором подряда определяются экономические отношения, формируемые в области изготовления или переработки вещественных ценностей, то есть связаны с непосредственной производственной деятельностью. Отличие договора перевозки от договора подряда заключается в том, что последний имеет тесную связь со сферой обращения. Итогом деятельности подрядчика становится вещественный результат. А после деятельности перевозчика никакой осязаемой формы не появляется. Реализация договора хранения нацелена на сохранении вещи с последующей передачей ее второй стороне договора. Деятельность перевозчика по сохранению груза и его последующей передаче грузополучателю не является отдельной экономической услугой, а совершается как сопутствующее действие, нацеленное на перемещение объекта сделки. Предметом договора аренды является предоставление арендатору конкретных вещей во временное пользование или владение. А предметом договора перевозки выступает транспортная услуга, которая реализуется через деятельность по доставке грузов к месту, обозначенному в договоре.

В научной литературе не раз высказывалось мнение, которое в качестве одной из особенностей транспортных услуг указывало совпадение времени процесса потребления услуги и времени ее производства, под которым подразумевается деятельность по перевозке [6]. С данным мнением следует согласиться, так как приведенное утверждение определяет экономическую сущность услуги перевозки. При этом следует обратить внимание на то, что грузоотправитель рассчитывает не только на совершение работы по перемещению грузов, но и ждет получения удовлетворяющего его результата, заключающегося в доставке груза в пункт назначения и передаче его получателю. Достижение же результата может быть реализовано только в случае действительного прибытия груза в место назначения. Но следует отметить, что данный признак присутствует и у других видов договоров, которые также связаны с перемещением грузов, так как их правовая регламентация в корне отличается. Например, работы, нацеленные на разгрузку или погрузку, а также подъем предметов интерьера в квартиру многоэтажного дома также направлены на перемещение грузов, но указанный вид работ не является перевозкой.

Основной отличительной чертой перевозки, которая определяет особый правовой статус, выступает характер выполняемой работы, заключающийся в перемещении пассажиров или грузов в пространстве и только с применением транспортных средств. Применение при исполнении договора перевозки транспортных средств для достижения конечной цели перевозки, т.е. передачи груза непосредственно грузополучателю, выступает тем основанием, по которому договор перевозки отличается от договора возмездного оказания услуг и договора подряда.

Обязанностью перевозчика при исполнении договора перевозки груза выступает подача исправного и пригодного для перевозки данного груза транспортного средства грузоотправителю под погрузку в срок, установленный договором. При несоблюдении указанных условий грузоотправитель имеет право отказаться от поданных под погрузку транспортных средств (ст. 791 ГК РФ). Регламентация порядка, сроков подачи заявок отправителем, их форма, содержания, порядок, сроки согласования и рассмотрения осуществляется в транспортных кодексах, уставах и правилах перевозок. Условия договора перевозки включаются в соответствующий транспортный документ – товарно-транспортная накладная или акт замера (взвешивания). Факт подготовки и выдачи грузоотправителю транспортной накладной являются подтверждением заключения договора перевозки грузов.

Рост спроса на автомобильные перевозки обуславливает их массовый характер, вследствие чего договоры перевозки грузов автотранспортом стали определяться не как индивидуально-определенные сделки, а через стандартный шаблон договора, соответствующий положениям ст. 428 ГК РФ, что серьезно повлияло на качество гражданско-правовых отношений, снизив его уровень и спровоцировав большое количество споров.

Вывод: перечисленные выше положения позволяют сделать заключение о том, что договор перевозки грузов автомобильным транспортом выступает специфической категорией в системе транспортных договоров, регулируемых гражданским и транспортным правом Российской Федерации. Данный договор не может быть отождествлен с другими, в том числе со смежными договорами, поэтому необходимо произвести модернизацию действующего гражданского и транспортного законодательства, учитывая специфику рассматриваемого договора.

Отличительными признаками договора перевозки грузов являются реальность, возмездность, публичность и двухсторонний характер. Урегулирование споров по договору перевозки грузов осуществляется в претензионном порядке, а судебный порядок привлечения к гражданско-правовой ответственности возможен только в случае исполнения требований о предварительном претензионном порядке. Срок исковой давности по договорам перевозки грузов автомобильным транспортом составляет один год с момента определения обстоятельств, нарушивших выполнение договора.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть 1): федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2): федеральный закон от 26.01.1996 г № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.
3. Бородычев А.В. Ответственность перевозчика по договору перевозки грузов автомобильным транспортом // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 47. С. 946-953.
4. Бочкарева Н.А. Перевозка грузов на особых условиях (автомобильный транспорт). М.: АСТ, 2022. 288 с.
5. Карпеев О.В., Котов А.В. Правовая природа договора об организации перевозок грузов на автомобильном транспорте // Транспортное право. 2021. № 1. С. 14-18.
6. Колмогоров М.В., Хайсов И.В. Понятие и правовая природа договора перевозки груза автомобильным транспортом // Управление социально-экономическим развитием: инновационный и стратегический подходы: сборник научных трудов по материалам Национальной научно-практической конференции. Гатчина: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2021. С. 100-103.
7. Сафиуллин Р.Р. Грузовые перевозки: учебное пособие. М.: Директ-Медиа, 2022. 342 с.
8. Таралин М.В. Договор перевозки груза автомобильным транспортом // Молодой ученый. 2023. № 22 (469). С. 343-346.
9. Токарев Д.А., Бородычев А.В. Существенные условия договора перевозки грузов автомобильным транспортом [Электронный ресурс] // Коррекционно-педагогическое образование: электронный журнал. 2021. № 6 (30). С. 202-207. – URL: https://static.s123-cdn-static-d.com/uploads/ 4064978/normal_61b34d8320177.pdf (дата обращения: 25.08.2023).