Статья:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ НЕДЕЕСПОСОБНЫХ ЛИЦ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ И ПРОЦЕССЕ

Конференция: LXXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Зайцева Д.С. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ НЕДЕЕСПОСОБНЫХ ЛИЦ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ И ПРОЦЕССЕ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(88). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ НЕДЕЕСПОСОБНЫХ ЛИЦ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ И ПРОЦЕССЕ

Зайцева Дарья Сергеевна
студент Калужского филиала Всероссийского государственного университета юстиции (бывш. РПА Минюста России), РФ, г. Калуга

 

IMPROVING THE RIGHTS OF INCAPACITATED PERSONS IN CIVIL LAW AND PROCEDURE

 

Daria Zaitseva

Student of the Kaluga branch of the All-Russian State University of Justice (formerly RPA of the Ministry of Justice of Russia), Russia, Kaluga

 

Аннотация. В правовом государстве права и свободы личности и гражданина признаются высшей ценностью и основой правового статуса в обществе. Физическое лицо обладает гражданско – правовой правосубъектностью, однако в некоторых случаях она исключает дееспособность гражданина, и встает вопрос об обеспечении и защите прав и интересов лица, которыми оно обладает, но самостоятельно представлять не способно. В данной статье рассматриваются вопросы совершенствования обеспечения прав недееспособных лиц в гражданском праве и процессе.

Abstract. In a rule-of-law state, the rights and freedoms of the individual and citizen are recognized as the highest value and the basis of legal status in society. An individual has civil legal personality, but in some cases it excludes the legal capacity of a citizen, and the question arises of ensuring and protecting the rights and interests of the person that he has, but is not capable of independently representing. This article discusses issues of improving the provision of the rights of incapacitated persons in civil law and process.

 

Ключевые слова: гражданское право, гражданский процесс, недееспособность, обеспечение прав недееспособных.

Keywords: civil law, civil process, incapacity, ensuring the rights of the incapacitated.

 

Вынесение судом решения о признании гражданина недееспособным влечет за собой утрату им множества принадлежащих ему прав (распоряжение личным имуществом, участие в выборах, вступление в брак, обращение в органы государственной власти и т.д.). Однако это не означает, что лицо теряет свою правоспособность или ограничивается в ней [4; с.31]. Несмотря на то, что естественные права и механизмы их реализации сохраняются за недееспособным лицом, реализация политических, экономических и иные прав становится для физического лица, признанного недееспособным, недоступными. И именно поэтому совершенствование институтов и механизмов обеспечения прав недееспособных лиц является крайне важным направлением деятельности правового государства

Стоит отметить проблему соотнесения состояния и признания недееспособности. Лицо может ввиду своего психического состояния не способно руководить своими действиями и осознавать их последствия – то есть по своему состоянию являться недееспособным, не готовым вступать в гражданско – правовые отношения с четко осознаваемой целью.  Однако, если по предусмотренным законодательством основаниям заинтересованными или уполномоченными лицами в суд не было представлено заявление о признании гражданина недееспособным, то возникает казус фактического состояния и правосубъектности гражданина. Стоит также упомянуть, что лицо в любой момент все же может быть признано недееспособным по заявлению заинтересованных лиц, что может повлечь за собой оспаривание совершенных им ранее сделок и прочие правовые последствия [2; с.426].

Орган опеки и попечительства не может отслеживать состояние всех граждан на подведомственной ему территории на предмет удовлетворительности их психического состояния. Решение о направлении в суд заявления может быть принято органом опеки и попечительства только в случае выявления им фактов, свидетельствующих о возможном наличии психического заболевания у лица (например, по итогам наблюдений или беседы с гражданином, проведенных на основании имеющейся информации о наличии у него признаков психического расстройства или получении ее из обращений граждан) [1]. Стоит отметить, что законодательством не урегулирован специальный процессуальный порядок проведения проверок при наличии сведений о наличии у определенного лица признаков психического расстройства, на основании наличия которого впоследствии суд может признать гражданина недееспособным [3; с.79].

Лицо, в силу своего психического состояния неспособное понимать значение своих действий и осознавать их последствия, но не представшее перед судом как потенциально недееспособное, является полноценным субъектом гражданско – правового оборота, может приобретать права и нести обязанности на общих основаниях. Конечно, данное положение дел создает опасность в первую очередь для лиц с психическими расстройствами, которые не могут понимать значение своих действий и руководить ими, а также осознавать их последствия, и потому могут навредить своему имущественному положению ввиду совершения определенных юридически значимых действий [6; с.79].

Данная проблема является крайне значимой, поскольку не только создает определенные проблемы гражданского оборота (оспаривание сделок, которые на момент совершения являлись правомерными – например, купли – продажи квартиры, собственником которой являлось лицо, впоследствии признанное недееспособным и на момент совершения сделки уже не способное осознавать смысл своих действий и нести за них ответственность), но и представляет угрозу для самого недееспособного лица, обеспечения и защиты его прав.

В качестве комплексного решения данной проблемы можно предложить внедрение двух новшеств – это формирование Единого государственного реестра недееспособных лиц и внедрение обязательной нормы проверки дееспособности лица, являющегося стороной некоторых сделок.

Итак, стоит начать с первого решения – это формирование и внедрение Единого государственного реестра недееспособных лиц (далее – Реестр). Исходя из названия, можно сделать вывод, что этот реестр будет представлять собой некую информационную базу, где будет размещаться информация о решениях суда по лишению дееспособности физических лиц.

Цель его формирования и внедрения – это обеспечение открытости информации о дееспособности гражданина, который является потенциальным участником гражданско – правовых отношений. Достижение этой цели необходимо для защиты прав и интересов недееспособных граждан, которые могут навредить своему имущественному состоянию, будучи неспособными осознавать смысл своих действий и их последствия, а также здраво оценивать свое желание их наступления. Также достижение указанной цели позволит повысить устойчивость гражданского оборота за счет снижения количества гражданских дел об оспаривании сделок, стороной которых являлось недееспособное лицо [5; с.136].

Реализацию данного решения следует проводить в несколько этапов, которые целесообразнее всего отразить в федеральной программе, исполнителем которой будет являться Министерство здравоохранения РФ (соиполнителями программы может быть назначено Министерство труда и социальной защиты РФ). Отдельным вопросом регулирования внедрения проекта является регулирование наполнения Реестра. Оно должно осуществляться аппаратом судебных органов, принимающих решение о лишении лица дееспособности. То есть с целью реализации проекта необходимо будет внести поправки в ст. 285 ГПК РФ (Решение суда по заявлению об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным) путем добавления п.3 – «Решение суда о признании гражданина недееспособным подлежит обязательному размещению в Едином государственном реестре недееспособных лиц».

Реализация решения по формированию и внедрению Единого государственного реестра недееспособных лиц позволит частично решить проблему совершения сделок лицами, которые являются недееспособными и которые влекут уменьшение стоимости их имущества, и, помимо того, создают проблему гражданского оборота, состоящую в последующем оспаривании сделки даже в случае отсутствия у второй ее стороны корыстного умысла и информации о невозможности лица осознавать свои действия и руководить ими.

Функционирование Единого государственного реестра недееспособных лиц позволит осуществлять сделки с лицами, информацию о дееспособности которых станет возможно запросить до совершения юридически значимых действий (подписания договора, передачи имущества и т.д.). Это снизит количество оспариваемых сделок, совершенных недееспособными лицами, а также будет способствовать защите прав и интересов недееспособных лиц: во-первых, вторая сторона сделки сможет отказываться от нее в случае выявления факта признания гражданина недееспособным и отсутствия корыстных мотивов; во-вторых, увеличится количество судебных решений по делам о требовании применения последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной недееспособным лицом, о том, что дееспособная сторона обязана возместить другой стороне понесенный ею реальный ущерб, поскольку дееспособная получила возможность во всех случаях знать о недееспособности другой стороны.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 №48-ФЗ// Российская газета. - №4. - 2008. – ст.1333.
2. Грамакова Е.А. Факторы и условия, определяющие роль процессов правового обеспечения экономической безопасности недееспособных и ограниченно способных лиц//Экономика и социум. – 2021. - №1(32). – С.424-428.
3. Ерофеева А.Н. Совершенствование деятельности органов местного самоуправления в сфере опеки и попечительства//Современный взгляд на будущее управленческой науки. – 2022. - №12(3). – С. 77-80.
4. Каюмова Н.А. Дееспособность граждан в свете изменений гражданского кодекса Российской Федерации// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2023. - №8(3). – С.34-39.
5. Козлова Н.В. Правовые последствия ограничения дееспособности гражданина, страдающего психическим расстройством//Вестник Московского университета. – 2022. - №1. – С.134-137.
6. Ляшенко А.И. Теоретический анализ понятия недееспособности в российском гражданском законодательстве// Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2022. - №2. – С.78-83.